Этапы кредитования. Основные источники информации о потенциальном заемщике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 00:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение подходов к анализу кредитоспособности клиентов банка и выработка рекомендаций по совершенствованию этого анализа. Для достижения поставленных целей сформулированы следующие задачи:
исследование сущности и основных этапов организации кредитного процесса в коммерческом банке;
изучение организации кредитного процесса в банке;
анализ и совершенствование недостатков в организации кредитного процесса банка.
определить сущность кредитоспособности;
определить методические подходы к анализу и процедуре проведения оценки кредитоспособности;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Основы организации кредитного процесса……………………………………5
Понятие и сущность кредитного процесса……………………………...5
Основные этапы кредитного процесса………………………………….7
Основные источники информации о потенциальном заемщике……………16
Понятие кредитоспособности заемщика………………………………16
Общая классификация методов оценки кредитоспособности заемщиков банка ………………………………………………………..19
Использование метода финансовых коэффициентов…………………23
Проблемы оценки кредитоспособности заемщика…………………………..30
Проблемные вопросы достоверности методов оценки кредитоспособности заемщиков………………………………………..30
Перспективы развития анализа кредитоспособности заёмщиков……31
Заключение…………………………………………………………………………35
Список использованной литературы……………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 110.20 Кб (Скачать файл)

Коэффициенты обслуживания долга или коэффициент покрытия фиксированных платежей (КПФП) показывают, какая часть прибыли поглощается  процентными и фиксированными платежами. Общая их сумма рассчитывается следующим  образом.

 

,


 

Методика определения  числителя коэффициентов покрытия процентов и покрытия фиксированных  платежей зависит от того, относятся  процентные или фиксированные платежи  на себестоимость либо уплачиваются из прибыли.

Коэффициенты обслуживания долга особое значение приобретают  при высоких темпах инфляции, когда  величина процентов уплаченных может  приближаться к основному долгу  клиента или превышать его. Чем  больше прибыли направляется на покрытие процентов уплаченных и других фиксированных  платежей, тем меньше ее остается для  погашения долговых обязательств и  покрытия рисков и тем хуже кредитоспособность клиента.

Перечисленные финансовые коэффициенты могут рассчитываться на основе фактических  отчетных данных или прогнозных величин  на планируемый период. При стабильной экономике или относительно стабильном положении клиента оценка кредитоспособности заемщика в будущем может опираться  на фактические характеристики в  прошлые периоды, и фактические  показатели берутся как минимум  за несколько лет. В этом случае основой  расчета коэффициентов кредитоспособности являются средние за год показатели.

В условиях нестабильной экономики, высоких темпов инфляции фактические  показатели за прошлые периоды не могут являться единственной базой  оценки способности клиента погасить свои обязательства, включая ссуды  банка, в будущем. В этом случае должны использоваться либо прогнозные данные для расчета названных коэффициентов, либо рассматриваемый способ оценки кредитоспособности должен дополняться другими методами оценки.  

  1. Проблемы оценки кредитоспособности заемщика.

    1.  Проблемные вопросы достоверности методов оценки кредитоспособности заемщиков.

 

Как показывает практика, проведения анализа кредитоспособности

физических лиц в современных  экономических условиях России имеет  ряд трудностей.

1. Довольно большое число  потенциальных заемщиков имеют  доходы, которые они не могут  подтвердить документально, но  на которые ориентируются при  возврате кредита. В основном  это относится к предпринимателям  без образования юридического  лица, в декларациях, о доходах  которых указана минимальная  сумма годового дохода, но в  ходе проведения предварительного  собеседования многие из них  указывают на возможность оперировать  гораздо большими суммами. Также  определенная часть населения  имеет источники доходов не  по основному месту работы  без оформления соответствующих  документов. Объективно их имущественное  положение подтверждает высокие  доходы, но документального оформления  нет, и в этом случае банк  не может при кредитовании  клиента ориентироваться на такие  виды доходов.

2. В настоящий момент  невозможно провести оценку имущественного  положения клиента, опираясь на  информацию о состоянии его  банковского счета, так как  большинство граждан не имеет  текущего счета, а при покупке  товаров и оплате услуг рассчитывается  наличными денежными средствами.

3. Многие виды кредитования  требуют от заемщика заключения  договора страхования (личного  или имущественного), а отношение  населения к этой услуге в  настоящий момент чаще всего  отрицательно, и в некоторых случаях  только из – за этого не  заключается кредитный договор.

4. В связи с тем, что  у населения отсутствует опыт  работы с банками в области  кредитования, многих потенциальных  заемщиков просто пугает объем  информации, необходимой банку для проведения анализа кредитоспособности. Некоторые совершенно не сопоставляют размер своих доходов с суммой возможного кредита.

5. Задержки с выплатой  заработной платой и пенсий  делают весьма возможной ситуацию  с несвоевременной уплатой процентов  и основного долга. Заранее  предусмотреть такое развитие  событий очень затруднительно.

Хотя среди населения  имеется большой спрос на кредитные  ресурсы, а многие банки в настоящий  момент имеют избыточные средства, указанные причины затрудняют расширение объемов кредитования физических лиц.

Очевидно, что совершенствование  практики кредитования физических лиц  будет происходить вместе с улучшением экономического положения в стране в целом, повышением уровня заработной платы, снижением безработицы. В  том случае, если основная часть  доходов граждан будет легальной, возможно говорить и о расширении объема кредитных ресурсов, выдаваемых физическим лицам.

Банки, несмотря на объективные  трудности, продолжают работать с населением – открывают текущие счета, выдают кредитные карточки, расширяют сеть магазинов, работающих с кредитными картами, предлагают все новые и  новые виды услуг, в том числе  и кредитных. Уже сейчас, в условиях наметившихся тенденций к стабилизации экономики, начал возрастать спрос  на потребительский кредит, подтвержденный доходами граждан. Именно поэтому вопросы  уточнения доходов заемщиков  и рациональный выбор определенного  вида кредитования с учетом их возможностей позволяют оптимально сочетать интересы банка и его клиентов.

3.2 Перспективы развития  анализа кредитоспособности заёмщиков .

При выдаче кредита на короткий срок банк, как правило, меньше обращает внимание на динамику финансовых результатов  заемщика. Его больше интересует наличие на сегодняшний момент свободных оборотных средств для погашения кредита. Поэтому при выдаче краткосрочных кредитов анализ фокусируется на рассмотрении индикаторов текущей платежеспособности заемщика (ликвидности и финансовой маневренности).

Как уже отмечалось, одним  из классических способов минимизации  кредитных рисков является внесение заемщиком залога. Между кредитом и залогом существуют прямые и  обратные связи. При этом залог трактуется максимально широко - как нечто, определяющее кредитоспособность должника независимо от того, передается оно в действительности в залог или нет. В качестве залога может выступать либо собственность, либо ожидаемый в будущем приток дохода, то есть то, что заимодавец считает  обладающим ценностью. Однако такой  путь, особенно при кредитовании на длительный период, не гарантирует  успеха кредитной политики банка. Следует  отметить, что при долгосрочном кредитовании необходимо учитывать некоторые  особенности залога.

В определении кредитоспособности заемщика и количественных параметров кредитного договора (суммы кредита, срока кредитования, процентной ставки) также большую роль играет анализ денежных потоков заемщика в динамике и прогнозирование его доходов  на основе настоящих и будущих  тенденций развития бизнеса.

Анализ и прогнозирование  денежных потоков позволяет просчитывать последствия принимаемых решений  в краткосрочном периоде в  части достаточности средств  для обеспечения текущей деятельности (текущей платежеспособности). Как  показывает практика, многие российские фирмы были ликвидированы из-за банкротства  не потому, что получали недостаточно прибыли, а по причине нехватки денежной наличности тогда, когда она требовалась.

Вместе с тем необходимо совершенствование показателей  кредитоспособности с целью создания действенной методики для расчетов интегрального показателя кредитоспособности заемщика на основе формализованных критериев. В систему показателей кредитоспособности должны входить не только величины, сравнительно легко рассчитываемые с помощью количественных данных, но и такие, которые могут быть описаны с помощью оценочных суждений (например, характер или репутация заемщика, показатели контроля).

Важное значение имеют  разработка и реализация системного контроля со стороны банка за хозяйственной  деятельностью клиентов. Системы  контроля за клиентурой позволяют банку  четко и своевременно оценивать  складывающуюся ситуацию и предпринимать  необходимые меры. Так, например, банки, не применяющие достаточно отлаженные системы контроля, могут продолжительное  время обслуживать группы клиентов, не приносящие достаточной отдачи, или предлагать клиентуре сверхзатратные и малодоходные услуги.

Система контроля дает возможность  количественной оценки продвижения  к достижению стратегических целей. Приоритеты системы контроля определяются в зависимости от избранной банком стратегии. Различные банки в  зависимости от избранной стратегии  выбирают разные объекты контроля. Например, банк, ориентирующийся в  основном на обслуживание розничной  клиентуры (частных лиц и клиентов - представителей малого бизнеса), во главу  угла при определении объектов контроля ставит оценку доходности отдельных  филиалов, отдельных предоставляемых  розничных услуг.

Среди важных объектов контроля у такого банка можно выделить оценку риска предоставления кредитов, поскольку в условиях рыночной экономики  физические лица пользуются этим видом  услуг очень часто, а предоставление ссуд гражданам всегда сопряжено  с повышенным уровнем риска.

В настоящее время в России идет процесс создания кредитных бюро.                        

В отношении Федерального закона «О бюро кредитных историй» все специалисты, работающие на рынке недвижимости, сходятся во мнении, что кредитные  бюро, аккумулирующие информацию по кредитным  историям граждан, необходимы.

Мировой опыт показывает, что в  большинстве стран мира различные  категории кредиторов: будь то банки, компании-эмитенты кредитных карт, инвестиционные компании, телекоммуникационные компании и пр., — используют кредитные  бюро для обмена информацией о  платежеспособности и добросовестности своих заемщиков. Это составляет очень важную функцию кредитных  бюро, так как сам кредитор обычно не в состоянии адекватно оценить  будущие доходы и риски проектов, под которые хочет взять ссуду  заемщик, а также контролировать его действия после получения  ссуды. В результате устанавливаются  одинаковые для всех высокие процентные ставки кредитования, что сказывается  в первую очередь на добросовестных заемщиках.

1. Повышается уровень осведомленности  банков о потенциальных заемщиках,  и появляется возможность более  точного прогнозирования возврата  ссуд, что позволяет кредиторам  эффективно определять их направление  и цену.

2. Уменьшается плата за поиск  информации, которую банки сейчас  вынуждены перекладывать на своих  клиентов, что ведет к установлению  конкурентных цен на кредитные  ресурсы с более низкими процентными  ставками.

3. Формируется действенный дисциплинирующий  механизм для заемщиков, поскольку  в случае невыполнения обязательств  их репутация в глазах кредиторов  может рухнуть, лишив возможности  получения заемных средств либо  делая их намного дороже.

Все это способствует общему снижению кредитных рисков и повышению  эффективности работы кредитной  системы.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги, следует отметить, что для любого коммерческого  банка очень важна правильная и эффективная организация кредитного процесса.

В условиях современной России кредитование заемщиков, занятие весьма рискованное и зачастую просто опасное. Тем не менее, не подлежит сомнению то, что значительное число крахов коммерческих банков в России - результат не только высоких рисков внешней среды, но и плохо организованного управления, особенно в области кредитного процесса.

Поэтому каждый коммерческий банк заинтересован в повышении  уровня организации кредитного процесса. Тщательно проработанный кредитный  процесс, позволяет свести к минимуму кредитный риск, благодаря значительному  снижению вероятности предоставления кредита ненадежному заемщику.

Таким образом, высокий уровень  организации кредитного процесса, едва ли не лучший показатель всей работы банка  и качества его менеджмента.

Другими словами, при грамотной  организации кредитного процесса в  банке, если не пренебрегать ни одним  из элементарных правил кредитования, выработанных многовековой практикой  многих стран, если проявлять необходимую  профессиональную осторожность и даже разумную бдительность, то можно успешно  работать на российском рынке.

      В заключение, стоит отметить, что эффективность применения всех упомянутых в работе методов оценки кредитоспособности напрямую зависит от экономическо-политического состояния страны в целом. Только прозрачность экономики и соблюдение всех норм законодательства позволят повысить эффективность всех аналитических и статистических методов оценки кредитоспособности, а, следовательно, существенно повысят уровень конкуренции в сфере банковского кредита, что в свою очередь позволит высвобождать большее объемы инвестиционных кредитов для развития экономики страны в целом.  

Библиографический список

 

  1. Гражданский кодекс РФ – от 23 августа 2004 г. № 56-П.
  2. Инструкция Банка России "Об обязательных нормативах банков" от 06.02.2004 № 110-И.
  3. Положение ЦБ РФ "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" от 31 августа 1998 г. № 54-П.
  4. Положение ЦБ РФ "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" от 26.04.2004 № 254-П.
  5. Положение ЦБ РФ «О порядке расчёта кредитными организациями размера рыночных рисков» от 24.09.99 № 89-П.
  6. Регламент предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанка России и его филиалами № 285-3-р от 28.04.2004.
  7. Банковская система России. Настольная книга банкира: кн. 1, 2. - М.: Инжинирингово-консалтинговая компания "Дена", 1995.
  8. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2000.
  9. Вишняков И.В. Методы и модели оценки кредитоспособности заемщика. СПб.: Издательство СПбУЭФ, 1998.
  10. Едронова В.Н., Хасянова С.Ю. Зарубежные и отечественные подходы к определению кредитоспособности заемщика // Деньги и кредит. - 2002. - № 10. - с. 3-8.
  11. Жарковская Е.П., Арендс И.О. Банковское дело: Курс лекций. – М.: Омега-Л, 2003.
  12. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Под ред. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  13. Кирисюк Г.М., Ляховский В.С. Оценка банком кредитоспособности заемщика // Деньги и кредит. - 2002. - № 4. - с. 30-34.
  14. Кушуев А.А. Показатели платежеспособности и ликвидности в оценке кредитоспособности заемщика // Деньги и кредит. - 2003 - № 12 - с. 52-66.
  15. Овчаров А.О. Организация управления рисками в коммерческом банке // Банковское дело. – 2000. - № 1. - с. 18-31.
  16. Сагитдинов М.Ш., Калимулина Ф.Ф. К вопросу об анализе деятельности коммерческого банка // Банковское дело. – 2003. - № 10. - с. 15-24.
  17. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  18. Селюк А.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Сборник раздаточных материалов для слушателей Президентской программы подготовки управленческих кадров. - Омск: ИМЭК, 2002.
  19. Хандруев А.А. Управление рисками банков: научно-практический аспект // Деньги и кредит. – 2004. - № 6. - с. 17-21.
  20. Шеремет А.Д., Щербакова Г.Н. Финансовый анализ в коммерческом банке. – М: Финансы и статистика, 2000.
  21. Словарь банковских терминов. - М.: Акалис, 2002.
  22. Соколинская Н.Э. Учет и анализ краткосрочных и долгосрочных кредитов. - М.: Консалтбанкир, 2001.

Информация о работе Этапы кредитования. Основные источники информации о потенциальном заемщике