Анализ и совершенствование деятельности Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 09:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование деятельности Банка России, его задачи.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
 Рассмотреть основные функции Центрального банка Российской Федерации и его роль в рыночной экономике России;
 провести анализ деятельности Центрального банка по развитию банковской системы Российской Федерации;
 разработать основные направления совершенствования деятельности Центрального банка Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Роль Банка России в экономике государства 5
1.1. Общие положения деятельности Банка России 5
1.2. Задачи деятельности Банка России и его функции 9
1.3. Взаимоотношение Банка России с органами государственного управления 13
2. Роль Банка России в укреплении и развитии банковской системы 16
2.1. Надзор за деятельностью кредитной организации 16
2.2. Инструменты денежно-кредитного регулирования 20
3. Анализ и совершенствование деятельности Банка России 25
3.1 Оценка деятельности Банка России 25
2.2. Анализ кредитных отношений с коммерческими банками 30
3.2. Основные направления совершенствование деятельности Банка России 32
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Банк России 35 ИГЭА.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

     Решение Совета директоров считается принятым, если за него проголосовало большинство членов. Таким образом, Совет директоров не только возглавляет и организует работу Банка России, но и регулирует деятельность коммерческих банков в стране.

     Наряду  с Советом директоров вне банка  функционирует и Национальный банковский совет. В его состав включаются представители президента, представители высших органов законодательной и исполнительной власти и эксперты. Общая численность Совета не превышает 15 человек.

     Члены Банковского совета утверждаются Государственной  Думой по представлению Председателя Банка России. Совет регулярно, не реже 1 раза в квартал, обсуждает  концепцию развития банковской системы  и вопросы единой государственной денежно-кредитной политики, включая регулирование денежных ресурсов.

     Итак, теперь определим основные цели деятельности Центрального Банка России. В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» отмечается, что «целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Отметим, что, согласно ст.3 данного Закона, получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

     Определив цели деятельности Банка России, рассмотрим функции, которые Банк выполняет для осуществления этих целей. А для этого определим, что же является целью, а что функцией центрального банка[12, с. 58].

     Цели  и функции центрального банка  зачастую смешиваются. Между тем  каждое из понятий имеет содержательную нагрузку и не может отождествляться друг с другом. Функция – это сама деятельность, определяемая спецификой предмета, тогда как цель – это то, ради чего она совершается, что составляет ее результат. Функция центрального банка – это его деятельность как отдельного субъекта, как отдельного юридического лица по отношению к другим субъектам; функции определяются как разнообразные виды деятельности, установленные законом и выполняемые банком для реализации поставленных перед ним задач.

     Поскольку с точки зрения права центральный  банк как институт создается государством для выполнения только ему присущих задач, перечень функций полностью определяется федеральным законом. При этом перечень функций банка, исходя из понимания законодателями задач, которые ставятся перед ним, может меняться (сокращаться или расширяться).

     В редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлен перечень из 18 функций, который не исключает реализацию иных функций в соответствии с федеральными законами. Эти функции можно классифицировать исходя из специфики целевой ориентации и с учетом назначения Банка России. Таких функций пять:

  1. функция денежно-кредитного регулирования (регулирующая);
  2. функция нормативного регулирования (нормативно-творческая);
  3. операционная функция;
  4. информационно-аналитическая функция;
  5. надзорная и контрольная функции.

     В рамках денежно-кредитного регулирования  Банк России в соответствии с федеральным законом, определяющим его деятельность, выполняет следующие функции:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • выступает кредитором последней инстанции для всех кредитных организаций, организует систему их рефинансирования[15, С. 63].

     Итак, в данной функции денежно-кредитного регулирования просматривается назначение (роль) банка, призванного регулировать денежный оборот. Будучи эмиссионным центром, выступая организатором налично-денежного обращения, институтом поддержки ликвидности коммерческих банков в случае кратковременной необходимости у них дополнительных денежных средств, Центральный банк Российской Федерации, выполняющий данную функцию, реализует свое назначение в экономике.

     Функция нормативного регулирования (нормативно-творческая функция) предусматривает:

  • разработку правил ведения банковских операций;
  • определение порядка и правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  • определение правил ведения расчетов в Российской Федерации;
  • разработку правил расчетов с международными организациями, государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

1.3. Взаимоотношение Банка России с органами государственного управления

      Закон о Банке России установил правовой статус Банка России; размер его  уставного капитала; порядок формирования и основные функции Национального банковского совета и органов управления; урегулировал взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также взаимоотношения Банка России с кредитными организациями; обозначил принципы организации безналичных расчетов и наличного денежного обращения; определил принципы осуществления и основные инструменты денежно-кредитной политики; установил перечень операций и сделок Банка России; полномочия по банковскому регулированию и банковскому надзору; принципы организации Банка России, его отчетности и аудита.

      Закон о банкротстве банков устанавливает  порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их последующей ликвидации.

      Закон о страховании вкладов физических лиц в банках в целях защиты прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепления доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирования привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, компетенцию, порядок образования и деятельности АСВ, порядок выплаты возмещения по вкладам, регулирует отношения между банками Российской Федерации, АСВ, Банком России и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках[11, с. 69].

      Закон о выплатах Банка России регулирует условия осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе страхования вкладов, размер указанных выплат, порядок их осуществления и перехода к Банку России прав требований к признанному банкротом банку в размере произведенных выплат.

      Закон о кредитных историях устанавливает  понятие и состав кредитной истории; основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй; особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй; функции бюро кредитных историй - как одного из обязательных участников новых правоотношений; основные направления деятельности и полномочия бюро кредитных историй; процедура информационного обмена, а также принципы взаимодействия бюро с источниками формирования кредитной истории, заемщиками, органами государственной власти, органами местного самоуправления и Банком России.

      12. Положения Гражданского кодекса РФ, применимые к кредитным организациям можно разделить на следующие группы:

      - нормы ГК РФ о юридических  лицах, а также прямо регулирующие  правовое положение хозяйственных обществ.

      - нормы ГК РФ об обязательствах, поскольку основу существования  и деятельности кредитных организаций составляют заемные обязательства (например, гл. 42 ГК РФ);

      - нормы ГК РФ, непосредственно  не затрагивающие создания и  деятельности кредитных организаций, но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с деятельностью такого вида юридических лиц (например, положения, регулирующие вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

      В соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 96 ГК РФ правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с ГК РФ и законом об акционерных обществах. Закон об АО определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. Он распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, если иное не установлено Законом об АО и иными федеральными законами. Пункт 3 ст. 1 Закона об АО содержит изъятие из общего правила о регламентации корпоративных отношений ГК РФ и Законом об АО: специальными федеральными законами могут устанавливаться особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ в сфере банковской деятельности. Следует отметить, что Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 138-ФЗ внес дополнение в ст. 96 ГК РФ, в силу чего в отношении этих организаций специальное законодательство может регулировать не только вопросы, названные в п. 3 и 4 ст. 1 Закона об АО, но и особенности прав и обязанностей их участников;

      В постановлении Пленума ВАС РФ N 19 в ч. 5 п. 1 отмечается, что специальные нормы законодательства и иных правовых актов, касающиеся АО особых категорий, действуют лишь в части, регулирующей перечисленные в Законе и ГК РФ особенности их создания, реорганизации, ликвидации и правового положения (а в отношении кредитных организаций, созданных в форме АО, - также особенности прав и обязанностей акционеров). Во всем остальном на эти общества распространяется действие Закона об АО, включая содержащиеся в нем нормы о гарантиях и способах защиты прав акционеров, о порядке проведения общего собрания акционеров, формирования других органов управления общества. [21,с. 85]

 

2. Роль Банка России  в укреплении и  развитии банковской  системы

2.1. Надзор за деятельностью кредитной организации

    Банк  России, являясь органом банковского  регулирования и банковского  надзора,  осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных им обязательных нормативов.

    Главными  целями банковского регулирования  и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    Регулирующие  и надзорные функции Банка  России, установленные Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

    Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров.

    Почти во всех странах мира сначала создавалась сама банковская система, на что уходило много десятилетий, и только после крупных кризисов осознавалась необходимость создания действенных механизмов надзора.

      Надзор  необходим, для того чтобы заставить  банк изменить в нужном направлении  параметры своей деятельности и соответственно ее результаты в случае, если неприятие таких мер может иметь негативные последствия для самого банка, его клиентов и вкладчиков, для всей банковской системы в целом. Такое воздействие на банк со стороны ЦБ и или руководящих органов будет означать регулирование его деятельности.

      Стандарты надзора за коммерческими банками  рекомендуемые, но формально не обязательные, содержаться в письме Базельского комитета по банковскому регулированию: «Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью».

      При разработке базовых принципов их составители исходили из следующих основных посылок:

  • основной целью надзора является поддержание стабильности и атмосферы доверия в финансовой системы, что ведет к минимизации риска потерь вкладчиков и других кредиторов;
  • органы надзора должны способствовать поддержанию рыночной дисциплины путем поощрения квалифицированного корпоративного руководства и стимулирования рыночной открытости и контроля;
  • для успешного выполнения своих функций органы надзора должны обладать оперативной самостоятельностью, иметь возможность сбора соответствующей информации, как путем наблюдений, так и проверок на местах,  а также полномочия предавать своим решениям обязательный  характер;
  • органы надзора должны иметь хорошее представление о сути банковской деятельности и добиваться по мере возможности того, чтобы банки квалифицированно управляли принимаемыми ими рисками;
  • эффективный надзор требует, чтобы размер и характер рисков, принимаемых на себя отдельными банками, оценивались и таким оценкам должен соответствовать характер надзора;
  • органы надзора должны убедиться в том, что ресурсы банка соответствуют принятым на себя банком рискам;
  • необходимо тесное сотрудничество между надзорными инстанциями[10, с. 62].

Информация о работе Анализ и совершенствование деятельности Банка России