Анализ сущности финансов и их функций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Финансы насчитывают не одну тысячу лет. Фактически они начали своё развитие с возникновением товарно-денежных отношений, становлением государств, и по настоящее время пронизывают действия людей во всех сферах их деятельности. Финансовые отношения охватывают ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием денежных средств. К финансам не относятся денежные средства, которые обеспечивают личное потребление и обмен. Таким образом, можно сказать, что финансы- это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами- предприятиями, домашними хозяйствами и государством.

Содержание

Введение 3
1 Экономическое содержание финансов 5
1 Сущность финансов 5
2 Место финансов в системе денежных отношений 6
2 Функции финансов 11
3 Финансовые ресурсы и финансовые фонды 16
1 Понятие и состав финансовых ресурсов 16 2Финансовые фонды 20
4 Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов 23
1 Развитие теоретических представлений о финансах в России 23
2 Взгляды зарубежных экономистов на систему
финансовых процессов 27
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 53.73 Кб (Скачать файл)

 

2 Взгляды зарубежных  экономистов на систему финансовых  процессов

 

На западе в первую очередь  речь шла о производстве частных  и общественных благ, т.е. о функциях рынка и государства в национальной экономике. Другими словами, были поставлены вопросы о необходимости участи государства в экономике, о границах его вмешательства в хозяйственную  деятельность компаний, населения (рынка), о показателях его экономической  эффективности и т.п.

Первая школа политической экономии – меркантилизм (16-18вв.)- стала  выразителем интересов купечества, которое развивало мировую торговлю, и которому государство должно было помогать в расширении его международной  деятельности. Меркантилизм характеризуется  двумя чертами: богатство отождествляется  с деньгами, а накопление денежного  богатства связывается с активной ролью государства, с сильной  государственной властью.[7,c. 23]

В отличие от меркантилистов Адам Смит (1723-1790) в «Богатстве народов» (1776) подчёркивал значение государства  с точки зрения, во-первых, охраны и защиты частной собственности  от посягательств со стороны как  других членов данного общества, так  и зарубежных стран и, во-вторых, производства таких благ, которые  не выгодны частным производителям. Давид Рикардо (1772-1823) посвятил своё основное сочинение «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) анализу основ налогообложения. Джон Стюарт Милль (1806-1873) в «Принципах политической экономии» (1848) вплотную подошёл к пониманию «провалов» (неэффективности, неспособности) рынка, обоснованию необходимости вмешательства  государства в экономической  жизни общества.

Однако в 30-е годы 19в. либеральная  доктрина разделилась на два направления: классическую либеральную, которая  отстаивала свободу предпринимательства  и невмешательство государства  в экономику, и современную реформистскую  либеральную концепцию, которая, не отказываясь от базовых либеральных  ценностей, ратовала за активную роль государства. Во главе этого интереса стояли И. Бентам, Дж.Милль, Д.С. Милль.

По мере того, как борьба с феодальной идеологией отходила на задний план, философия хозяйства  вытеснялась практическими рекомендациями. Альфред Маршалл (1842-1924) отводил государству  уже более скромную роль. В частности, анализу государства была посвящена  лишь последняя, пятая книга «Принципов экономикс» (1890). В ней он освещал  традиционные вопросы налогообложения, хотя аспекты выбирал уже новые- проблему перемещения налогового бремени.

Критика вмешательства государства  в экономику получила обоснование  в трудах Леона Вальраса (1834-1910) «Очерках социальной экономии. Теории распределения  общественного богатства» (1896). Он выступал за минимизацию роли государства, функции  которого должны быть ограничены лишь производством общественных благ и контролем над монополиями. Такое ограничение экономических функций позволяет снизить уровень налогов, главными из которых, по мнению Вальраса, должны быть налоги не на доходы, а на собственность.

Однако подлинную революцию  в экономической теории произвела  опубликованная в 1936 году «Общая теория занятности, процента и денег» Джона  Мейнарда Кейнса (1883-1946). С его именем связано рождение нового направления  западной экономической мысли- кейнсианства, поставившего в центр внимания проблемы экономической и финансовой политики государства. Кейнс выступал за обеспечение  эффективного спроса, дефицитное финансирование, циклическое балансирование бюджета.

В 1970-1980-е гг. новые направления  неоклассики заметно потеснили  кейнсианство. Среди них был монетаризм - школа экономической мысли, акцентирующая  внимание на изменениях в количестве денег, находящихся в обращении, как определяющей функции цен, доходов  и занятности, а также новая  классическая экономика, теория общественного  выбора. Главными постулатами стали  свободно предпринимательство, ограничение  государственного регулирования, «экономика предложения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Формирование основ финансовой науки происходило в процессе развития европейскими учёными старой и новой политической экономии по проблеме взаимодействия рынка и  государства, их роли в национальной экономике, факторов, от которых зависит  усиление рыночных или государственных  методов регулирования предпринимательской  деятельности.

Длительный путь исторического  развития хозяйственной деятельности подтвердил общую для любой экономики  закономерность: в конечном итоге  в обществе остаются те формы организации  общественного воспроизводства, а  также те его участники, которые  оказались наиболее результативными, эффективными в своей сфере деятельности. В данном случае речь идёт как о  формах организации производства (частное  или государственное, индивидуальной собственности или корпорации и  т.п.), так и об основных участниках экономических процессов. В современных  условиях к ним можно отнести  домашние хозяйства, предприятия и  государство. Появление финансов связано  с возникновением, развитием и  деятельностью одного из них -государства.

Финансы — это экономический  инструмент, регулирующий производство и распределение товаров через  рынок ресурсов и рынок продуктов. Это неотъемлемый элемент общественного  воспроизводства на всех уровнях  хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену — предприятиям, и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе  управления народным хозяйством.

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения  в процессе создания и использования  денежных средств.

Одним из главных признаков  финансов является их денежная форма  выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств.

Областью возникновения  и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение  стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам  хозяйствования, каждый из которых  должен получить свою долю в произведенном  продукте. Поэтому, важным признаком  финансов как экономической категории  является распределительный характер финансовых отношений.

В финансовой науке существует ряд дискуссионных вопросов и  прежде всего вопрос об экономической  природе и границах финансовых отношений. К числу дискуссионных также  относится вопрос о качественных признаках, определяющих специфику  финансов как экономической категории, о функциях финансов.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем  сущности и функций финансов. Более  глубокое знание экономической природы  финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего  использования данной категории  в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование  системы финансовых взаимосвязей.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Андрюшин С., Кузнецова  В. Приоритеты денежно-кредитной  политики центральных банков  в новых условиях // Вопросы экономики.  – 2011. - № 6. – С. 57 – 59. 
2. Ануреев С.В. Денежно-кредитная политика, диспропорции и кризисы. – М.: Кнорус, 2009. – 448 с. 
3. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – М.: Омега-Л, 2011. – 688 с. 
4. Гусейнов Р.М., Семенихина В.А. Экономическая теория. – М.: Омега-Л, 2009. – 448 с. 
5. Жученко О.А. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование // Вестник государственного гуманитарного университета. – 2009. - № 3. – С. 65 – 73. 
6. Коршунов Д.А. О построении модели общего равновесия для экономики России // Деньги и кредит. – 2011. - № 2. – С. 56 – 67. 
7. Криворотова Н.Ф., Урядова Т.Н. Актуальные проблемы денежно-кредитной политики России // Terra Economicus. – 2012. - № 3. – С. 24 – 26. 
8. Лукша Н. Инфляция и денежно-кредитная политика // Экономико-политическая ситуация в России. – 2012. - № 12. – С. 9 – 11. 
9. Малхасян А.М. Направления совершенствования денежно-кредитной политики Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2012. - № 43. – С. 51 – 62. 
10. Матовников М.Ю. К вопросу об инструментах денежно-кредитной политики // Деньги и кредит. – 2012. - № 1. – С. 32 – 34. 
11. Милюков А.И., Пенкин С.А. Денежно-кредитная политика как фактор роста российской экономики // Банковское дело. – 2011. - № 9. – С. 21 – 24. 
12. Улюкаев А.В. Новые вызовы денежно-кредитной политики // Деньги и кредит. – 2012. - № 11. – С. 3 – 5. 
http://www.cbr.ru/today/publications_reports/on_2012%282013-2014%29.pdf

 


Информация о работе Анализ сущности финансов и их функций