Финансовй менеджмент в условиях инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Проблема «деньги - время» не нова, поэтому уже разработаны удобные модели и алгоритмы, позволяющие ориентироваться в истинной цене будущих поступлений с позиции текущего момента. Влияние инфляции - один из факторов, которые всегда должны учитываться при финансовом планировании, даже если темпы роста цен и невысоки.
Инфляция заметно меняет выгодность тех или иных проектов, как ориентированных на внутренний рынок, так и делающих ставку на экспорт продукции Российских предприятий.
Целью данной работы является анализ особенностей финансового менеджмента в условиях инфляции.
Предметом исследования является система управления финансами на предприятии, совокупность методов, приемов и рычагов управления финансами предприятия в условиях инфляции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Сущность финансового менеджмента 5
1.2 Цели и задачи финансового менеджмента 7
2. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ
2.1 Инфляция как вид финансового риска 12
2.2 Оценка инфляции 16
2.3 Виды влияния инфляции. Рекомендации по прогнозу инфляции 18
2.4 Финансовые решения в условиях инфляции 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Вложенные файлы: 1 файл

финансовый менеджмент.docx

— 57.86 Кб (Скачать файл)

5. Обеспечение минимизации  уровня финансового риска при  предусматриваемом уровне прибыли.  Если уровень прибыли предприятия  задан или спланирован заранее,  важной задачей является снижение  уровня финансового риска, обеспечивающего  получение этой прибыли. Такая  минимизация может быть обеспечена  путем диверсификации видов операционной  и финансовой деятельности, а  также портфеля финансовых инвестиций; профилактикой и избеганием отдельных  финансовых рисков, эффективными  формами их внутреннего и внешнего  страхования.

6. Обеспечение постоянного  финансового равновесия предприятия  в процессе его развития. Такое  равновесие характеризуется высоким  уровнем финансовой устойчивости  и платежеспособности предприятия  на всех этапах его развития  и обеспечивается формированием  оптимальной структуры капитала  и активов, эффективными пропорциями  в объемах формирования финансовых  ресурсов за счет различных  источников, достаточным уровнем  самофинансирования инвестиционных  потребностей.

7. Обеспечение возможностей  быстрого реинвестирования капитала  при изменении внешних и внутренних  условий осуществления хозяйственной  деятельности. Меняющаяся экономическая  политика государства, изменения  конъюнктуры товарного или финансового  рынков в целом или отдельных  их сегментов, возникновение новых  стратегических задач развития  предприятия, снижение отдачи  капитала в отдельных секторах  хозяйственной деятельности предприятия  могут потребовать быстрого его  реинвестирования в новые высокодоходные  проекты, обеспечивающие возрастание  рыночной стоимости предприятия.  Важнейшим условием обеспечения  возможностей такого реинвестирования  капитала выступает оптимизация  уровня ликвидности как функционирующих  активов, так и реализуемой  предприятием инвестиционной программы  в разрезе составляющих ее инвестиционных проектов.

Все рассмотренные задачи финансового менеджмента теснейшим  образом взаимосвязаны, хотя отдельные  из них и носят разнонаправленный  характер (например, обеспечение максимизации суммы прибыли при минимизации  уровня финансового риска; обеспечение  формирования достаточного объема финансовых ресурсов и постоянного финансового  равновесия предприятия в процессе его развития и т.п.). Поэтому в  процессе финансового менеджмента  отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой для наиболее эффективной  реализации его главной цели.

 

 

 

 

2. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ

2.1. Инфляция как вид  финансового риска

Инфляция - процесс постоянного превышения темпов роста денежной массы над товарной (включая стоимость работ и услуг), в результате чего происходит переполнение каналов обращения деньгами, что приводит к их обесценению и росту цен на товары.

Виды инфляции:

1) Инфляция спроса - порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства (дефицит товара).

2) Инфляция предложения (издержек) - рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

3) Сбалансированная инфляция - цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга.

4) Несбалансированная инфляция - цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

5) Прогнозируемая инфляция - это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.

6) Непрогнозируемая инфляция  - становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

7) Адаптированные ожидания потребителей — изменение потребительской психологии. Часто возникает в результате распространения информации о будущей потенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на эти товары .

Подавление инфляции характеризуется  внешней стабильностью цен при  активном вмешательстве государства. Административный запрет повышать цены обычно приводит к нарастающему дефициту тех товаров, на которые цены должны были бы повыситься без государственного вмешательства, не только из-за первоначального  повышенного спроса, но и в результате снижения предложения. Государственное  субсидирование разницы в ценах  для производителя или потребителя  не сокращает предложение, но дополнительно  стимулирует спрос.

В зависимости от темпов роста различают:

1) Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год). Западные экономисты рассматривают её как элемент нормального развития экономики, так как, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций;

2) Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах;

3) Гиперинфляцию (цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч и даже десятков тысяч процентов в год). Возникает за счёт того, что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточное количество денежных знаков. Парализует хозяйственный механизм, при ней происходит переход к бартерному обмену. Обычно возникает в военные или кризисные периоды .

Используют также выражение  хроническая инфляция для длительной во времени инфляции. Стагфляцией называют ситуацию, когда инфляция сопровождается падением производства (стагнацией).

Причины инфляции:

  1. Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.
  2. Чрезмерное расширение денежной массы за счёт массового кредитования, причём финансовый ресурс для кредитования берется не из сбережений, а эмиссии необеспеченной валюты.
  3. Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях.
  4. Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы.
  5. Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.

Для современных экономик, в которых роль денег исполняют обязательства, не имеющие собственной стоимости (фиатные деньги), незначительная инфляция считается нормой и находится обычно на уровне нескольких процентов в год. Уровень инфляции обычно несколько увеличивается в конце года, когда растёт как уровень потребления товаров домохозяйствами, так и уровень расходов корпораций.

Инфляция во многих случаях  существенно влияет на величину эффективности, условия финансовой реализуемости, потребность в финансировании и  эффективность участия в проекте  собственного капитала. Это влияние  особенно заметно для проектов с  растянутым во времени инвестиционным циклом (например, в добывающей промышленности), или (и) требующих значительной доли заемных средств, или (и) реализуемых  с одновременным использованием нескольких валют (многовалютные проекты). Поэтому при оценке эффективности  инфляцию следует учитывать. Помимо этого инфляция должна учитываться  при исследовании влияния на реализуемость  и эффективность проектов неопределенности и риска.

Учет инфляции осуществляется с использованием:

  1. общего индекса внутренней рублевой инфляции, определяемого с учетом систематически корректируемого рабочего прогноза хода инфляции;
  2. прогнозов валютного курса рубля;
  3. прогнозов внешней инфляции;
  4. прогнозов изменения во времени цен на продукцию и ресурсы (в том числе газ, нефть, энергоресурсы, оборудование, строительно-монтажные работы, сырье, отдельные виды материальных ресурсов), а также прогнозов изменения уровня средней заработной платы и других укрупненных показателей на перспективу;

5) прогноза ставок налогов,  пошлин, ставок рефинансирования  ЦБ РФ и других финансовых  нормативов государственного регулирования .

2.2. Оценка инфляции

Оценка инфляции приобретает  в современных условиях немалое  значение в силу того, что последняя  стала, перманентным фактором в экономике  России. Такая оценка нужна для  учета влияния инфляции на производство, финансовые учет, отчетность и пр. С  другой стороны, она нужна для  удержания инфляции на уровне, безопасном для функционирования экономики. Учет инфляции осуществляется с использованием:

1) общего индекса внутренней рублевой инфляции, определяемого с учетом систематически корректируемого рабочего прогноза хода инфляции;

2) прогнозов валютного курса рубля;

3) прогнозов внешней инфляции;

4) прогнозов изменения во времени цен на продукцию и ресурсы (в т.ч. газ, нефть, энергоресурсы, оборудование, строительно-монтажные работы, сырье, отдельные виды материальных ресурсов), а также прогнозов изменения уровня средней заработной платы и других укрупненных показателей на перспективу;

5) прогноза ставок налогов, пошлин, ставок рефинансирования ЦБ РФ и других финансовых нормативов государственного регулирования.

Не менее часто для  измерения инфляции используют индексы  цен, т.е. относительные показатели, характеризующие темпы роста  цен. Существует множество видов  как формул для расчета индексов цен, так и самих этих индексов. Однако, как показывает практика, чаще всего как наиболее универсальный  показатель используется индекс потребительских  цен (ИПЦ), определяемый как средневзвешенный индекс цен по корзине потребительских  товаров и услуг, взвешенных по структуре  приобретения этих товаров и услуг  типичным потребителем данной страны.

Наряду с этим достаточно широко используются также индекс отпускных цен производителей и дефлятор валового национального продукта (ВНП), т.е. индекс изменения цен в среднем по всей экономике в целом.

Оценка инфляции осуществляется путем определения индексов инфляции, которые представляют собой показатели изменения рыночных цен за некий промежуток времени.

Для анализа воздействия  инфляции на прогноз денежных потоков  недостаточно просто увеличивать статьи по текущему году. Это связано с  тем, что темп инфляции по различным  видам ресурсов неодинаков (неоднородность инфляции по видам продукции и  ресурсов). Учет фактора инфляции может  оказать как положительное, так  и отрицательное воздействие  на фактическую эффективность инвестиционного  проекта.

Конечно, прогноз самой  инфляции - дело чрезвычайно сложное  и ненадежное, так как динамика цен определяется огромным количеством  разнообразных факторов. В соответствующей  литературе можно найти описания множества методов прогнозирования  цен - от простейших, экспертных, до сложнейших, основанных на макромоделях и изощренных математических приемах. При этом, как  показывает практика, надежность и  точность прогнозов крайне слабо  связаны со сложностью моделей прогнозирования, и порой экспертные прогнозы оправдываются  не хуже, чем результаты сложных  имитационных расчетов. Лучше всего  принять за основу прогнозы инфляции из нескольких независимых друг от друга источников, включая правительство  и Центральный банк, - это и  даст диапазон возможных темпов инфляции, на который следует ориентироваться.

Оценку инфляции осуществляют государственные органы, профессиональные союзы, аналитические службы, хозяйствующие  субъекты и другие лица. Финансово-кредитные  учреждения при предоставлении кредитов приплюсовывают ее ожидаемый уровень  к процентным ставкам за кредит. При индексации пенсий и заработной платы ее фактический уровень  прибавляется к соответствующим  доходам. При низких темпах инфляции, не влияющих на конечные показатели деятельности хозяйствующих субъектов, оценка инфляции может быть проигнорирована. При  высоких темпах она также необходима, как и меры, устраняющие ее влияние (например, переоценка стоимости активов).

2.3. Виды влияния инфляции. Рекомендации по прогнозу инфляции

Для практического расчета  полезно следующим образом классифицировать виды влияния инфляции:

1) влияние на ценовые показатели;

2) влияние на потребность в финансировании;

Информация о работе Финансовй менеджмент в условиях инфляции