Финансовая стратегия на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 19:31, реферат

Краткое описание

Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Она охватывает вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования. Теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях подготовки и ведения стратегических финансовых операций.

Содержание

Введение
1 Место финансовой стратегии в общей стратегии предприятия
2. Стратегии и технологии управления финансами предприятия
3. Финансовая политика предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

финансовая стратегия на предприятии.docx

— 51.45 Кб (Скачать файл)

Независимо от вида и сущности кризиса на предприятии, первым признаком его проявления является относительное снижение прибыльности (именно относительное, так как один из критериев прибыльности - «стоимость капитала» - зависит от изменения рыночных цен, кредитных ресурсов, процентных ставок и др.), которое может привести предприятие к банкротству. Кажется очевидным, что всякий рост прибыльности и доходов повышают финансовую устойчивость предприятия за счет повышения его платежеспособности, однако, это утверждение справедливо лишь при соблюдении определенных условий и финансовых пропорций, так как взаимосвязь между платежеспособностью предприятия и его эффективностью достаточно сложна и требует проведения специальных исследований. Падение прибыльности предприятия до уровня ниже стоимости его капитала следует рассматривать как следствие проявления ряда факторов.

Основная роль в системе антикризисного управления предприятием отводится широкому использованию внутренних механизмов финансовой стабилизации. Успешное применение их позволяет не только снять финансовый стресс угрозы банкротства, но и в значительной мере избавить предприятие от зависимости использования заемного капитала, ускорить темпы его экономического развития. Основные этапы финансовой стабилизации предприятия в условиях кризисной ситуации выражаются в следующем:

Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени не оценивался по результатам диагностики банкротства масштаб кризисного состояния предприятия, наиболее неотложной задачей в системе мер финансовой стабилизации является восстановление способности к осуществлению платежей по своим неотложным финансовым обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства. 
Восстановление финансовой устойчивости (финансового равновесия). Устранение неплатежеспособности предприятия возможно в течение короткого периода за счет осуществления ряда аварийных финансовых операций. Однако, причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и относительно более продолжительном промежутке времени.

Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда предприятие обеспечило длительное финансовое равновесие в процессе своего предстоящего экономического развития, т.е. создало предпосылки стабильного снижения стоимости используемого капитала и постоянного роста своей рыночной стоимости. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития на основе внесения определенных корректив в отдельные параметры финансовой стратегии предприятия. Скорректированная с учетом неблагоприятных факторов финансовая стратегия предприятия должна обеспечивать высокие темпы устойчивого роста его операционной деятельности при одновременной нейтрализации угрозы банкротства в предстоящем периоде.

Если использование внутренних механизмов финансовой стабилизации не достигло своих целей или если по результатам диагностики был сделан вывод о бесперспективности попытки выхода из кризисного состояния за счет мобилизации только внутренних резервов, предприятие имеет возможность прибегнуть к внешней помощи, которая приобретает форму его санации. Санация представляет собой систему мероприятий по предотвращению предприятия - должника банкротом и его ликвидации.

Санация предприятия проводится в трех основных случаях. Если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе до возбуждения кредиторами дела о банкротстве. Если само предприятие, обратившись в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации (такие случаи санации наиболее характерны для государственных предприятий). Если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов к должнику и выполнить его обязательства перед бюджетом. В двух последних случаях санация осуществляется в процессе производства дела о банкротстве при условии согласия собрания кредиторов по срокам выполнения их требований и на перевод долга.

Процесс реорганизации санируемых предприятий требует предварительной разработки проекта санации. Разработка санации их осуществляется, как правило, представителями санатора, предприятия - должника и независимыми аудиторами. В этом проекте отражаются: экономическое и финансовое состояние предприятия - должника к началу санации; основные причины, обусловившие критическое финансовое состояние предприятия - должника; цель и формы санирования; план санирования с выделением первоочередных мероприятий по финансовому состоянию предприятия; расчет эффективности предложенной формы санирования; формулировка критериев (условий), обеспечивающих успех проведения санации в предложенной форме.

Основой выбора той или иной формы санации является расчет ее эффективности: соотношение результатов (эффекта) и затрат на осуществление санации в предложенной форме. Результаты санации (хотя и направлены на устранение неплатежеспособности и восстановление финансовой устойчивости предприятия), в конечном итоге, могут быть оценены размером дополнительной прибыли (разницей между ее значениями после и до осуществления санации). Дополнительная прибыль в этом случае получается за счет нормализации хозяйственной деятельности предприятия при соответствующей финансовой поддержке (в сравнении с суммой прибыли, получаемой в условиях кризисного развития). В процессе расчета эффективности санации сумма дополнительной прибыли предприятия приводится к настоящей стоимости.

Затраты на осуществление санации определяются путем разработки специального бюджета. Принципиально эти затраты могут рассматриваться как инвестиции санатора в санируемое предприятие с целью получения прибыли (в прямой или косвенной форме) в предстоящем периоде. Такой подход позволяет применять для оценки эффективности санации те же методы, которые используются при оценке эффективности реальных инвестиций. Сравнение эффективности различных форм санации позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант ее осуществления.

Цель санации считается достигнутой, если удалось за счет внешней финансовой помощи при реорганизации нормализовать производственную деятельность и избежать объявления предприятия - должника банкротом с последующим прекращением его деятельности и продажей имущества.

В любом случае, целесообразно при устойчивой тенденции падения рентабельности обратиться в консалтинговое агентство, чтобы не допускать пагубных последствий для своего предприятия. В 90% случаев самые простые решения на начальном этапе ухудшения финансового состояния предприятия способны уберечь от антикризисного управления, и действовать в рамках обычного менеджмента, зачастую это связано с психологией или некомпетентностью высшего руководства предприятия – не видят стоящих перед ними проблем, самонадеянно решают о серьёзности/несерьёзности возникающих трудностей, не вникают в доклады подчиненных и пр. – в таких случаях решить эти проблемы изнутри крайне проблематично.

 

 

 

 

Финансовая политика предприятия

 

Финансовая политика предприятия - это целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач. Содержание финансовой политики предприятия многогранно и включает следующие аспекты:

разработку концепции управления финансами предприятия, обеспечивающей сочетание высокой доходности и низкого риска;

определение основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (месяц, квартал) и на перспективу (год и более длительный период) с учетом планов предприятий и коммерческой деятельности;

практическое достижение поставленной цели (финансовый анализ и контроль, выбор способов финансирования, оценка экономической эффективности инвестиционных проектов.

В составе финансовой политики выделяют финансовую стратегию и тактику.

Финансовая стратегия - это финансовый курс, рассчитанный на долгосрочную перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач развития предприятия. В процессе ее разработки прогнозируют основные тенденции развития финансов, формируют концепцию их использования, намечают принципы финансовых отношений с государством (налоговую политику) и партнерами. Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития предприятия. При этом используются прогнозы, опыт, интуиция специалистов для мобилизации финансовых ресурсов на достижение поставленной цели. С позиции стратегии формирования конкретной цели и задачи производственной и финансовой деятельности принимают оперативные управленческие решения.

Стратегическими задачами финансовой политики являются следующие: максимизация прибыли; оптимизация капитала и поддержка финансовой устойчивости предприятия; достижение информационной прозрачности для собственников, инвесторов и кредиторов; обеспечение инвестиционной привлекательности; использование рыночных механизмов привлечения денежных средств (эмиссия ценных бумаг); эффективное управление финансами на основе диагностики финансового состояния и выбора стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям и плану путей их достижения.

При разработке эффективной системы управления постоянно возникают проблемы единства таких противоречивых целей, как развитие производства и поддержание достаточно высокой ликвидности предприятия.

Разработка финансовой стратегии на предприятии предлагает принятие решений по учетной, налоговой, кредитной, амортизационной, ценовой и дивидендной политике; управление оборотными средствами и кредиторской задолженностью, операционными расходами, сбытом продукции и прибылью.

Финансовая стратегия реализуется благодаря перспективному финансовому планированию, ориентированному на достижение заданного уровня основных параметров деятельности предприятия: объема продаж и себестоимости, прибыли и рентабельности, финансовой устойчивости и платежности, ценовой конкурентоспособности.

Финансовая тактика определяет способы и пути решения локальных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между отдельными видами расходов. Если финансовая стратегия относительно стабильна, финансовая тактика должна отличаться гибкостью, обеспечивая быстрое реагирование на изменения рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары и услуги). Стратегический и тактический аспекты финансовой политики тесно взаимосвязаны: правильный выбор стратегии создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

 

 

Финансовая стратегия предприятия в послекризисный период

 

Нынешний кризис стал проверкой всего бизнеса, финансового сектора и мира на прочность. Для компаний кризис начался из вне и плавно перешел во внутреннюю среду. Именно в таких ситуациях проверяется успешность и умение принимать правильные решения для успешного развития бизнеса. В такой ситуации становится необходимым правильно создавать или же корректировать существующую финансовую стратегию.

Кризис пошел на спад, рынки постепенно восстанавливаются, а экономика начинает оживать не только в Америке, в так называемом локомотиве мировой экономики, но и во всем мире, к такому мнению пришли многие экономические аналитики. Кроме того уже давно растут фондовые рынки, цены на нефть, и наблюдается оживление банковского сектора. А это значит, что для большинства предприятий пришло время пересматривать финансовые стратегии.

Финансовая стратегия - представляет собой один из важнейших видов функциональной стратегии предприятия, которая обеспечивает все основные направления развития финансовой деятельности и финансовых отношений путем формирования долгосрочных финансовых целей, выбора наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректировки направлений формирования и использования финансовых ресурсов при изменении внешней среды.

Говоря ненаучным языком, финансовая стратегия - генеральный план действий предприятия, так как она охватывает планирование и анализ финансового состояния предприятия, оптимизацию основных и оборотных средств и распределение прибыли.

Финансовую стратегию предприятия нельзя отделять и рассматривать в отрыве от общей корпоративной стратегии в целом. Наряду с финансовой стратегией выделяют корпоративную, бизнес-стратегию, продуктовые и функциональные стратегии.

 

Зачем же нужна финансовая стратегия?

 

Данная стратегия определяет прежде всего источники финансирования компанией для дальнейшего развития. Здесь следует упомянуть не только собственные средства (амортизация, нераспределенная прибыль, выпуск акций), но и заемные (займы, банковские кредиты, кредиторская задолженность)

Финансовая стратегия помогает определить задачи для достижения целей, объемы и сроки финансирования.

После определения задач, необходимо продиагностировать ситуацию как внутри компании, так и рыночную обстановку в целом. Как правило, это происходит путем выделения сильных и слабых сторон, текущего финансового положения предприятия, анализа конкурентной среды, возможностей и угроз. Необходимо также проанализировать финансовое положение ближайших конкурентов, а именно эффективность, задолженность, стоимость капитала источники финансирования и так далее.

Именно после получения четкого представления о сильных и слабых аспектах деятельности компании, следует определить цели и задачи на ближайшее время (все зависит от корпоративной стратегии предприятия, это может быть как развитие, так и выживание).

Постановка целей изначально предполагает формулирование взгляда на будущее, также происходит и с финансовой стратегией, только не стоит забывать прозрачности, конкретности и реализуемости целей предприятия. Определение целей, безусловно, зависит и от амбиций руководства, ситуации, финансовых задач собственников и менеджеров компании.

По-настоящему успешная стратегия будет выработана лишь при тесном взаимодействии акционеров (тех, кто одобряет) и менеджеров (тех, кто готовит и исполняет). Конечно, не каждая стратегия будет безусловно успешна и будет выполнена в срок, поэтому наиболее правильно разработать несколько сценариев развития будущих ситуаций с различными исходами и рисками. Например разработать альтернативы как вложений (инвестиций), так и заимствований. В общем, рассмотреть оптимистический, пессимистический и реалистический сценарии.

Информация о работе Финансовая стратегия на предприятии