Финансовый менеджмент в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

В работе изложены основные вопросы банковского менеджмента в коммерческих банках, изучается система функционирования финансов коммерческих организаций в условиях рыночной экономики. Работа базируется на материалах, изложенных в учебной литературы и сети интернет. Целью данной работы выступает изучение организации и функционирования финансового менеджмента коммерческого банка.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая фин.мен..doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

      Цель  финансового менеджмента в банке  – внедрять и развивать новые  направления деятельности и банковские  продукты так, чтобы они способствовали  росту объема операций, приумножали  доходы и увеличивали рыночную стоимость акций.

Применительно к настоящему времени задачи финансового менеджмента  сводятся к решению проблемы выживания  в кризисных условиях и сопряжены  со всеми понятиями хозяйственной  деятельности - запасами, затратами, доходами, налогами, долгами, формами расчетов, ценными бумагами и др. Все это требует постановки финансового менеджмента, включающего анализ, планирование, контроль, учет, мониторинг и регулирование, но приоритет в условиях кризиса неплатежей и доминанты неденежных расчетов следует отдать управлению денежными средствами.

      Современные  сложности управления денежными   средствами (денежные и неденежные  формы расчетов в бухгалтерском   учете смешиваются и выступают   в виде формального денежного   оборота) только подчеркивают  обоснованность указанного приоритета.

      Финансовый  менеджмент в банках сфокусирован  на управлении бизнес-процессами  и охватывает такие направления  как планирование, принятие управленческих  решений и  контроль. При этом  важнейшей особенностью финансового  менеджмента является теоретически обоснованный системный подход к управлению всем комплексом направлений деятельности банка как хозяйственно независимого субъекта рыночной экономики. [10].

 

 

 

 

 

 

 

1.3 ФУНКЦИИ  ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 

В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ

 

 Для реализации целей финансового менеджмента необходимо определить основные функции подсистемы подразделений коммерческого банка (рис. 1.1). К этим функциям подсистемы относятся:

  • стратегическое планирование - определение необходимых финансовых задач и разработка методики эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач
  • моделирование - использование групп методов, технологий и инструментальных средств для подготовки информации, способной убедить высшее руководство в эффективности предлагаемых проектов и целесообразности предлагаемых действий, а также для оценки текущего и прогнозного состояния объекта управления
  • оперативное планирование - определение рациональных способов решения текущих финансовых задач с учетом необходимости достижения перспективных финансовых целей банка
  • мониторинг - сбор информации о состоянии объекта управления и окружающей среды
  • диагностика - оценка соответствия текущих значений параметров, характеризующих состояние объекта, плановым показателям на данный момент времени
  • цель управления - обеспечение надежности объекта управления.

 

 

Рис. 1.1. Схема взаимодействия функциональных подсистем субъекта управления

 

Исходя  из вышеперечисленного, вытекает предметная специализация  финансового менеджмента в банке  – создание продуктовой линейки. Для выявления предметной области финансового менеджмента, необходимо рассмотреть несколько понятий:

 

Банковский  продукт - способ оказания услуг клиенту банка (форма отношений "банк-клиент"); регламент взаимодействия служащих банка с клиентом при оказании услуги, т.е. комплекс взаимосвязанных организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента.

     Банковская  операция - система согласованных  по целям, месту и времени  действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента. Банковская услуга - форма удовлетворения потребности (в кредите, расчётно-кассовом обслуживании, гарантиях, покупке-продаже и хранении ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.) клиента банка.

     Продуктовый ряд банка - банковская продукция. Простой продукт - продукт, который реализуется одним функциональным подразделением банка путем оказания одной услуги клиенту. Сложный продукт - продукт, в реализации которого могут быть задействованы несколько подразделений банка в течение длительного времени путем оказания комплексной услуги клиенту.

     Для того, чтобы привлечь к себе как   можно больше клиентов, банку  необходимо расширять свою продуктовую  линейку. Для этого необходимо:

  • выявить потребности клиента в новых банковских услугах
  • разработать постановку задачи по созданию продукта, реализация которого обеспечивает оказание требуемой услуги
  • разработать регламент оказания требуемой услуги
  • разработать методику информационного обеспечения процесса оказания услуги
  • решить организационные вопросы по созданию рабочей группы
  • решить вопросы по оценке стоимости оказания услуги
  • решить вопросы, связанные с материальным стимулированием исполнителей услуги и разработчиков продукта
  • разработать комплекс документации и договора с заказчиком, регламентирующих оказание услуги.

     По  целевому  назначению можно различать   следующие классы операций:

  • пассивные операции - аккумулирование денежных ресурсов для предоставления банковских услуг
  • активные операции - использование собственных и привлеченных средств для получения текущих и будущих доходов
  • посреднические операции - обслуживание клиентов за комиссионное вознаграждение.

      Для  определения предметной области  посреднических операций обычно  используют понятие банковская триада.

      Банковская  триада - сочетание трех понятий  "продукт - операция - услуга". Продукт  – регламент (документально оформленная  упорядоченная совокупность правил) выполнения операции по обслуживанию  клиента. Операция - упорядоченная  совокупность действий по удовлетворению заказанной потребности (обслуживанию) клиента. Услуга - результат обслуживания клиента (выполнения операции).

      Список  основных функций финансового  менеджмента: 

1. Управление пассивами и активами

2. Управление ликвидностью

3. Управление собственным капиталом

4. Управление заемным капиталом

5. Управление банковскими рисками

6. Управление кредитным портфелем

7. Организация внутрибанковского контроля

В основе движения финансовых ресурсов лежит движение капитала, поэтому содержанием приёмов финансового менеджмента являются денежные отношения, связанные с оборотом капитала и движения денег. Приёмы финансового менеджмента представляют собой способы воздействия денежных отношений  на объект управления для достижения конкретной цели (табл.1.1). Приёмы – способы воздействия денежных отношений на определённый объект управления для достижения конкретной цели. [7].

По направлениям действия делятся на группы:

  1. направленные на перевод денежных средств – связанные с расчётами за купленные товары, работы, услуги (кредитные карточки, платёжные поручения, платёжные требования, расчеты чеками)
  2. направленные на перемещение капитала для его прироста – прирост капитала, способы получения дохода на этот капитал (депозит, рента, лизинг, факторинг, финансовый кредит)
  3. носящие спекулятивный характер – получение прибыли в виде разницы в ценах покупки и продажи продукции, разницы в процентах
  4. направленные на сохранение способности капитала приносить высокий доход – управление движением капитала в условиях риска и неопределённости хозяйственной ситуации (страхование, диверсификация, лимитирование, залог).

 

Перевод денежных средств

Перемещение капитала для его прироста

Спекулятивные операции

Сохранение          способности капитала приносить  высокий доход

Кредитные карты

Дебитные карты

Смарт-карты

Платёжные поручения

Платежные требования

Аккредитивы

Расчеты чеками

Банковские переводы

Расчеты по открытому счету

Инкассо

Трансферт

Депозит

Вклады

Текущая аренда

Рента

Лизинг

Селенг

Траст

Инжиниринг

Франчайзинг

Эккаутинг

Бенчмаркинг

Финансовый кредит

Реинжениринг

Факторинг

Форфитирование

Кредит по открытому счету

Вексельный кредит

Акцентный кредит

Овердрафт

Самокредитование

 

Репорт

Депорт

Операции с курсовыми разницами

Операции СВоП

Валютный арбитраж

Процентный арбитраж

Валютная спекуляция

Лидз энд легз

Страхование

Хеджирование

Залог

Ипотека

Тязоврация драгоценных металлов

Диверсифи

Кациялимитрирование

Приобретение дополнительной информации

Самострахование


 

Табл. 1.1. Приемы финансового  менеджмента.

 

  Перевод денежных  средств. 

      Кредитная карточка – платежно-расчётный документ, выдаваемый банками своим вкладчикам для оплаты приобретаемых товаров и услуг. Они представляют собой пластиковую кредитную карточку с указанием имени владельца, присвоенного шифра, образца подписи и срока действия.

      Дебитная  карточка – платежно-расчётный  документ, выдаваемый банками своим  вкладчикам для оплаты товаров  и услуг, для получения наличных  денег в банкоматах. Дебитные  карточки имеют закодированную  сумму счета владельца карточки. Оплата по дебитным карточкам производится путем прямого списания со счета плательщика из суммы закодированной на карточке.

      Смарт-карта   – пластиковая карточка с встроенным  микропроцессором, этим она отличается  от дебитной карточки. Смарт-карта  имеет большую скорость расчётов, так как не требует телефонной связи с банком эмитентом.

      Платежное  поручение представляет собой  поручение  хозяйствующего субъекта  о перечислении определенной  суммы денег со своего счета  на счет другого хозяйствующего  субъекта. Платежные поручения по  договоренности сторон могут  быть срочные, долгосрочные, отсроченные.

      Платежное  требование-поручение представляет  собой расчётный документ, содержащий  требование продавца к покупателю  оплатить на основании направленных  ему, минуя банк, расчётных и  отгрузочных документов стоимость  поставленных по договору товаров. Плательщик, определив возможность, сдает этот документ в обслуживающий его банк для перечисления акцептованной суммы на расчётный счет продавца.

      Аккредитив  – условное денежное обязательство  банка, выдаваемое им по поручению  покупателя в пользу продавца, по которому банк, открывший счёт (банк-эмитент), может произвести платежи продавцу или дать полномочия другому банку производить такие платежи при наличии документов, предусмотренных в аккредитиве.

      Чеком  признается ценная бумага, содержащая ни чем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платежи  указанной в нем суммы чекодателю. В качестве плательщика по чеку может  быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.

Инкассо – банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает на основании расчётных документов, причитающиеся ему денежные средства от плательщика за отгруженные в  его адрес товары (работы, услуги) и зачисляет их на его счет в банке. Упрощенно инкассо можно определить как поручение продавца своему банку получить от покупателя непосредственно или подтверждение, что эта сумма будет выплачена в установленный срок.

      Банковский  перевод, расчёты по открытому  счёту – это формы расчётов за экстренно-импортные операции.

Перемещение капитала для  его  прироста.

Кредитование  имеет  три разновидности:

  1. кредитование  деятельности хозяйствующего субъекта  в форме прямой выдачи денежных  сумм (финансовый кредит)
  2. кредитование  как разновидность расчётов, т.е.  расчётов с отсрочкой платежей (коммерческий кредит)
  3. кредитование  в форме предоставления вещи  одной стороной в собственность  другой (товарный кредит).

 

      Кредиты  в зависимости от обеспечения   бывают банковские, то есть без обеспечения, и кредиты имеющие обеспечение. Кредиты с обеспечением делятся на вексельные (покупка или залог векселя), подтоварные, фондовые (под ценные бумаги), ипотечные (под залог недвижимости). По характеру погашения кредиты бывают погашенные единовременно и в рассрочку.

      Факторинг  представляет собой инкассирование  дебиторской задолженности покупателя  и является разновидностью краткосрочного  кредитования и посреднической  деятельности. Основной целью факторинга  является получение средств немедленно или в срок определенной договором. В результате продавец не зависит от платежеспособности покупателя.

      Факторинг  осуществляется следующим образом.  Банк приобретает у продавца  право  на взыскание дебиторской  задолженности  покупателя продукции  и в течение 2-3 дней перечисляет 70-90% из суммы за отгруженную продукцию в момент предъявления платежных документов. После получения платежа по этим счетам от покупателя банк перечисляет продавцу остаток средств за вычетом процентов и комиссионных вознаграждений.

      Форфетирование  – форма кредитования экспорта  путем покупки банком без оборота  на продавца векселей и других  долговых требований по внешнеторговым  операциям. Форфетирование, как правило,  применяется при поставках машин,  оборудования на крупные суммы с длительной рассрочкой платежа.

Кредит  по открытому  счету. Этот кредит предоставляется  в расчётах между постоянными  партнерами, особенно при многократных поставках однородных товаров. Сущность кредитов или расчётов по открытому  счету заключается в том, что  продавец отгружает товар покупателю и направляет в его адрес документы, относя сумму задолженности в дебит счета, открытого им на имя покупателя.

      Овердрафт  – это форма краткосрочного  кредита, предоставление которого  осуществляется путем списания банком средств по счету клиента сверх его остатка. В результате такой операции образуется отрицательный баланс, то есть дебетовое сальдо – задолженность клиента банку. Банк и клиент заключает между собой соглашение, по которому устанавливается максимальная сумма овердрафта, условия предоставления кредита, порядок погашения его, размер процентов за кредит.

Информация о работе Финансовый менеджмент в коммерческом банке