Анализ пассивных операций коммерческого банка на примере АО "Альянс банк"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Коммерческие банки, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, т.е. ресурсами. В современных условиях развития экономики проблема формирования ресурсов имеет первостепенное значение. Это вызвано тем, что с переходом к рыночной модели экономики, ликвидацией монополии государства на банковское дело, построением двухуровневой банковской системы характер банковских ресурсов претерпевает существенные изменения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПАССИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ
1.1 Структура и порядок формирования собственных ресурсов коммерческого банка
1.2 Классификация пассивных операций коммерческого банка
1.3 Зарубежный опыт привлечения денежных средств коммерческими банками

2 АНАЛИЗ ПАССИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НА ПРИМЕРЕ АО «АЛЬЯНС БАНК» ЗА ПЕРИОД 2007-2009 ГГ.
2.1 Анализ собственного капитала коммерческого банка
2.2 Анализ депозитных операций коммерческого банка
2.3 Анализ недепозитных источников привлечения средств

3 ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПАССИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Проблемы управления пассивами в коммерческих банках
3.2 Перспективы развития пассивных операций коммерческих банков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

passiv_operac.doc

— 405.50 Кб (Скачать файл)

Требования ликвидности для привлеченных средств, относящихся к центру срочных вкладов и депозитов, будут ниже по сравнению с предыдущими, а поэтому основная часть этих средств размещается в ссуды банка, в меньшей мере - в первичные и вторичные резервы, в незначительной части - в ценные бумаги.

Средства, принадлежащие центру уставного капитала и резервов, в определенной мере вкладываются в здания, оборудование, технику и т.п. и частично - в низколиквидные ценные бумаги, паи.

Основным достоинством метода распределения активов по сравнению с методом общего фонда средств считается то, что на основе расчета он позволяет более точно установить долю высоколиквидных активов и за счет ее уменьшения вложить дополнительные ресурсы в высокодоходные активы - ссуды предприятиям и организациям.

В соответствии с данными методами коммерческие банки должны постоянно поддерживать определенное соотношение между привлеченными средствами в разрезе таких источников, как вклады, депозиты, межбанковские кредиты, собственные средства на счетах до востребования, и размещенными средствами в краткосрочные и долгосрочные ссуды банка. При этом учитываются конкретные сроки, на которые привлечены и размещены средства.

В условиях развития конкуренции банки производят начисление процентов по среднегодовым остаткам на расчетных счетах клиентов, чего ранее не производилось. Такая политика банков повышает заинтересованность клиентов в накоплении свободных денежных средств на своих счетах.

Таким образом, банкам следует соблюдать оптимальное соотношение между пассивными и активными депозитными операциями, т.е. вкладами предприятий в банк и вкладами, размещенными одними банками в других банках; определять размер и ликвидность привлекаемых на хранение ценных бумаг для повышения уровня и качества мобильных средств; найти целесообразное минимальное соотношение собственных средств и рисковых активов; разработать методы расчета коэффициента связанности депозитов с учетом особенностей данного банка и руководствоваться ими при размещении депозитов [28, с. 37].

Любая банковская операция имеет свою технологию реализации с первостепенными требованиями обеспечения надежности, срочности, максимальной комфортности предоставления банковской услуги, в частности депозита. Для достижения поставленных конкретных целей в банках задействуются соответствующие организационные структуры, техника и опыт.

Для привлечения денежных средств банк должен грамотно и эффективно преподнести для населения информацию о предложенных услугах и продуктах, для чего используется банковский маркетинг.

Современный банковский маркетинг предполагает не только решения пассивной задачи детального и тщательного изучения требований клиентуры к услугам, оказываемым банком, но и адаптации к ним этих услуг, а также решение активной задачи по формированию спроса на различные банковские услуги в целях увеличения объемов реализации, повышения их эффективности и предпринимательской деятельности банка. Именно для этого разрабатывается коммуникационная политика в составе комплекса маркетинговых мер воздействия на рынок, которая включает в себя развитие отношений с общественностью, рекламу, многочисленные средства стимулирования сбыта, услуг, сервисную политику, организацию участия в различных выставках, фирменный стиль и знак, работу со средствами массовой информации.

С точки зрения ликвидности пассивов, банки с наилучшим качеством активов и высокой долей  акционерного  капитала  имеют больший  доступ  к покупным средствам.  Они также платят более низкие процентные ставки и сообщают о более низких прибылях  в краткосрочной перспективе. Предполагаемые доходы по кредитам и ценным бумагам увеличиваются по мере  роста  риска  неплатежа.  Банки приобретают активы с низким риском неплатежа,  как, например,  государственные ценные бумаги и отказываются от премии за риск, которая могла бы быть получена.

В качестве источников формирования базы данных  рассматриваются заключенные и прорабатываемые кредитные договоры, договоры о займах у других банков, сведения о плановой потребности в  кредитах,  ежедневная сводка остатков по балансовым счетам, сведения об оборачиваемости кредитов.

Для проведения сбалансированной активной и пассивной политики коммерческого банка может использоваться система анализа размещения  кредитов  и пассивов по срокам на основе базы данных. В частности,  метод  анализа  предстоящего  погашения  и предстоящей  выдачи  кредитов в ближайшие 30 дней по отдельным клиентам и видам ссуд (на основе кредитных договоров и  оборачиваемости  кредитов)  позволяет  контролировать высвобождение ресурсов или возникновение потребности в них.  Результаты анализа используются коммерческими банками для оперативного решения вопросов по покупке или продаже ресурсов.

Управление рисками несбалансированности и неплатежеспособности банка снижает возможные убытки банков, создает прочную основу для их деятельности в будущем.

Таким образом, эффективное управление пассивами коммерческого банка позволяет оптимизировать его финансово-экономическую деятельность. В Приложении Г рассмотрены основные проблемы и пути их решения, адаптированные для банков Казахстана. Отсюда следует, необходимость обеспечения процесса привлечения финансовых ресурсов правильным алгоритмом их применения. Также немаловажную роль в управлении пассивными операциями играет банковский маркетинг, который увеличивает привлечение средств физических лиц. 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, с помощью пассивных операций банки формируют свои ресурсы. Суть их состоит в привлечении различных видов вкладов, получении кредитов от других банков, эмиссии собственных ценных бумаг, а также проведении иных операций, в результате которых увеличиваются банковские ресурсы.  

Особую форму банковских ресурсов представляют собственные средства (капитал) банка. Собственный капитал, имея четко выраженную правовую основу и функциональную определенность, является финансовой базой развития банка. Он позволяет осуществлять компенсационные выплаты вкладчикам и кредиторам в случае возникновения убытков и банкротства банков; поддерживать объем и виды операций в соответствии с задачами банков.

В составе собственных средств банка выделяют: уставный, резервный и другие специальные фонды, а также нераспределенную в течение года прибыль.

Основным элементом собственного капитала банка является уставный фонд. В зависимости от формы организации банка по-разному формируется его уставный фонд. Если банк создается как акционерное общество, то его уставный фонд образуется за счет средств акционеров, поступивших от реализации акций. Банк, являющийся обществом с ограниченной ответственностью, формирует уставный фонд за счет паевых взносов участников. Независимо от организационно-правовой формы банка его уставный фонд полностью формируется за счет вкладов участников (юридических и физических лиц) и служит обеспечением их обязательств.

В результате расширения границ (пределов) имеющихся у банка ресурсов коммерческий банк становится более свободным по сравнению со средними и мелкими банками в проведении своих активных операций при соблюдении установленных экономических нормативов. Особенность соблюдения коммерческими банками основополагающего принципа деятельности банка состоит во все возрастающей заинтересованности крупных банков в привлечении депозитов, развитии конкуренции за пассивы, выходящей за национальные границы, в сочетании с поиском крупными банками наиболее эффективных сфер приложения своих ресурсов.

В современных казахстанских условиях только в случаях крупных банков происходит реальное перемещение банковского капитала в наиболее рентабельные и динамичные отрасли. Так, если в условиях инфляции наиболее доходной являлась сфера обращения - торговля, биржевой бизнес и т.п., то банковский капитал и стимулировал нарастание в них спекулятивных операций. В условиях намечающейся финансовой стабилизации ситуация изменяется, и для банков наибольшее значение приобретают не спекулятивные операции, а операции, связанные с обслуживанием реального сектора экономики. Указанная особенность соблюдения фундаментального принципа коммерческой деятельности затрагивает все стороны функционирования и управления, меняет акценты в развитии крупного банка при доминирующем значении управления пассивами коммерческого банка.

Функционировать и развиваться в пределах реально привлеченных ресурсов, обеспечивая при этом поддержание своей ликвидности, крупный банк может, только обладая высокой степенью экономической свободы в сочетании с полной экономической ответственностью за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность, подразумевающая экономическую (наряду с социальной) ответственность крупного банка за результаты своей деятельности, является вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков. Эта самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами крупного банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов. Общим при соблюдении данного принципа является то, что действующее банковское законодательство предоставляет всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Доходы (прибыль) банка,  остающиеся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяются в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям. В целях обеспечения финансовой устойчивости крупные банки обязаны действовать в определенных рамках.

Как видим управление пассивами коммерческого банка позволяет определить рациональные требования и методические основы построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, которые обеспечивают планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживают его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала)  и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.

В данной работе было исследовано управление пассивными операциями в одном из  казахстанских банков АО «Альянс банк». В ходе анализа мы выяснили, что в АО "Альянс банк" правильно поставлено управление пассивными операциями банка. Баланс исследуемого банка является высоко ликвидным, коэффициент покрытия показывает, что кредитный портфель обеспечен срочными ресурсами, а коэффициент достаточности капитала говорит о потенциальном развитии банка за счет привлечения дополнительных ресурсов и увеличения валюты баланса. Следовательно, АО "Альянс банк" имеет достаточный уровень капитала (оцененный пока без учета риска по активам), достаточный для обеспечения значительного роста валюты баланса.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Гамидов Г.М. Банковское и кредитное дело.–М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1994.– 94 с.
  2. Банковское дело. // Под ред. В.И. Колесникова, А.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 1995.–342 с.
  3. Основы банковского менеджмента: Учебное пособие. Под ред. О.И. Лаврушина – М.: ИНФРА – М, 1995.
  4. Аргынов Е.Н. Прибыльность и ликвидность: анализ финансового состояния банка. // «Банки Казахстана», № 3, 2006, - с. 8–12.
  5. Бухвальд Б. Техника банковского дела. // М.: АО «ДИС», 1993.–240 с.
  6. Долан Эдвин Джон и гр. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика.– Ленинград: Два-Три, 1991.–448 с.
  7. Жуков Е.Ф. Менеджмент и маркетинг в банках: Учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – с. 435
  8. Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции.– М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.–288 с.
  9. Крис Дж. Барлтроп, Диана МакНотон, «Организация работы в банках», том 2, Интерпретация финансовой отчетности, Всемирный банк, «Финансы и статистика», Москва, 2002 . – с. 745
  10. Шеремет А.Д., Щербакова Г.Н. «Финансовый анализ в коммерческом банке», — М: «Финансы и статистика», 2000. – с. 450
  11. Основы банковского дела. // Мороз А.Н. и др. – К.: ЛИБРА, 1994.–330 с.
  12. Батракова Л.Г. «Экономический анализ деятельности коммерческого банка», «Логос», Москва, 2005. – с. 265
  13. Ширинская E.Б. «Операции коммерческих банков и зарубежный опыт». Москва, «Финансы и статистика», 1993. – с. 350
  14. Ермаков С.Л. Работа коммерческого банка по кредитованию заемщиков.– М.: Компания «Агес»,1995.– 180 с.
  15. Щербакова Г.Н. «Анализ и оценка банковской деятельности (на основе отчетности, составленной по российским и международным стандартам)», Вершина, Москва, 2006. – с. 560
  16. Дунаев А.К. Банки развитых стран. // www.bankir.ru
  17. Пресс-релиз о деятельности АО "Альянс банк" за 2007-2009 гг. // Сайт АО "Альянс банк" - www.alb.kz
  18. Информация о АО "Альянс банк" // Сайт АО "Альянс банк" - www. alb.kz
  19. Консолидированная финансовая отчетность АО "Альянс банк" за 2007-2009 г. // Сайт АО "БТА - Банк" - www. alb.kz
  20. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник.– М.: Институт международного права и экономики. Триада Лтд., 1996.–384 с.
  21. Волошин И.В. «Оценка банковских рисков: новые подходы», // Киев, «Эльга», «Ника-Центр», 2004. – с. 365
  22. Гиляровская Л.Т., Паневина С.Н. «Комплексный анализ финансово-экономических результатов деятельности банка и его филиалов». // «Питер», 2003. – с. 475
  23. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. // Москва. Финансы и статистика, 1996, - стр. 173.
  24. Думанов Г.Е. Формирование капитала коммерческого банка.// Транзитная экономика. 2006, № 11, - с. 17-22
  25. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции.–М.: ИПЦ «Вазар-Ферро», 1994.–320 с.
  26. Смирнов А.В. «Управление ресурсами и финансово-аналитическая работа в коммерческом банке», «БДЦ-Пресс», Москва, 2002. – с. 254
  27. Спицын И.О., Спицин Я.О. Маркетинг в банке.–Тернополь АО «Тарнекс», 1993.–656 с.
  28. Щукина Н.Г. Деятельность ведущих акционерных банков Республики Казахстан. // «Банки Казахстана», 2008, № 1 – с. 35-39
  29. Мусин П.Р., Крутов Ю.А. Дистанционный анализ финансового состояния коммерческого банка. Новые подходы. // «Аль-Пари» , № 5/6, 2009, - стр. 24–28.
  30. Оспанов А.Н. Стратегическое управление активами и пассивами коммерческого банка. // Банки Казахстана, 2010, № 5 – с. 33-38
  31. Севрук В.Т. Банковские риски.–М.: Дело Лтд, 1994.–69 с.
  32. Черкасов В.Е. Финансовый анализ в коммерческом банке.–М.: ИНФРА-М, 1995.–272 с.

Информация о работе Анализ пассивных операций коммерческого банка на примере АО "Альянс банк"