Эффект операционного производственного рычага

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 13:59, реферат

Краткое описание

Актуальность данного реферата обусловлена тем, что каждое предприятие сегодня стремится максимизировать свою прибыль, а операционный или производственный рычаг – это потенциальная возможность влиять на балансовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции. Основной целью данного реферата является изучение эффекта операционного производственного рычага (левериджа) в управлении финансовым механизмом предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМ МЕХАНИЗМОМ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Рычаг и его роль в управлении финансовым механизмом предприятия. 5
1.2. Структура и содержание эффекта операционного производственного рычага как одного из важнейших инструментов управления. 10
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО РЫЧАГА 15
2.1. Методы расчета критического объема продаж. 15
2.2. Анализ и оценка эффекта производственного рычага. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Вложенные файлы: 1 файл

Эффект операционного производственного рычага.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: «Эффект операционного производственного рычага»


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМ МЕХАНИЗМОМ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Рычаг и его роль в управлении финансовым механизмом предприятия.

1.2. Структура и содержание эффекта операционного производственного рычага как одного из важнейших инструментов управления.

2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО РЫЧАГА

2.1. Методы расчета критического объема продаж.

2.2. Анализ и оценка эффекта производственного рычага.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

В современных условиях основной целью функционирования любого коммерческого предприятия является получение и максимизация прибыли.

В общем виде операционный производственный рычаг (леверидж) представляет собой процесс управления активами и пассивами предприятия, направленный на возрастание прибыли, т.е. это некий фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей, дать так называемый эффект рычага или леверажный эффект.

Актуальность данного реферата обусловлена тем, что каждое предприятие сегодня стремится максимизировать свою прибыль, а операционный или производственный рычаг – это потенциальная возможность влиять на балансовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции.

Основной целью данного реферата является изучение эффекта операционного производственного рычага (левериджа) в управлении финансовым механизмом предприятия.

В соответствии с целью можно поставить следующие задачи:

        изучить роль рычага в управлении финансовым механизмом предприятия;

        рассмотреть основные виды рычагов;

        изучить структуру и содержание эффекта операционного производственного рычага как одного из важнейших инструментов управления;

        выявить основные методы анализа и оценки эффекта производственного рычага.

Структурно реферат состоит из содержания, введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В первой главе данного реферата рассматриваются теоретические аспекты управления финансовым механизмом предприятия и роль рычага (левериджа) в данном процессе, также приводятся основные виды левериджа, более подробно рассматривается операционный производственный рычаг.

Вторая глава включает рассмотрение вопросов анализа и оценки производственного операционного рычага, которые представляют большую значимость для предприятий в современных условиях.

При написании реферата нами использовались такие методы исследования как анализ, синтез, индукция, дедукция, а также метод сравнения.

Использование данных методов исследования позволит в заключении сделать выводы о роли операционного производственного рычага в управлении финансовым механизмом предприятия и о том, насколько важным является проведение анализа и оценки эффекта производственного левериджа.

 


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМ МЕХАНИЗМОМ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

 

1.1. Рычаг и его роль в управлении финансовым механизмом предприятия.

Создание и функционирование любой коммерческой организации упрощенно представляет собой первоначальное инвестирование финансовых ресурсов на долгосрочной основе в некую комбинацию активов с последующей последовательной и бесконечной трансформацией одного вида актива в другой с целью извлечения прибыли. Текущая деятельность фирмы находится под постоянным действием множества факторов, не всегда комплементарных друг другу и имеющих как объективную, так и субъективную природу.

Риск как одна из основных характеристик деятельности предприятия может рассматриваться в разных аспектах; естественно, различаются методы и показатели оценки риска.

Необходимо отметить, что существуют два основных вида риска (производственный и финансовый), с которыми сталкивается практически любой бизнес и которые имманентно присущи типовой финансовой модели фирмы. В качестве наиболее наглядного представления модели выступает баланс, в котором материальный ресурсный потенциал фирмы приводится в двух разрезах — в виде активов (имущества) и в виде источников их образования (финансирования). Подобное представление позволяет понять природу двух упоминаемых рисков [9, с. 514].

Производственный (операционный) риск — это риск, в большей степени обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, т. е. структурой активов, в которые фирма решила вложить свой капитал. Производственный риск определяют многие факторы: региональные особенности, конъюнктура рынка, национальные традиции, и т. п. [16, с. 132]

Риск, обусловленный структурой источников финансирования, называется финансовым. В этом случае внимание акцентируется не на том, куда вложены денежные средства — в производство одежды или автомобилей, а на том, из каких источников получены средства и каково соотношение этих источников.

В терминах финансов взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат ресурсов, понесенных для получения данной прибыли, или затрат, связанных с привлечением и поддержанием соответствующей совокупности источников финансирования, характеризуется с помощью специальной категории — леверидж (leverage) [11, с. 187].

Леверидж – это долгосрочно действующий фактор, значением которого управляют; небольшое изменение самого фактора или условий, в которых он действует, может привести к существенному изменению ряда результатных показателей. Здесь проявляется эффект рычага, как известно, позволяющего перемешать довольно тяжелые предметы действием небольшой силы.

Итак, в экономике, леверидж трактуется как некоторый фактор, даже небольшое изменение которого или сопутствующих ему условий может повлечь существенное изменение ряда результатных показателей [9, с. 517].

Основным результатным показателем служит чистая прибыль компании, которая зависит от многих факторов, а потому возможны различные факторные разложения ее изменения. В частности, ее можно представить как разность выручки и расходов, причем последние, могут структурироваться различными способами. Один из них, дающий возможность обособить влияние того или иного вида левериджа, подразумевает дальнейшую градацию условно-постоянных и переменных расходов (затрат) на два типа — производственного (т.е. нефинансового) характера и финансового характера.

Итак, с позиции финансового управления деятельностью коммерческой организации, чистая прибыль зависит от того, насколько рационально использованы (предоставленные предприятию финансовые ресурсы, т. е. во что они вложены, и какова структура источников средств.

Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением условно-постоянных расходов и уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание условно-постоянных и переменных расходов нелегко. Эта взаимосвязь характеризуется категорией производственного (или операционного) левериджа, уровень, которого определяет, кроме того, величину ассоциируемого с компанией производственного риска.

Если доля условно-постоянных расходов производственного характера велика, говорят, что компания имеет высокий уровень производственного левериджа. Для такой компании даже незначительное изменение объема производства может привести к существенному изменению прибыли, поскольку постоянные расходы про­изводственного характера компания вынуждена нести в любом случае. Таким образом, чем выше уровень производственного левериджа, тем выше производственный риск компании.

Итак, сложившийся в компании уровень производственного левериджа — это характеристика потенциальной возможности влиять на прибыль до вычета процентов и налогов путем управления объемом выпуска и структурой себестоимости (в частности, величиной ее важнейшего компонента — условно-постоянных расходов производственного характера).

Финансовый риск находит отражение в соотношении собственных и заемных средств как источников долгосрочного финансирования, целесообразности и эффективности использования последних. Привлечение заемных средств связано для коммерческой организации с определенными (порой значительными) издержками. Каково должно быть оптимальное сочетание между собственными и привлеченными долгосрочными финансовыми ресурсами и как это повлияет на прибыль? Вот эта взаимосвязь и характеризуется категорией финансового левериджа.

Итак, сложившийся в компании уровень финансового левериджа — это характеристика потенциальной возможности влиять на чистую прибыль коммерческой организации путем управления объемом и структурой долгосрочных источников финансирования и, соответственно, уровнем долговременных (постоянных) финансовых расходов.

Исходным в рассмотренной схеме является производственный леверидж, влияние, которого выявляется путем оценки взаимосвязи между совокупной выручкой коммерческой организации, ее прибылью (до вычета процентов и налогов) и расходами производственного характера. Величину последних можно исчислять, например, как сумму совокупных расходов коммерческой организации, уменьшенную на величину постоянных финансовых расходов, т. е. расходов по обслуживанию внешних долгов, и платежей в бюджет. Влияние финансового левериджа выявляется путем оценки взаимосвязи между чистой прибылью и величиной прибыли до выплаты процентов и налогов.

Обобщающей категорией является производственно-финансовый леверидж. В отличие от двух других видов левериджа, каким-либо простым количественным показателем, имеющим наглядную интерпретацию и пригодным для пространственных сопоставлений, он не выражается, а его влияние выявляется путем оценки взаимосвязи трех показателей: выручки, расходов производственного и финансо­вого характера и чистой прибыли.

Рассмотренные виды левериджа и их влияние, опосредованное взаимосвязью описанных показателей, могут быть представлены путем перекомпоновки статей отчета о прибылях и убытках [1, с. 234].

Подводя итог описанию категории «леверидж», можно выделить три ключевых вопроса:

1.        Правильно ли выбраны направления вложения выделенных фир­ме финансовых ресурсов (т. е. куда инвестированы средства)?

2.        Обоснованно ли выбрана структура источников финансирования   (т. е. откуда взяты средства)?

3.        Эффективно ли использует фирма ее ресурсный потенциал?

Производственный риск и отражающий его производственный леверидж напрямую связаны с инвестиционным аспектом деятельности фирмы и сопровождают первый из перечисленных вопросов. Выбор некоторой комбинации долговременных активов связан не только с омертвлением финансовых ресурсов, но и через амортизацию влияет на величину конечного финансового результата.

Финансовый риск и отражающий его финансовый леверидж напрямую связаны с источниковым аспектом деятельности фирмы и сопровождают второй из пе­речисленных вопросов. Привлечение любого источника финансирования предопределяет необходимость не только его возврата в дальнейшем, но регулярной платы за него некоторых процентов, т.е. сказывается на финансовом результате.

Бизнес-риск и отражающий его производственно-финансовый леверидж характеризуют по сути все стороны деятельности фирмы, включая упомянутые выше инвестиционный и источниковый аспекты, а также эффективность использования ресурсов фирмы, т.е. они сопровождают третий из перечисленных вопросов [9, с. 520].

Итак, рычаг (леверидж) играет огромную роль в управлении финансовым механизмом предприятия. Выделяют три вида левериджа: производственный, финансовый и производственно-финансовый. Каждый из видов левериджа оказывает различное влияние на управление финансовым механизмом предприятия.

В следующем разделе данного реферата нами будут более подробно раскрыты структура и содержание эффекта операционного производственного рычага как одного из важнейших инструментов управления финансовой деятельностью предприятия.

1.2. Структура и содержание эффекта операционного производственного рычага как одного из важнейших инструментов управления.

В современных условиях на российских предприятиях вопросы регулирования массы и динамики прибыли выходят на одно из первых мест в управлении финансовыми ресурсами. Решение данных вопросов входит в рамки операционного (производственного) финансового менеджмента.

Основа финансового менеджмента — финансовый хозяйственный анализ, в рамках которого на первый план выступает анализ структуры себестоимости.

Известно, что предпринимательская деятельность связана со многими факторами, влияющими на ее результат. Все их можно разделить на две группы. Первая группа факторов связана с максимизацией прибыли за счет спроса и предложения, ценовой политики, рентабельности продукции, ее конкурентоспособности. Другая группа факторов связана с выявлением критических показателей по объему реализуемой продукции, наилучшим сочетанием предельной выручки и предельных затрат, с делением затрат на переменные и постоянные.

Информация о работе Эффект операционного производственного рычага