Финансовое планирование в странах с развитой рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является прогнозирование и экономическое обоснование предложений по укреплению финансового состояния и улучшению экономических показателей деятельности ЧЗНО «Уникон».
Задачи исследования поставлены следующие:
–изучить общие основы финансового планирования в странах с развитой рыночной экономикой,
– провести анализ хозяйственной деятельности ЧЗНО «Уникон»,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
1.1. Экономическая сущность и классификация финансового планирования в странах с развитой рыночной экономикой
1.2. Сущность и задачи финансового планирования в странах с развитой рыночной экономикой
1.3. Содержание процесса финансового планирования в странах с развитой рыночной экономикой
ГЛАВА 2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И УЛУЧШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЗНО «УНИКОН»
2.1. Характеристика организации ЧЗНО «Уникон»
2.2. Анализ хозяйственной деятельности ЧЗНО «Уникон»
2.3. Прогнозирование и экономическое обоснование предложений по укреплению финансового состояния и улучшению экономических показателей деятельности ЧЗНО «Уникон»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

5. Финансовое планирование в странах с развитой рыночной экономикой.docx

— 211.02 Кб (Скачать файл)

Основные экономические, организационные, управленческие и  социальные функции предприятия  должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.

Рыночное планирование на предприятии должно служить основой  организации и управления производством, являться нормативной базой для  выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений.

Планирование на предприятии  – это взаимосвязанная научная  и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает  система свободных рыночных отношений  между трудом и капиталом в  ходе производства, распределения и  потребления материальных и духовных ценностей.

Содержанием стратегии финансового  планирования хозяйствующего субъекта является определение его центров  доходов и центров расходов. Центр  доходов хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое  приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - это подразделение  хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль, в общем, производственно-торговом процессе.

В процессе прогнозирования  финансов выделяют следующие методы финансового планирования и прогнозирования5:

Расчетно-аналитический метод  – один из наиболее используемых в  рыночной экономике методов планирования финансовых показателей. Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых  показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого  развития в плановом периоде. Изучается  связь финансовых показателей с  производственными, коммерческими  и другими показателями. Расчетно-аналитический  метод используется в основном при  расчете плановых показателей объема выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накопления предприятия.

Индексный метод – использует разнообразные индексы, отражающие динамику цен, уровень жизни, реальные доходы населения и т.д. Широко применяется дефлятор или индекс цен, коэффициент пересчета цен в неизменные, предназначенные для расчета доходов и расходов, так как в них, прежде всего, отражается инфляция.

Нормативный метод – сущность этого метода заключается в том, что на основе заранее установленных  норм и технико-экономических нормативов рассчитывают потребность предприятия  в финансовых ресурсах и их источниках.

Метод экспертных оценок –  к нему прибегают, когда закономерности развития тех или иных экономических процессов еще не выявлены, аналоги отсутствуют, и приходится использовать специально выполненные расчеты специалистов-экспертов.

Метод экономико-математического  моделирования используется при  прогнозировании финансовых показателей  на срок не менее чем пять лет. Экономико-математические модели позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми  показателями и факторами, влияющими  на них. Такие модели строятся на функциональной и корреляционной связи. Применение экономико-математических моделей  дает возможность быстро рассчитать несколько вариантов показателей  и выбрать наиболее оптимальный  из них.

Балансовый метод –  применяется при планировании распределения  полученных финансовых средств. Сущностью  метода является согласование расходов с источниками покрытия, во взаимосвязи  всех разделов плана между собой, а также финансовых и производственных показателей. Это взаимосвязывает материальные, трудовые и финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы должны быть сбалансированы между собой  на наиболее рациональной основе, то есть должны быть выбраны эффективные  методы формирования фондов денежных средств, распределения и использования полученного дохода. Для финансового планирования особенно важно, как достигнута сбалансированность планов и какие при этом использовали источники финансовых ресурсов. Балансовый метод традиционно применяют при распределении прибыли, планировании финансовых фондов — накопления, потребления и др.

Методика планирования характеризует  состав применяемых на том или  ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана.

К задачам финансового  планирования в странах с развитой рыночной экономикой относят:

– определение объема финансовых ресурсов (доходов) по каждому источнику  поступлений и в целом на уровне государства и хозяйствующих  субъектов;

– определение объема и  направлений использования финансовых ресурсов, а также приоритетов  в расходовании средств;

– обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного, эффективного и результативного  использования финансовых ресурсов;

– создание условий для  укрепления устойчивости бюджетов всех уровней, а также для обеспечения  финансовой устойчивости организаций  и индивидуальных предпринимателей;

– определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, необходимых для предупреждения и снижения финансовых рисков.

В основе финансового планирования в странах с развитой рыночной экономикой лежат определенные принципы:

1. Принцип единства финансовых  планов, который отражает взаимосвязь,  взаимодействие различных финансовых  планов, составляемых субъектами  хозяйствования в рамках единой  финансовой системы.

2. Научной обоснованности  – выражается в научном обосновании  всех финансовых показателей.

3. Предметно целевой, который предусматривает планирование направления расходования финансовых ресурсов в предметно целевом разрезе.

4. Принцип непрерывности,  с помощью которого обеспечивается  систематичность составления финансовых  планов на различные периоды  в рамка единого финансового плана или прогноза.

5. Гибкости - выражается в  формировании финансовых резервов  на различных уровнях.

На каждом предприятии  необходимо разрабатывать долгосрочные многовариантные скользящие финансовые прогнозы.

Таким образом, в условиях рыночной экономики прогнозирование является научно-аналитической стадией планирования, исследовательской основой для подготовки плановых решений и заданий плана. Прогноз очерчивает области и возможности, в рамках которых могут быть поставлены реальные задачи и цели, выявляет проблемы, которые должны быть объектом разработки в плане. Если план должен быть качественно однозначным, направленным на достижение уже выбранной цели, то прогноз может рассматривать различные варианты развития событий, не ставит каких либо конкретных заданий плана, но содержит материал, необходимый для их разработки.

1.3. Содержание процесса  финансового планирования в странах  с развитой рыночной экономикой

Финансовое прогнозирование  это обоснование показателей  финансовых планов, предвидение финансового  положения на тот или иной период времени6. Финансовое прогнозирование – обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Это неотъемлемая часть бюджетного процесса, база финансового планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент, определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых финансовых показателей и нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития финансовых отношений.

Процесс финансового планирования в странах с развитой рыночной экономикой сводится к расчету вероятных доходов бюджета (применительно к соответствующему уровню финансовой системы: государственному, региональному, местному), определению объемов и направлений расходования финансовых средств, установлению возможных изменений в межбюджетных отношениях. Если прогнозные расчеты касаются предстоящего (планируемого) года, то они выполняются для конкретных видов доходов и расходов в соответствии с действующей в стране финансовой классификацией; если же относятся к периоду, следующему за планируемым годом, для основных параметров и структуры соответствующего бюджета.

При разработке прогноза используются два подхода:

  • составление прогноза с учетом инфляции;
  • составление прогноза без учета инфляции.

К основным финансовым прогнозам относят:

  • прогноз доходов, расходов и финансовых результатов;
  • прогноз денежных потоков;
  • прогнозный баланс активов и пассивов.

В то же время, в Германии, Австрии и Канаде, наряду с раздельными  налоговыми доходами, поступающими только в тот или иной уровень бюджетной  системы, применяются и совместные налоги, распределяемые между бюджетами разных уровней (в Канаде – все на постоянной, а в Германии и Австрии – одни на постоянной, а другой на временной основе).

В странах бывшего социалистического  лагеря Восточной Европы применяются  самые разные методы прогнозирования  и планирования. При переходе к  рыночной экономике изменились сложившиеся  методы прогнозирования и планирования. В основу прогноза и плана бюджетирования положена договорная система.

В Чехии и Словакии, главным  в планировании и прогнозировании  является хозяйственный договор, он является основой разработки, как  планов предприятий, так и государственного прогноза развития национальной экономики.

В последние годы страны европейского союза перешли к разработке собственного ежегодного финансового процесса на основе стратегического многолетнего подхода. Общим для всех подходов в долгосрочном планировании, является включение прогнозных оценок доходов  и расходов на несколько лет вперед после текущего года, при этом практика, связанная с долгосрочным бюджетом, существенно различается от страны к стране.

В Германии бюджетный процесс  децентрализован, и макроэкономическое прогнозирование правительства  осуществляется с привлечением сторонних  экспертных организаций, тогда как  во Франции всем процессом, включая  задачи по прогнозированию, занимается Министерство финансов.

В Федеративной Республике Германия добилась высокого уровня налоговой  и бюджетной прозрачности. Бюджетное  управление осуществляется в соответствии с всеобъемлющей, точной и тщательно  выполняемой совокупностью законов  и правовых норм. Хотя фискальная система  в Германии сильно децентрализована, и различные уровни государства  обладают значительной самостоятельностью, в рамках единых правовых основ проводится четкое разделение ролей и ответственности. Разумные стандарты бюджетирования, учета и отчетности распространяются на все уровни государства, а подготовка долгосрочного бюджета является неотъемлемой частью процесса, тогда как в налогово-бюджетных отчетах отражаются условные обязательства, гарантии, налоговые расходы и участие в капитале.

Широкое развитие регионального  и отраслевого прогнозирования  наблюдается в США, оно позволяет  уточнить и оптимизировать общегосударственные  прогнозы и программы по регулированию  национальным производством. Прогнозирование  в США считается одной из важнейших  форм регулирования экономики.

На современном этапе  большое внимание уделяется обеспечению  надежного прогнозирования, позволяющего лучше видеть завтрашний день и принимать  обоснованные решения7. Поэтому прогнозированием занимаются во многих университетах и институтах США. В современное время прогнозирование ассимилировало и широко использует последние достижения экономической теории, экономико-математические методы и электронно-вычислительную технику. В США выделяются три уровня организации прогнозных исследований: прогнозирование в системе государственного регулирования; внутрифирменное прогнозирование; коммерческое прогнозирование. На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений: федеральные и штатов; местные органы власти.

Также для США характерно стратегическое планирование, суть которого состоит в выборе главных приоритетов  развития национальной экономики, ведущую  роль, в реализации которых играет государство. В рамках стратегического  планирования определяются пути, по которым  предстоит идти обществу, решаются и другие важные вопросы – на каких рынках лучше действовать, какую новейшую технологию осваивать, как обеспечить социальное единство страны, на какой сектор экономики  и общественные структуры опираться. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. Стратегическое планирование охватывает разработку стратегических планов на федеральном уровне, уровне штатов и организаций (фирм). Разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации стране фактуры, чтобы определить возможные угрозы для фирмы8.

В Японии все крупные фирмы  имеют плановые отделы; подготовка плана централизована, планирование осуществляется «сверху – вниз». Временной горизонт планирования обычно равен пяти годам, горизонт прогнозирования  – пятнадцати годам. Процесс планирования в большинстве случаев включает четыре стадии: формулировку предпосылок, уточнение проблем, долгосрочную стратегию, среднесрочные и краткосрочные  планы.

Следует обратить внимание, что в Японии, как и во Франции, существует система общенационального  прогнозирования, иногда ее называют индикативным планированием.

Особенность общегосударственного прогнозирования и планирования в Японии заключается в использовании  системы социально-экономических  прогнозов, планов и научно технологических  программ как инструмента правительственного регулирования рыночной экономики.

Информация о работе Финансовое планирование в странах с развитой рыночной экономикой