Эмиссионный потенциал предприятий и факторы его определяющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 22:03, реферат

Краткое описание

Эффективность работы предприятия зависит от уровня его кадрового, научно-технического, производственного и социального потенциала. В практике существуют различные методы диагностик и составляющих потенциала.
Эмиссионный потенциал - один из ключевых показателей эмиссионного процесса, во многом обусловливающий принятие управленческих решений по выпуску ценных бумаг, в том числе акций.

Вложенные файлы: 1 файл

Эмиссионная деятельность.docx

— 25.77 Кб (Скачать файл)

 

 Эмиссионный потенциал предприятий и факторы его определяющие

Эффективность работы предприятия зависит от уровня его кадрового, научно-технического, производственного и социального потенциала. В практике существуют различные методы диагностик и составляющих потенциала.

Эмиссионный потенциал - один из ключевых показателей эмиссионного процесса, во многом обусловливающий принятие управленческих решений по выпуску ценных бумаг, в том числе акций. Управление эмиссионным потенциалом предприятия, да и страны в целом, в настоящее время является одной из важнейших задач российской экономики. Для ее решения необходимо определиться с понятием «потенциала».

Термин «потенциал» латинского происхождения и переводится как мощь, сила. В современном языке потенциал означает степень мощности, совокупность средств, необходимых для чего-либо. В Большой советской энциклопедии отмечается, что эмиссионный потенциал -- это «средства, запасы, источники, ценные бумаги, имеющиеся в наличии, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного предприятия». «Потенциал» как экономическая категория Ю. Рожковым был определен так: «...Возможность и готовность субъектов рынка специализироваться в тех видах деятельности и производства, по которым в каждый момент времени имеются абсолютные или сравнительные преимущества» .

По мнению Ф.М. Русинова, потенциал в широком смысле означает средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, и те, которые могут быть использованы для достижения определенной цели.

Понятие «эмиссионный капитал» входит состав более обширного понятия, такого как «Экономический потенциал», который в свою очередь определяется как эффективность использования активов и вовлеченных в бизнес материальных, трудовых, финансовых и интеллектуальных ресурсов.

Первоначальным этапом формирования финансовых ресурсов политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на четыре группы:

1. Факторы, характеризующие  инвестиционные возможности предприятия. К числу основных факторов  этой группы относятся:

а) стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях жизненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);

б) необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводства основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);

в) степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды).

2. Факторы, характеризующие  возможности формирования финансовых  ресурсов из альтернативных источников. В этой группе факторов основными  являются:

а) достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;

б) стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;

в) стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;

г) доступность кредитов на финансовом рынке;

д) уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием.

3. Факторы, связанные с  объективными ограничениями. К числу  основных факторов этой группы  относятся:

а) уровень налогообложения дивидендов;

б) уровень налогообложения имущества предприятий;

в) достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала;

г) фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала.

4. Прочие факторы. В составе  этих факторов могут быть выделены:

а) конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания (в период подъема конъюнктуры эффективность капитализации прибыли значительно возрастает);

б) уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;

в) неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат);

г) возможность утраты контроля над управлением компанией (низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций компании и их массовому "сбросу" акционерами, что увеличивает риск финансового захвата акционерной компании конкурентами).

Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период.

Определение цели и объема эмиссии. Определение целей эмиссии

В связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников цели эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиций стратегического развития предприятия и возможностей существенного повышения его рыночной стоимости в предстоящем периоде. Основными из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая к этому источнику формирования собственного капитала, являются:

а) реальное инвестирование, связанное с отраслевой (подотраслевой) и региональной диверсификацией производственной деятельности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, новых производств с большим

объемом выпуска продукции и т.п.);

б) необходимость существенного улучшение структуры используемого капитала (повышение доли собственного капитала с целью роста уровня финансовой устойчивости; обеспечение более высокого уровня собственной кредитоспособности и снижение за счет этого стоимости привлечения заемного капитала; повышение эффекта финансового левериджа и т.п.);

в) намечаемое поглощение других предприятий с целью получения эффекта синергизма (участие в приватизации сторонних государственных предприятий также может рассматриваться как вариант их поглощения, если при этом обеспечивается приобретение контрольного пакета акций или преимущественная доля в уставном фонде);

г) иные цели, требующие быстрой аккумуляции значительного объема собственного капитала.

Совокупность воздействий на характеристики акций со стороны эмитента можно назвать управлением инвестиционной привлекательностью собственных ценных бумаг.

Перечислим цели эмитента при управлении рынком собственных ценных бумаг (они могут совпадать с целями инвестора, а могут и полностью противоречить его интересам), идентификация которых позволит инвестору в каждом конкретном случае выработать стратегию управления своими вложениями.

Цели эмитентов:

1. Увеличение собственного  капитала предприятия, необходимое  предприятию:

а) В области производства:

- для сохранения имеющейся  доли рынка;

- для обеспечения развития  деятельности компании;

- для разработки и реализации  новых проектов.

б) В области финансирования:

- для замены способа  финансирования текущей деятельности (кредитование заменяется собственными  средствами);

- для обеспечения возможности  привлечения займов в перспективе. При наличии высокого удельного  веса собственного капитала в  балансе предприятию легче привлекать  ресурсы в виде кредитов от  банков, ссуд от других партнеров, обращающих внимание на соотношение  собственных и заемных средств.

2. Поддержание цены/колебаний  цен собственных акций на необходимом  уровне:

а) для получения прибыли за счет торговли собственными акциями. Такая возможность существует у крупных эмитентов, относящихся к популярным отраслям. Для этой цели предприятие производит скупку своих акций, потом производит раскрытие положительной информации (в том числе и финансовой) о своей деятельности. Рост цен на имеющиеся на рынке акции данного эмитента обеспечивает реализацию как скупленных акций, так и новой эмиссии (при условии, что она не является крупномасштабной) по ценам выше номинала. Раскрытие дополнительной информации о компании улучшает ее репутацию не только на рынке ценных бумаг, но и среди прочих контрагентов, позволяя более успешно действовать при заключении сделок всех видов;

б) для сохранения существующих инвесторов (стабильность или постоянный рост цен побуждает инвестора сохранять или наращивать вложения в данные акции);

в) для расширения круга потенциальных инвесторов, заинтересованных в приобретении новых или уже существующих выпусков акций, привлечение средств мелких неконсолидированных вкладчиков;

г) для обеспечения возможности менеджменту или определенным инвесторам выкупить бумаги по минимальной цене.

3. Привлечение стратегического  инвестора, который смог бы наладить  менеджмент на предприятии, восстановить  или укрепить его положение, сопровождающееся  существенным изменением структуры  акционерного капитала и управления  обществом.

4. Перераспределение власти  в компании, достигающееся путем  дополнительной эмиссии, основная  часть которой приобретается  инвестором, нацеленным на захват  власти на данном предприятии. При этом происходит “размывание”  долей, принадлежащих остальным  акционерам, не имеющим возможности  приобрести новые бумаги.

5. Сохранение и укрепление  контроля над АО. Обычно достигается  с помощью ограничения в обращении  акций.

Определение объема эмиссии

При определении объема эмиссии необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников.

Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций

Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие -- на приобретение населением).

Установление параметров эмиссии, таких как номинал, цена и условия размещения, размеры дивидендов по привилегированным акциям, могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на инвестиционную привлекательность. В зависимости от целей эмитента можно привлечь или наоборот отсечь определенный тип инвесторов. Например, цена размещения, установленная на чрезмерно высоком уровне, может отпугнуть инвесторов, особенно мелких. Если рыночная оценка акций предыдущих выпусков существенно ниже цены размещения, эмитент вообще рискует не продать новый выпуск. Вместе с тем, это хорошая возможность не допустить внешних по отношению к предприятию инвесторов к управлению компанией. Невозможность продажи акций по установленной цене размещения может спровоцировать сброс “старых” выпусков большим количеством инвесторов. Кроме того, не полностью размещенный выпуск акций не позволяет сформировать уставный фонд в запланированных размерах. Если же, напротив, цена размещения окажется ниже той, по которой возможно было бы реализовать их на рынке, разница в ценах достанется посредникам и спекулянтам, работающим на фондовом рынке, а не предприятию. Мы видим, что процесс установления цены размещения требует глубокого анализа фондового рынка и потенциальных инвесторов. Можно рекомендовать следующее:

1. Исследование цен на  собственные акции, выявление трендов  и корреляций с внешними (политическими, налоговыми и т.п.) факторами, изменениями  в финансовом состоянии и дивидендной  политике эмитента. Выявление уровня  чувствительности цен на акции  эмитента к изменению их объема, обращающегося на вторичном рынке  в результате новой эмиссии.

2. Оценку емкости рынка  и потенциального спроса инвесторов (возможно на примере эмитента -- аналога по большинству производственных, финансовых и т.п. параметров).

3. Расчет по различным  сценариям возможных цен реализации  акций. Оценку целесообразности  эмиссии и выбор момента ее  осуществления. Установление цены  размещения.

4. Анализ результатов  эмиссии по составу инвесторов, количеству и ценам купленных  ими бумаг, динамики цен на  вторичном рынке, оценку стоимости  собственного капитала для фирмы.

В процессе определения видов акций (простых и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций (при этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством доля привилегированных акций не может превышать 10% общего объема эмиссии).

Акции делятся на две категории - обыкновенные и привилегированные. Последние могут подразделяться на типы, дающие в соответствии с уставом данного акционерного общества различные права их владельцам. Все акции являются именными, закрепленными за определенными физическими и юридическими лицами. Информация о владельцах акций каждого общества должна быть доступна этому обществу в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав требуют обязательной идентификации владельца.

Согласно статье 31 Закона, каждая обыкновенная акция предоставляет ее владельцу одинаковый объем прав. Акционеры владельцы обыкновенных акций вправе участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, имеют право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества - право на получение части его имущества.

Порядок участия этих акционеров в общем собрании акционеров определяется соответствующими положениями Закона об акционерных обществах (глава VI "Общее собрание акционеров"). Вместе с тем статья 31 Закона дает право обществу дополнить этот порядок участия в собрании какими-либо положениями, включив их в устав общества. Такая запись появилась, скорее всего, потому, что механизм проведения собрания изложен в Законе недостаточно подробно. Однако, расширяя в уставе общества положения Закона, необходимо помнить о том, что ни в коем случае нельзя сужать права участников собрания по сравнению с теми, что предусмотрены Законом. Подробнее о правах акционеров пойдет речь в третьей главе работы.

Информация о работе Эмиссионный потенциал предприятий и факторы его определяющие