Финансовый анализ как инструмент управления деятельностью коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:12, лекция

Краткое описание

1. Понятие, цели, задачи и значение финансового анализа банковской деятельности.
2. Виды и методы финансового анализа деятельности коммерческого банка
3. Информационная база финансового анализа деятельности коммерческого банка

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1. Финансовый анализ как инструмент управления деятельностью коммерческого банка.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Финансовый анализ как инструмент управления деятельностью коммерческого банка

 

1. Понятие, цели, задачи  и значение финансового анализа  банковской деятельности.

2. Виды и методы финансового анализа деятельности коммерческого банка

3. Информационная база финансового анализа деятельности коммерческого банка

 

  1. Понятие, цели, задачи и значение финансового анализа банковской деятельности

Анализ с давних времен является одним из методов познания. Происходит это слово от греческого – «analysis», что при переводе означает – разложение, расчленение.

Финансовый анализ, на современном этапе, прежде всего наука, система специальных знаний, которая занимается исследованием экономических, финансовых, и хозяйственных процессов.

Финансовый анализ является первичным этапом и одной из основ принятия управленческих решений, а так же оценки результата реализации этих решений.

Финансовый анализ деятельности коммерческого банка – это система специальных знаний, связанных с изучением финансово-экономических результатов деятельности, выявлением факторов, тенденции и пропорции хозяйственных процессов, обоснованием направлений развития банка».

Объектом анализа выступает коммерческая деятельность каждого отдельного банка и их группировок (по территориальному, функциональному либо иному признаку), а так же банковская система в целом.

В качестве субъекта анализа могут выступать: коммерческие банки, государственные надзорные органы, включая Центральный банк; Федеральная налоговая служба; аудиторские фирмы; рейтинговые агентства; конкуренты; реальные или потенциальные клиенты или корреспонденты банка; и прочие.

Целесообразно разделить  субъекты анализа банковской деятельности на две группы:

Первая группа – это субъекты, чьи интересы напрямую связаны с деятельностью банка. Основные представители этой группы:

  • акционеры банка. Им интересны: прогноз развития, в том числе и долгосрочный, эффективность управления банком, доходность и рискованность активных операций банка, перспективы дивидендной политики;
  • кредиторы. Кредиторов большей степени интересуют краткосрочные перспективы. Для кредиторов важна не столько доходность банковских операций, сколько ликвидность, способность банка своевременно расплатиться по своим обязательствам;
  • клиенты банка. Клиентов, конечно же, интересует спектр и качество услуг, предоставляемых банком, но в данном случае клиенты рассматриваются как пользователи информации о финансовой деятельности. С этой позиции их интересует, прежде всего, надежность банка;
  • конкуренты. Эта часть пользователей в первую очередь проводит анализ своих конкурентов в сравнении с показателями собственного банка. А так же отслеживает изменения в предложении новых продуктов, в изменении процентных ставок кредитов и депозитов, а так же условия кредитования у банка конкурента.

Следующая группа – это субъекты, чье финансовое состояние не связано напрямую с результатами деятельности банка. Они являются посредниками между банком и первой группой внешних пользователей или используют аналитическую информацию для исполнения функций контроля и управления. Основные представители этой группы:

  • Центральный банк РФ, контролирующий выполнение коммерческими банками требований и нормативов в целях предотвращения сбоев в банковской системе государства;
  • аудиторские компании, проводящие аудит финансовой деятельности банка для подтверждения качества и достоверности предлагаемой банками информации;
  • статистические и информационные службы – проводят финансовый анализ банковской системы для публикации статистических материалов по итогам работы банков;
  • рейтинговые агентства – анализируют деятельность банков по принятым внутренним методикам, составляя различные рейтинги банков.

Общей целью анализа для всех субъектов является определение эффективности деятельности и степени надежности функционирования банка.

Подцели финансового анализа банковской деятельности:

  • выявление резервов роста прибыльности банковской деятельности;
  • определение оптимального соотношения «доходность-риски»;
  • формирование на этой основе рекомендации по дальнейшей работе банка.

С развитием филиальной сети и ростом связанных с этим затрат, обострением конкуренции и снижением размеров получаемой прибыли значение финансового анализа банковской деятельности существенно повысилось. Рациональное управление банком обусловливает необходимость наличия отработанной системы учета и анализа эффективности его функционирования.

 

 

 

  1. Виды и методы финансового анализа деятельности коммерческого банка

По периодичности проведения анализ может быть классифицирован  следующим образом:

    • ежедневный;
    • еженедельный (декадный);
    • месячный;
    • квартальный;
    • полугодовой, годовой;
    • эпизодический (выборочный).

В зависимости от охвата изучаемых вопросов различают анализ банковской деятельности:

      • полный;
      • тематический.

Для адекватной оценки деятельности коммерческого банка требуется проведение полного финансового анализа.

По цели и характеру исследования различают:

    • предварительный анализ – применяется при оценке состояния счетов для выявления возможностей осуществления коммерческим банком каких-либо операций;
    • контрольно-оперативный анализ – используется в ходе текущей работы банка для оценки соблюдения нормативов ликвидности и прочих показателей и принятия, срочных мер, обеспечивающих их выполнение, а также получение достаточной прибыли;
    • итоговый (последующий анализ) – используется при определении эффективности деятельности коммерческого банка за изучаемый период и выявлении резервов повышения доходности;
    • вариантный (прогнозный) анализ. Его суть состоит в сравнении нормативных и нескольких предполагаемых фактических показателей.

В процессе проведения финансового  анализа банковской деятельности используется широкий спектр методов:

    • метод сравнения – позволяет определить причины и степень воздействия динамических изменений и отклонений, например, фактической ликвидности от нормативной, выявить резервы повышения доходности банковских операций и снижения операционных расходов.
    • метод коэффициентов - используется для выявления количественной связи между различными статьями, разделами или группами. Метод коэффициентов нужен для контроля достаточности капитала, уровня ликвидности, размера рискованности операций;
    • индексный метод достаточно распространенный метод в статистике. В финансовом анализе банковской деятельности он применяется главным образом для исследования деловой активности коммерческого банка;
    • метод элиминирования – позволяет выявить влияние отдельных факторов на обобщающий показатель путем устранения влияния других факторов. Один из приемов элиминирования – метод цепных подстановок;
    • горизонтальный анализ – заключается в расчете сумм отклонений произошедших на статьях баланса, отчета о финансовых результатах в сравнении с предыдущими периодами. Расчет отклонений уместно проводить как абсолютных, так и в относительных значениях;
    • вертикальный анализ является более сложным инструментом, который позволяет выявить структурные изменения, происходящие в активах и пассивах банка. Проведение вертикального анализа заключается в расчете доли отдельных статей в общем объёме активов/пассивов баланса;
    • графический метод – позволяет анализировать динамику результатов и структур, демонстрирует тенденции и изменения существенных элементов банковских операций и показателей. Кроме того, графики и диаграммы дают руководству банка ясную и наглядную картину тенденции в банке.
  1. Информационная база финансового анализа деятельности коммерческого банка

Проведению финансового  анализа предшествует важная процедура  – сбор информации. От оперативности, полноты, и качества информации зависит  скорость получения аналитических  данных, объективность, точность анализа.

Информация о банковской деятельности, доступная внешним аналитикам, определяется Центральным банком РФ и включает:

  • данные оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета (форма 101);
  • отчет о прибылях и убытках (форма 102);
  • расчёт собственных средств (капитала) (форма 134);
  • информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации (форма 135);
  • годовая отчетность.

Информация, используемая внутренним аналитиком, представляет собой систему внутренней и внешней информации.

Система внешней информации необходима для получения сведений о состоянии среды, в которой функционирует банк. Сбор этой информации предполагает накопление различных данных о ситуации на рынке, о конкурентах, клиентах. В состав внешней информации включают:

      • балансы, отчеты о финансовых результатах, другие финансовые отчеты, составленные клиентами, банками-корреспондентами и иными контрагентами;
      • финансовую статистику – рыночные ставки привлечения и размещения на местных рынках и за рубежом (MIBOR, LIBOR и др., курсы валют, курсы доходности рынка ценных бумаг);
      • законодательную базу;
      • данные, опубликованные в средствах массовой информации.

Внешняя информация необходима, прежде всего, для сравнения положения  банка, эффективность деятельности которого анализируется с положением других банков, а также определения его места на рынке. С помощью внешней информации можно спрогнозировать развитие внешней экономической среды, определить влияние возможных изменений на работу банка.

Система внутренней информации позволяет охарактеризовать состояние дел внутри банка. Она возникает в результате деятельности самого банка и должна быть направлена на полное отражение текущей деловой информации, а так же выдачу оперативных сведений. К источникам внутренней информации можно отнести: установленные формы статистической и финансовой отчетности, данные бухгалтерского учета, включая регистры, где отражены бухгалтерские проводки, внутренние формы отчетности, договоры, заключенные банком.

Отлаженная система внутренней отчетности позволяет руководству банка в любой момент получить необходимую информацию о деятельности банка. Такой подход дает возможность накапливать и систематизировать данные о работе банка за определенный период времени.

Для эффективного решения задач по достижению устойчивого и прибыльного функционирования банка необходимо проведение глубокого анализа всех сторон его деятельности на основе внутренней и внешней информации. Особую значимость этот анализ приобретает в условиях финансового кризиса, обострившейся конкуренции на банковском рынке, усиления регулирующих ограничений со стороны государственных органов.




Информация о работе Финансовый анализ как инструмент управления деятельностью коммерческого банка