Шпаргалка по "Финансовый менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 06:59, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие и сущность финансового менеджмента.
ФМ – система принципов и методов разработки и реализации УР, связанных с формированием, распределением и использованием фин. ресурсов предприятия и организации оборота его денежных средств.
Эффективная система ФМ базируется на ряде принципов:
- Интегрированность с общей системой управления предприятием.
- Комплексный характер формирования УР.
- Высокий динамизм управления.
- Многовариантность подходов к выработке финансовых стратегий
- Ориентированность на стратегические цели развития предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Фин.мнджм вопросы-ответы.docx

— 255.41 Кб (Скачать файл)

-Наибольшую прибыль можно получить при равенстве ПВ и ПИ.

-Наращивать объем производства можно до тех пор, пока с увеличением объема производства ПВ растет быстрее ПИ, при этом прибыль п/пя возрастает.

-прекращать рост производства продукции следует при условии ПВ<ПИ или ПВ=ПИ, т. е. каждая дополнительная единица продукции начинает приносить убыток.

-Max. объем продукции соответствующего объема прибыли показ. точку скачка пост. затрат, т.е. производственные мощности не соответствуют росту объема производства.   

2) Сопоставление выручки от реализации  с постоянными и переменными  затратами применяется не только для расчета максимальной массы прибыли, но и для определения наивысших темпов ее прироста.

Суммарные затраты предприятия  можно разделить на три основных категории:

Переменные (или пропорциональные) затраты возрастают либо уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы.

Постоянные (непропорциональные или  фиксированные) затраты не следуют за динамикой объема производства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, оклады управленческих работников, административные расходы и т.п.

Смешанные затраты состоят из постоянной и переменной частей. Примеры таких затрат: почтовые и телеграфные расходы, затраты на текущий ремонт оборудования и т.п. В дальнейшем величиной смешанных затрат можно пренебречь.

Какова практическая польза от классификации затрат на переменные и постоянные? Во-первых, такое деление  помогает решить задачу максимизации массы и прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или  иных расходов. Во – вторых, эта классификация  позволяет судить об окупаемости  затрат и дает возможность определить «запас финансовой прочности» предприятия  на случай осложнения конъюнктуры и  иных затруднений.

Самым эффективным методом  финансового анализа с целью  оперативного и стратегического  планирования служит операционный анализ, называемый также анализом «Издержки  – Объем – Прибыль» (CVP), отслеживающий зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства / сбыта.

Ключевыми элементами операционного  анализа служат: производственный (операционный) рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности.

Действие операционного  рычага проявляется в том, что  любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное  изменение прибыли.

В практических расчетах для  определения силы воздействия производственного  рычага (СПР) применяют отношение  так называемой валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли. Валовая маржа  представляет собой разницу м/у выручкой от реализации и переменными затратами. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.

СПР = Валовая маржа/Прибыль СПР показывает сколько % изменения прибыли дает каждый % изменения выручки.


Сила воздействия производственного  рычага всегда рассчитывается для определенного  объема продаж, для данной выручки  от реализации. Изменяется выручка  от реализации, изменяется и сила воздействия  операционного рычага.

Когда выручка от реализации снижается, сила воздействия производственного  рычага возрастает. Каждый процент  снижения выручки дает тогда все  больший процент снижения прибыли.

При возрастании же выручки  от реализации сила воздействия производственного  рычага убывает: каждый процент снижения прироста выручки дает все меньший  и меньший процент прироста прибыли.

Сила воздействия производственного  рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с фирмой: чем больше сила воздействия операционного  рычага, тем больше предпринимательский  риск.

Прогнозирование темпов роста  прибыли осуществляется в соотношении  со следующей формулой:

СВПР * темп роста выручки

Решая задачу максимизации темпов прироста прибыли, можно манипулировать увеличением или уменьшением  не только переменных, но и постоянных затрат. При этом задавая опр–ое соот-ие м/у постоянными и переменными  затратами можно определить: 1) Какими темпами можно наращивать прибыль, чтобы не произошел обратный процесс; 2) такую комбинацию затрат, при кот. прибыль будет мах. 3) наилучшее сочетание различных видов затрат.

Для расчета вариантов  изменения темпов роста прибыли  необходимо определить влияние основных факторов на выручку от реализации, т.е. опред-е оптималь. соотношения м/у пост. и перемен. затратами.

-Перем затраты ­, Пост=const

-Перем затраты ­, Пост ­

-Перем затраты ­, Пост ¯ - этот вариант возможен до момента скачка пост. затрат.

Реально зависимость «Выручка от реализации- переменные затраты» не всегда сохраняется, т.к. при увеличении закупок сырья поставщики могут  предоставить скидку с цены и тогда  это соотношение нарушается (затраты  на сырье растут медленнее объема производства) Пост-ые з-ты не измен-ся пропорц-но измен-ю объема пр-ва.  Пост. затраты не зависят от выручки от реализации до тех пор, пока дальнейшее ее наращивание не потребует скачка пост. затрат (увеличения производственных мощностей, численности работников). Если выручка от реализации (ВР)=const, то чем больше удель. вес пост. затрат, тем сильнее действует СПР. Если ВР ¯, то при ­ (¯) удель. веса пост затрат СПР ­ (¯). Если ВР ­, то при снижении доли пост затрат и прохождения порога рентабельности СПР ¯. Существуют также смешанные з-ты - сост-т из перем-х и пост-х частей. К ним относ-ся, почт.и телеграф.расх-ы, з-ты на тек.ремонт оборуд-я.  В процессе принятия реш-й смеш-ые з-ты разд-т либо к перем.  либо к пост-м Практич.польза от классифик-ии з-т на категории сост-т в след-м: во-первых,такое дел-ие помог-т решить задачу максимизации массы и темпов прироста ПР за счет относит-го сокращ-я тех или иных расходов; во-вторых, эта классификация позв-т судить об окупаем-ти з-т и дает возм-ть опред-ть «запас финан.прочн-ти» предпр-я на случай осложн-я коньюктуры и иных затруднений.  Изменяя велич-у, не только перем-х но и пост-х з-т можно проследить, как в завис-ти от этого измен-ся величина ПР предпр-я. Очевидно, чем больше уд.вес в зат-тах предпр-я сост-т пост.з-ты, тем больше треб-ся врем. и ср-в для достиж-я порога рентаб-ти и наоборот. Из этого след-т, что нецелесообр-но раздувать пост.з-ты, так как в случае сниж-я ВР, потери ПР будут просто катастрофическими. Однако, если перспективы предпр-я постоянны и руков-во в их полн-ю уверено, то можно повысить долю пост.з-т, т.к.с их помощью предпр-е будет получ.больш.ПР.

Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли.

Порог рентабельности = Постоянные затраты  /  Валовая маржа  в  относительном  выражении

где ВМ = Выручка – переменные издержки

кВМ = ВМ / Выручка

Зная порог рентабельности, определим запас финансовой прочности  предприятия.

Разница между достигнутой  фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности и составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое положение предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств:

Запас финансовой прочности = Выручка  от реализации  -  Порог рентабельности

 

14. Стратегия формирования  механизма распределения прибыли  предприятия. 

Часть нарабатываемой предприятием чистой рентабельности собственных  средств поглощается дивидендами, другая часть уходит в развитие производства.  Если ПП решается и на выплату дивидендов и на развитие производств то ему  приходится искать оптимальное соотношение  м/у нормой распределения прибыли  и % увеличении СС.

Рассмотрим основные этапы  разработки дивидендной политики в  сочетании с финансовым прогнозированием.

Коммерческая маржа (КМ) показывает какой результат эксплуатации дают каждые 100 руб., оборота. На КМ влияет ценовая политика предприятия, а также объем и структура затрат.  КМ=(НРЭИ/Оборот)*100

Коэффициент трансформации (КТ - оборачиваемость активов) показывает сколько рублей оборота снимается с каждого рубля актива. На КТ влияют отраслевые условия деятельности и экономическая стратегия предприятия. КТ= Оборот / Актив

Стабильно работающие предприятия  при разработки политики распределения  прибыли учитывают политику расширения производства и придерживаются определенного  типа дивидендной политики.

Этот процесс осуществляется под непосредственным воздействием принятой предприятием нормы распределения (НР), которая показывает, какая часть  чистой прибыли выплачивается как  дивиденд.

НР = сумма дивидендов / чистая прибыль

Чистая рентабельность собственных  средств (РСС) очерчивает не только верхнюю  границу потенциального развития производства, но и верхний уровень дивиденда: если РСС=20%, то, отказавшись от распределения  дивидендов, можно увеличить собственные  средства на эти самые 20%, либо, отказавшись  от финансирования развития, выплатить 20% дивиденды; когда же решается и  на то, и на другое, то приходится разъединять  рентабельность собственных средств  и искать наилучшее соотношение  между нормой распределения и  процентом увеличения собственных  средств, т.е. внутренними темпами  роста (ВТР).

Далее рассмотрим расчет внутренних темпов роста, которые определяются следующим образом:

ВТР= РСС * (1-НР)     

где РСС - рентабельность собственных  средств,  %;

НР - норма распределения  прибыли.

При неизменной структуре  пассива внутренние темпы роста  применимы к возрастанию актива.

При неизменной структуре  пассива и неизменном коэффициенте трансформации внутренние темпы  роста применимы к возрастанию  оборота.

Политика распределения  прибыли также предполагает изменение  коммерческой маржи, изменение коэффициента трансформации, и, в крайнем случае, изменение НР прибыли.

1 вариант: увеличиваем ЗС то ПП нарушит соотношение м/у ЗС и СС и будет вынуждено наращивать уровень ЭРА для покрытия фин. изд по ЗС. 2 вариант: увеличить СС но вынуждено менять норму распределения прибыли. 3 вариант: увеличение СС и ЗС (пополам) то плечо рычаг останется на прежнем уровне.

Рациональной политика будет считаться  в случае, если ВТР = % увеличению оборота.

При выборе НР прибыли необходимо руководствоваться  следующими правилами  дивидендной политики:

1. Акционеры негативно  относятся к уменьшению выплачиваемых  дивидендов, поскольку это ассоциируется  с финансовыми трудностями   деятельности предприятия, поэтому  если руководство принимает решение  об увеличении дивидендов, оно  должно быть уверено в том,  что сможет сохранить этот  уровень последующие годы

2. Сумма выплачиваемых  дивидендов оказывает влияние  на бюджет предприятия и его  ликвидность

3. Дивиденды уменьшают  собственный капитал предприятия  и их выплаты приводят к  уменьшению соотношения между  заемными и собственными средствами.

4. Норма дивидендов по  акциям должна соответствовать  средней рыночной норме доходности  по финансовым вложениям аналогичного  риска.

Несмотря на разнообразие политик по выплатам дивидендов, существует 3 основных подхода к выбору дивидендной  политики.

 

Наименование подхода

Тип дивидендной политики

Агрессивный

Соблюдение постоянства дивидендных  выплат в течение длительного  периода времени независимо от динамики курса акций

Умеренный

Методика постоянного % распределения  чистой прибыли на выплату дивидендов и на развитие производства

Консервативный

Методика гарантированного минимума  и «экстра» дивидендов, а также  выдача акций вместо денежных выплат


 

Управленческие решения, связанные с нормой распределения  прибыли

I. Увеличение НР

Последствия: снижение ВТР

Ограничение темпов наращения  оборота

Уменьшение возможностей по привлечению кредита

Снижение ликвидных средств

II. Снижение НР

Падение курса акций

Снижение рыночной цены предприятия

Потеря контроля над акционерным  капиталом.

 

15. Механизм выбора  политики комплексного управления  текущими активами и текущими  пассивами предприятия. 

Для выбора политики управления ТА и ТП неоходимо рассчитать след. Показатели:

1) ЧОК = СС+ДО-ВОА (ЧОК-чистый оборотный капитал)

2) ТФП = ТА-ТП

ТФП оказывает непосредственное влияние на финн.состояние предприятия, т.к. определяет его потребность  в краткосрочном кредите. Также  ТФП принято рассчитывать в % к  обороту: ТФП% = ТФП/выручка *100%.

Для расчета ТФП в днях: ТФПдн = ТФП%*К/100%, К – временная  база.

На величину ТФП оказывают  влияние след.факторы: 1) длительность производственного и сбытового  цикла; 2) темпы роста объема производства и объемов продаж; 3) сезонность производства и реализации; 4) состояние рыночной коньюктуры; 5) величина маржинального  дохода; 6) инфляция.

Основная задача по управлению ТФП: предприятию необходимо сокращать  период оборачиваемости запасов  и ДЗ и увеличивать в разумных пределах период оборачиваемости КЗ.

Сущ-ют след.способы покрытия ТФП: 1) Краткосрочные кредиты и  займы. 2) факторинг (продажа ДЗ). 3) Спонтанное финансирование – предоставление скидок постоянным клиентам за сокращение сроков расчетов. 4) учет векселей.

Критерии по управлению ТА и ТП:

1. Если ЧОК ниже ТФП,  то у предприятия образуется  дефицит ДС и ему необходимо  краткосрочный кредит на сумму  этой разницы.

2. Если ЧОК больше ТФП,  то у предприятия отсутствует  потребность в краткосрочном  финансировании.

Задачи связанные с  управлением ТА и ТП сводятся к  следующему:

1. Моделирование величины  ТА и ТП и опр – ие факторов, влияющих на них.

2. Определение плановой  потребности в Об. средствах.

3. Выбор стратегии финансирования.

4. Определение комплексной  политики управления ТА и ТП.

5. Изыскание путей ускорения  оборачиваемости Об.ср-в и увеличение  уровня их доходности.

В финансовом менеджменте  существуют следующие политики управления текущими активами и текущими пассивами  предприятия:

1. Консервативная

Для нее характерно: 1) низкий удельный вес текущих активов  в составе всех активов предприятия;

2) небольшой период оборачиваемости  текущих активов;

3) низкий удельный вес  краткосрочных кредитов и займов  в структуре пассивов предприятия.

Данная политика может  быть выбрана при условии эффективной  организации системы продаж, четкой организации расчетов и налаженных связей с поставщиками сырья и  материалов.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовый менеджмент"