Анализ использования финансовых ресурсов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – раскрыть теоретические основы экономического исследования использования финансовых ресурсов и провести анализ их реального состояния и использования
Предмет исследования – экономические отношения, связанные с использованием финансовых ресурсов предприятия
Объект исследования – предприятие ОАО «Запорожсталь».
Основные методы, которые необходимо применить в анализе финансового состояния комбината: горизонтальный и вертикальный анализ, коэффициентный анализ и факторный анализ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Основные направления, задачи, информационная база и методы анализа использования финансовых ресурсов предприятия
1.2. Факторы влияния на состояние объекта исследования
1.3. Характеристика и методология определения основных показателей использования финансовых ресурсов предприятия
РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Анализ динамики и структуры финансовых ресурсов предприятия
2.2. Анализ обеспеченности предприятия собственным финансовым ресурсом – основными и оборотными средствами
2.3. Анализ эффективности кредитных отношений предприятия с коммерческими банками
2.4. Анализ влияния структуры вложений финансовых ресурсов предприятия в активы на рентабельность
2.5. Анализ скорости оборота капитала
РАЗДЕЛ 3 ПУТИ УСКОРЕНИЯ СКОРОСТИ ОБОРОТА КАПИТАЛА И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Основной целью анализа финансовых результатов является разработка и принятие обоснованных управленческих решений.docx

— 196.89 Кб (Скачать файл)

4. Коэффициентный  метод экономического анализа дополняется факторным методом, позволяющим выявить изменения результирующего признака под влиянием отклонения некоторых факторов, предположительно оказывающих на него количественное воздействие. Сущность применения факторного метода заключается в том, что взаимосвязь исследуемого показателя с факторными передается в форме конкретного математического уравнения. С помощью детерминированных факторных моделей исследуется функциональная связь между результативным показателем (функцией) и факторами (аргументами). Таким образом, коэффициенты могут выступать в факторных моделях как в роли результирующего признака, так и в роли фактора. Каждый коэффициент представляет собой простейшую двухфакторную кратную модель типа y=a/b, которая может быть существенно дополнена с помощью способов преобразования факторных моделей.

 

 

    1. Факторы, влияющие на состояние объекта исследования

 

Финансовые ресурсы предприятия  — это совокупность всех денежных средств и поступлений, имеющихся  в распоряжении хозяйствующего субъекта.

Под приростом финансовых ресурсов при этом понимается возникновение любого потенциального источника увеличения чистого денежного потока. Сокращение такого источника называется вложением финансовых ресурсов.

Можно вывести общее правило: увеличение статей собственного капитала и пассива, а также уменьшение статей актива отражают прирост финансовых ресурсов. Увеличение активных статей и снижение статей из правой стороны баланса свидетельствует об использовании (вложении или инвестировании) финансовых ресурсов (рис. 1.1).

Основные факторы, влияющие на размер финансовых ресурсов:

 -  общий объем прибыли, который зависит от объема производства и реализации продукции, уровня цен, объема издержек, структурных сдвигов в выпуске продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ;

- сумма налогов, которая зависит от уровня ставок, объема облагаемого товарооборота, уровня налоговых льгот, соблюдения налоговой дисциплины;

 -  размер амортизационного фонда, который зависит от объема ввода и вывода  основных фондов, их балансовой стоимости, нормы амортизации, структурных сдвигов в составе основных фондов.

 

      

    

Рис. 1.1 Финансовые ресурсы предприятия и их изменения

 

 

 

1.3. Характеристика и методология определения основных показателей использования финансовых ресурсов предприятия

 

Анализ использования финансовых ресурсов включает разные компоненты. Для данного анализа используется целая система показателей, характеризующих изменения:

  • структуры капитала организации по его размещению и источникам образования;
  • эффективности и интенсивности его использования;
  • платежеспособности и кредитоспособности организации;
  • запаса его финансовой устойчивости.

Для оценки эффективности  использования финансовых ресурсов используется показатель рентабельности активов, который складывается из двух составляющих: оборачиваемости активов и рентабельности реализуемой продукции.

В широком смысле слова  понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается  рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают  издержки производства (обращения) и, кроме  того, образуют сумму прибыли, достаточную  для нормального функционирования предприятия.

Анализ рентабельности позволяет  оценить способность предприятия  приносить доход на вложенный  в него (предприятие) капитал. Характеристика рентабельности предприятия базируется на расчете четырех основных показателей - рентабельности всего капитала, собственного капитала, основной деятельности и  рентабельности продаж.

Рентабельность  всего капитала (совокупных активов) показывает, имеет ли компания базу для обеспечения высокой доходности собственного капитала. Данный показатель отражает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение рентабельности всего капитала свидетельствует о падающем спросе на продукцию фирмы и перенакоплении активов.

                                   

,                                         (1.1)

где ЧП – чистая прибыль,

ВБ – валюта баланса.

Этот показатель отражает прибыльность активов, и обусловлен как ценообразовательной политикой предприятия, так и уровнем затрат на производство реализованной продукции. Существует два основных способа повышения рентабельности активов:

1-ый - при низкой прибыльности  продукции необходимо стремиться  к ускорению оборачиваемости  активов и его элементов;

2-ой - низкая деловая активность  предприятия может быть компенсирована  только снижением затрат на  производство продукции или рост  цен на продукцию, т.е. повышением  рентабельности продукции.

Рентабельность  производственных фондов определяется отношением чистой прибыли к стоимости основных производственных фондов и рассчитывается по формуле:

                                             ,                                           (1.2)

где ЧП – чистая прибыль,

ПФ – производственные фонды.

Уровень рентабельности зависит  не только от суммы прибыли, но. и от фондоемкости производства. На предприятиях тяжелой промышленности с высокой фондоемкостью  производства уровень рентабельности по отношению к производственным фондам ниже, чем на предприятиях легкой и особенно пищевой промышленности. С увеличением суммы прибыли и уменьшением стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств рентабельность повышается, и наоборот.

Рентабельность  оборотных активов отражает эффективность использования оборотных активов предприятия и показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в оборотные активы предприятия

                                    ,                                                       (1.3)

где ЧП – чистая прибыль,

ОА – оборотные активы.

Рентабельность  собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала. Этот коэффициент является одним из самых важных показателей, используемых в бизнесе, он измеряет общую величину доходов акционеров. Высокое значение данного коэффициента говорит об успехе компании, что ведет к высокому рыночному курсу ее акций и относительной легкости привлечения новых капиталов для ее развития. Однако надо иметь в виду, что высокий коэффициент рентабельности собственного капитала может быть связан как с высокой инфляцией, так и с высоким риском компании. Поэтому его интерпретация не должна быть упрощенной и одномерной. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственных средств.

                                   

,                                                   (1.4)

где ЧП – чистая прибыль

 СК – величина собственного капитала.

Рентабельность  продаж рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме полученной выручки.

                                       

,                                                   (1.5)

где ВР – выручка от реализации продукции,

ЧП – чистая прибыль предприятия.

Этот показатель характеризует  эффективность предпринимательской  деятельности (сколько прибыли имеет  предприятие с рубля выручки). Рентабельность продаж может рассчитываться как в целом по предприятию, так  и по отдельным видам продукции.

Если рентабельность продаж постепенно снижается, то причина либо в выросших издержках, либо в повысившихся ставках налога. Следовательно, мы должны обратиться к изучению этих факторов, чтобы найти корень проблемы. Снижение объема продаж может свидетельствовать, прежде всего, о падении конкурентоспособности  продукции, так как позволяет  предположить сокращение спроса на продукцию.

Для реализации второго направления  могут быть рассчитаны различные  показатели оборачиваемости, характеризующие  эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Бизнес в любой сфере  деятельности начинается с определенной суммы денежной наличности, за счет которой приобретается необходимое  количество ресурсов, организуется процесс  производства и сбыт продукции. Капитал  в процессе своего движения проходит последовательно три стадии кругооборота: заготовительную, производственную и  сбытовую.

На первой стадии предприятие  приобретает необходимые ему  основные фонды, производственные запасы, на второй - часть средств в форме запасов поступает в производство, а часть используется на оплату труда работников, выплату налогов, платежей по социальному страхованию и другие расходы. Эта стадия заканчивается выпуском готовой продукции. На третьей стадии готовая продукция реализуется, и на счет предприятия поступают денежные средства, причем, как правило, больше первоначальной суммы на величину полученной предприятием прибыли.

Следовательно, чем быстрее  капитал сделает кругооборот, тем  больше предприятие реализует продукции  при одной и той же сумме  капитала за определенный отрезок времени. Задержка движения средств на любой  стадии ведет к замедлению оборачиваемости  капитала, требует дополнительного  вложения средств и может вызвать  ухудшение финансового состояния  предприятия. Поэтому анализ оборачиваемости  имеет большое значение для эффективного управления оборотным капиталом.

Коэффициент оборачиваемости активов вычисляется как отношение выручки от реализации к средней за период стоимости активов. Этот показатель характеризует эффективность использования предприятием всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их образования, т.е. показывает, сколько раз за анализируемый период совершается полный цикл производства и обращения.

                                ,                                              (1.6) где ВР - выручка от реализации за расчетный период;

Анп, Акп - величина активов на начало и конец периода.

Рост данного показателя в течении нескольких периодов свидетельствует о более эффективном управлении активами предприятия.

Оборачиваемость собственных средств рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней за период величине собственного капитала.

                                  ,                                    (1.7)

где СКнп, СКкН – величина собственных средств на начало и конец периода.

С финансовой точки зрения коэффициент оборачиваемости собственных  средств определяет скорость оборота  собственного капитала.

Слишком высокие значения данного показателя свидетельствуют  о значительном превышении уровня продаж над вложенным капиталом, что, как  правило, означает увеличение кредитных  ресурсов. В этом случае отношение  обязательств к собственному капиталу растет, что негативным образом отражается на финансовой устойчивости и финансовой независимости предприятия.

Низкий уровень коэффициента означает бездействие собственных  средств. В данном случае необходимо находить новые источники дохода, в которые можно вложить собственные  средства.

Коэффициент оборачиваемости  текущих активов рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней за период величине текущих активов.

                                ,                                         (1.8)

где ТАнп, ТАкп – величина текущих активов на начало и конец периода.

Динамика данного коэффициента представляет большой интерес. Отрицательная  динамика свидетельствует об ухудшении  финансового положения предприятия. В этом случае для поддержания  нормальной производственной деятельности предприятие вынуждено привлекать дополнительные средства.

Составными частями текущих  активов являются производственные запасы и дебиторская задолженность. В связи с этим для выяснения  причин динамики (например, снижения) общей  оборачиваемости текущих активов  следует проанализировать изменения  в скорости и периоде оборота  дебиторской задолженности и  запасов.

Оборачиваемость запасов рассчитывается как отношение себестоимости продукции к средней за период величине запасов, незавершенного производства и готовой продукции на складе.

Информация о работе Анализ использования финансовых ресурсов предприятия