Функции и задачи финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 03:49, лекция

Краткое описание

1. Сущность, цель, задачи функции финансового менеджмента.
2. Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента. Основные этапы развития финансового менеджмента.
3. Финансовая политика, стратегия и тактика финансового менеджмента

Вложенные файлы: 1 файл

фм лекции тема 1.docx

— 28.49 Кб (Скачать файл)

 

1. Функции и задачи финансового менеджмента

 

1. Сущность, цель, задачи функции финансового менеджмента.

2. Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента. Основные этапы развития финансового менеджмента.

3. Финансовая политика, стратегия  и тактика финансового менеджмента

= 1 =

Финансовый менеджмент представляет собой важную часть  менеджмента  или форму управления процессами финансирования предпринимательской  деятельности.

Финансовый менеджмент или  управление финансами предприятия  означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и  использования с целью получения  оптимального финансового результата, то есть прибыли.

Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия  и направлен на максимизацию прибыли, курса акций, стоимости бизнеса, чистой прибыли на одну акцию, уровня дивидендов, чистых активов на 1 акцию, а также на поддержание конкурентоспособности  и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент, как  наука управления финансами направлен  на достижение тактических и стратегических  целей хозяйствующего субъекта (максимизация основных показателей).

Финансовый менеджмент, как  система управления состоит из 2-х  подсистем: управляемая (объект управления) и управляющая (субъект управления).

Объектом управления является совокупность условий осуществления  денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборот стоимости, движение финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия.

Финансовые ресурсы предприятия  – это собственные (уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль, фонды специального назначения), приравненные к собственным (кредиторская задолженность перед  работниками, бюджетом, внебюджетными  фондами, поставщиками) и заемные  средства (кредиты в банков или  у других физических или юридических  лиц, средства полученные от выпуска акций).

Финансовые отношения  включают отношения предприятия  с другими юридическими лицами, работниками, банками, СФКИ, бюджетом и внебюджетными  фондами, налоговыми органами и пр.

В объект управления включаются следующие элементы: денежный оборот, финансовые ресурсы, финансовые отношения, кругооборот капитала.

Субъект управления – это  совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а  также специалистов организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное финансирование объекта управления.

Элементы субъекта управления: кадры, финансовые инструменты и  методы, технические средства управления, информационное обеспечение.

Основными методами финансового  менеджмента, а также анализа  являются:

1.  Чтение отчетности.

2. Горизонтальный анализ, то есть определение абсолютных  и относительных отклонений по  различным статьям в сравнении  с предыдущими периодами.

3. Вертикальный, то есть  определение удельного веса отдельных  статей в общем итоговом показателе.

4. Трендовый метод основан  на расчете относительных отклонений  за ряд лет от уровня базисного  периода.

5. Финансовые коэффициенты (показатели ликвидности или платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой  активности, рентабельности).

Целью финансового менеджмента  является выработка определенных решений  для достижения оптимальных конечных результатов, а также нахождение оптимального соотношения между  краткосрочными и долгосрочными  целями развития.

Главной целью финансового  менеджмента является обеспечение  роста благосостояния собственников  предприятия в текущем и перспективном  периоде, то есть реализация основных интересов собственников предприятия.

Основные задачи финансового  менеджмента:

1. Формирование достаточного  объема финансовых ресурсов в  соответствии с целями предприятия  и стратегией развития.

2. Эффективное использование  финансовых ресурсов.

3. Оптимизация денежных  потоков и денежного оборота.

4. Максимизация прибыли  и минимизация рисков.

5. Обеспечение финансовой  устойчивости и платежеспособности  предприятия.

 

Финансы в экономике выполняют  следующие функции:

1. Распределительная, то  есть по средством финансовых отношений происходит распределение и перераспределение НД, ВВП, ВНП.

2. Регулирующая, то есть  при участии различных органов  финансовых отношений происходит  регулирование основных макроэкономических  показателей и процессов. Государство  оказывает лишь косвенное влияние  на деятельность большинства  коммерческих предприятий.

3. Стимулирующая, то есть  через конечный финансовый результат  происходит мотивация производителей  в дальнейшей работе.

4. Контрольная, контроль осуществляется на основании данных, полученных из документов бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности. Контроль может быть следующих видов: президентский, органов исполнительной власти, органов законодательной власти, ведомственный, аудиторский, внутрихозяйственный, экспертный (частный).

  Финансовый менеджмент  осуществляет два основных типа  функций:

1. Функции объекта управления (воспроизводственная, производственная, контрольная).

2. Функции субъекта управления (прогнозирование финансовой ситуации; планирование финансовой деятельности; регулирование, анализ и оценка; стимулирование, контроль за использованием финансовых ресурсов).

Финансовая деятельность включает следующие виды:

1. Отношения, связанные  с формированием уставного капитала  и его вложением в оборотные  и внеоборотные активы.

2. Деятельность, связанная  с формированием валового предприятия  и его распределением на производственные  нужды.

3. Выполнение обязательств  перед бюджетом.

4. Выполнение обязательств  перед внебюджетными фондами.

5. Выполнение обязательств  перед собственниками предприятия.

6. Выполнение обязательств  перед банковской системой.

7. Формирование различных  резервов на предприятии.

8. Деятельность по распределению  прибыли.

9. Выполнение обязательств  перед работниками.

10. Размещение временно  свободных ресурсов.

11. Привлечение ресурсов  со стороны.

12. Деятельность, связанная  с оплатой услуг поставщиков  и прочее.

 

Сферы финансового менеджмента

1. Финансовый анализ планирования  и прогнозирования:

  • Оценка и анализ активов и источников их формирования.
  • Оценка состава и величины ресурсов, необходимых для дальнейшего производства и воспроизводства.
  • Оценка источников дополнительного финансирования.
  • Формирование системы контроля за составлением и использованием финансовых ресурсов.

2. Обеспеченность предприятия  финансовыми ресурсами:

  • Выбор форм получения финансовых ресурсов.
  • Оценка степени доступности ресурсов.
  • Оценка степени рискованности привлечения средств, затрат.

3. Распределение и использование  финансовых ресурсов:

  • Обеспечение эффективности финансовых вложений.
  • Оптимальное использование оборотных средств.
  • Рациональность вложений в нематериальные активы.
  • Оценка периода оборачиваемости средств, ликвидности имущества.
  • Расчеты оптимальной прибыли финансовых вложений и т.д.

 

Финансовый механизм представляет собой совокупность финансовых методов, рычагов, инструментов, а также правового, нормативного и информационного  обеспечения.

Финансовая деятельность предприятия реализуется через  финансовые механизмы.

Правовая  среда:

1. Основные законодательные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность (ГК РФ, ФЗ «Об АО», ФЗ «Об ООО», ФЗ «О кооперативах», ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

2. Налоговый кодекс.

3. Законодательные акты, касающиеся социального страхования  и обеспечения (бюджетный кодекс).

4. Законодательные акты  о труде и охране труда (Трудовой  кодекс).

5. Законодательные акты, регулирующие наличные и безналичные  расчеты (ГК РФ).

Налоговая среда – это классификация основных налогов, уплачиваемых предприятием:

1. Прямые и косвенные.

2. Федеральные, региональные, местные.

3. Налоги и отчисления  относящиеся к внебюджетным.

Информационная  среда:

1. Информация внешнего  характера (налоговая, фондовая, кредитная, валютная, информация  о конкурентах, информация о  внешней экономической деятельности).

2. Информация внутреннего  характера (финансовая отчетность, статистическая отчетность, данные  бухгалтерского учета).

В зависимости от информации и от ее источников все пользователи информации так же делятся на группы:

1. Внешние пользователи (органы  финансового контроля, налоговые  органы, СМИ).

2. Внутренние пользователи (инвесторы, акционеры, сотрудники, покупатели, поставщики).

=2=

Финансовый менеджмент базируется на следующих взаимосвязанных основных концепциях:

1. Концепция денежного  потока. Предполагает:

а) оценку риска, связанного с данным потоком;

б) оценку факторов, определяющих величину составляющих денежного потока;

в) идентификацию денежного  потока, его продолжительность и  вид (краткосрочный, долгосрочный, среднесрочный, с процентом или без процента);

г) выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить денежные потоки в различные моменты времени.

2. Концепция временной  ценности денежных ресурсов, которая  определяется на основании инфляции, оборачиваемости и риска неполучения  или недополучения ожидаемой суммы.

3. Концепция компромисса  между риском и доходностью.  Смысл заключается в том, что  получение дохода всегда сопряжено  с риском. Чем выше доход, тем  выше риск. Однако возможны ситуации, когда максимизации дохода сопутствует  минимизация риска.

4. Концепция цены капитала, то есть обслуживание различных  денежных потоков обходится предприятию не одинаково.

5. Концепция эффективного  рынка капитала, то есть операции  на финансовом рынке (с ценными  бумагами) и их объем зависят  от того, насколько текущие цены  соответствуют реальной стоимости  ценных бумаг. 

Эффективность капитала базируется на следующих условиях: а) на рынке  множество покупателей и продавцов; б) информация доступна всем субъектам  одновременно; в) отсутствуют факторы  препятствующие совершению сделки; г) сделки, совершаемые отдельными физическими или юридическими лицами не влияют на общий уровень цен; д) цель любого субъекта – получение максимальной прибыли.

6. Концепция альтернативных  затрат, то есть любое вложение  средств всегда имеет альтернативу.

Этапы развития финансового  менеджмента:

1.    Первый подход  связан с развитием «Школы  имперических прагматиков» (50-е годы). Её представители – профессиональные аналитики, работавшие в области анализа кредитоспособности предприятия, то есть они пытались доказать, что на основании показателей бухгалтерской отчетности возможно принятие управленческих решений.

2.  Второй подход обусловлен  деятельностью «Школу статистического  финансового анализа» (60-е годы). Её представители считали, что  необходимы нормативные показатели  и коэффициенты для проведения  сравнительного анализа.

Информация о работе Функции и задачи финансового менеджмента