Финансовая работа и финансовое планирование в системе управления предприятием. Организация финансовой работы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:29, реферат

Краткое описание

Финансовая работа предприятия в современных условиях приобретает качественно новое содержание, что связано с развитием рыночных отношений. В условиях рыночной экономики важнейшие задачи финансовых служб – не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, своими работниками, но и организация финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой систему оптимального управления денежными потоками, возникающими в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью достижения поставленной цели и максимизации прибыли.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая работа и финансовое планирование в системе управления предприятием.docx

— 25.39 Кб (Скачать файл)

Финансовая работа и финансовое планирование в системе  управления предприятием. Организация  финансовой работы предприятия

Финансовая работа предприятия  в современных условиях приобретает  качественно новое содержание, что  связано с развитием рыночных отношений. В условиях рыночной экономики  важнейшие задачи финансовых служб  – не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, своими работниками, но и организация  финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой систему оптимального управления денежными потоками, возникающими в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью достижения поставленной цели и максимизации прибыли.

Объектом управления в  финансовом менеджменте является денежный оборот хозяйствующего субъекта. Он предполагает разработку рациональной финансовой стратегии и тактики предприятия на основе анализа финансовой отчетности, прогнозных оценок денежных поступлений и выплат, их зависимости от изменения структуры активов и пассивов предприятия.

Это меняет прежние представления  о структуре финансовой службы и  ее месте в системе управления предприятием. Конкретная структура  финансовой службы зависит от организационно-правовой формы хозяйствования, размеров предприятия, объема производства, величины денежного  оборота.

В функции финансовой службы входят:

• участие в разработке и исполнении бизнес-плана;

• разработка финансовой программы  развития;

• определение кредитной  политики;

• управление денежными  потоками, возникающими в результате текущей (основной), инвестиционной и  финансовой деятельности;

• разработка валютной политики;

• осуществление финансового  планирования;

• осуществление расчетов с поставщиками, покупателями, коммерческими  банками, бюджетом и другими контрагентами;

• обеспечение страхования  от финансовых и других рисков;

• анализ финансово-хозяйственной  деятельности;

• контроль за целевым и  эффективным использованием денежных средств.

В зависимости от размеров предприятия, его отраслевой принадлежности, поставленных целей перечисленные функции могут детализироваться и расширяться.

Цели, задачи, методы планирования финансирования субъекта хозяйственной деятельности

Субъект хозяйственной деятельности (СХД) – самостоятельный экономический  субъект рыночной экономики. Он сам  определяет направление и величину использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. В этих условиях целью планирования финансов является определение возможных  объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования  величины финансовых показателей. К  таким показателям относятся, прежде всего, собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся  в распоряжении СХД, прибыль, налоги, уплачиваемые из прибыли и др.

К задачам планирования финансов относятся:

1) обеспечение производственных, торговых процессов необходимыми  финансовыми ресурсами. Определение  плановых объемов необходимых  денежных фондов и направления  расходования;

2) установление финансовых  отношений с бюджетом, банком, страховыми  организациями и другими субъектами  хозяйственной деятельности;

3) выявление путей наиболее  рационального вложения капитала  и резервов по его эффективному  использованию;

4) увеличение прибыли  за счет экономного использования  денежных средств;

5) осуществление контроля за образованием и расходованием денежных средств.

Важный момент финансового  планирования – его стратегия. Содержанием  стратегии финансового планирования СХД является определение его  центров прибыли и центров  расходов. Центр дохода СХД –  это его подразделение, которое  приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов – это подразделение  СХД, являющееся малорентабельным или  вообще некоммерческим, но играющим важную роль в общем производственно-торговом процессе. Например, в западной экономике многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», т. е. 20 % затрат капитала должны давать 80 % прибыли. Следовательно, остальные 80 % вложений капитала приносят только 20 % прибыли. Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов.

Методы планирования –  это конкретные способы и приемы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться  следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый и др.

Сущность и содержание нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность СХД в финансовых ресурсах и источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:

- федеральные нормативы;

- региональные нормативы;

- местные нормативы;

- нормативы субъекта хозяйственной  деятельности;

- отраслевые нормативы.

Федеральные нормативы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих  субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации  отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов в фонды  социальных нужд. Региональные нормативы, а также местные нормативы  действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Они охватывают ставки региональных и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др. Отраслевые нормативы применяются  в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм СХД (акционерные общества и  т. п.). Эти нормативы включают нормы  предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный  фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др.

Нормативы СХД – это  нормативы, разрабатываемые непосредственно  СХД и используемые им для регулирования  производственных, торговых процессов  и финансовой деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся: нормы потребности в оборотных средствах; нормы кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении СХД, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, нормативы распределения финансовых ресурсов и прибыли; нормативы отчислений в ремонтный фонд и др. Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.

Пример: Цена на сырье, необходимое для изготовления продукции, колеблется на рынке от 10 000 до 12 000 р. за 1 ед. Принимаем для расчета планового объема финансовых ресурсов 12 000 р. за 1 ед. Норма затрат сырья: 1 ед. сырья на 1 ед. продукции.

Объемный показатель –  план выпуска продукции – составляет 1 000 ед., тогда плановая величина финансовых ресурсов (оборотного капитала), необходимых  для закупки сырья, будет равна 12 млн. р. (12 000 * 1 000).

Пример: План расхода сырья на изготовление продукции на год 18 000 тыс. р. Количество дней в году – 360. Норма запаса сырья = 30 дней. Тогда плановая потребность оборотных средств по сырью (запаса сырья) составляет 15 000 тыс. р. ((18 000 / 360) * 30).

Пример: План товарооборота (по продажным, т.е. розничным, ценам) магазина на квартал – 9 000 тыс. р. Уровень торговой надбавки – 25 % к покупной, т. е. оптовой цене.

Количество дней в квартале – 90. Норма товарного запаса ~ 12 дней. Тогда имеем:

а) план оборота товаров  по покупным (оптовым) ценам:

(9 000 * 100)/(100 + 25) = 7 200 тыс. р.;

б) плановый объем товарных запасов:

(7 200/90) * 12 = 960 тыс. р.

Сущность и содержание расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования имеет распространение в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямо, а косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит использование экспертной оценки (рис. 12.15).

Отчетные

данные за предплановый период

Экспертная

оценка динамики отчетных данных

 

Экспертная

оценка перспектив развития

Расчет

планового показателя


 

Рис. 12.15. Схема расчетно-аналитического метода планирования

Расчетно-аналитический  метод широко применяется при  планировании суммы прибыли и  доходов, при определении величины отчислений от прибыли в фонды  накопления, потребления, резервный  и т. п.

Пример: Объем использования финансовых ресурсов по кварталам базисного периода составлял 1 400 тыс. р., 1 100 тыс. р., 1 500 тыс. р., 1 600 тыс. р. Экспертная оценка перспектив изменения объема использования этих ресурсов показала, что в плановом квартале потребность в них должна возрасти на 25 %. Тогда среднеквартальная величина финансовых ресурсов за предплановый (базисный) период выразилась:

(1 400 +1 100 +1500 + 1600)/4 = 1 400 тыс.  р.

Объем финансовых ресурсов на плановый квартал планируется  в размере (тыс. р.):

(1 400*125)/100 = 1750.

Сущность и содержание балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды (фонд накопления, фонд потребления и др.) и т. п. Например, балансовая увязка по финансовым фондам имеет вид:

Он + П = Р + Ок,

где Он – остаток средств фонда на начало планового периода, р.

П – поступление средств в фонд, р.;

Р – расходование средств фонда, р.;

Ок- остаток средств фонда на конец планового периода, р.

 

Финансовый план субъекта хозяйственной деятельности.

Его содержание и  виды

Финансовый план СХД представляет собой баланс его доходов и  расходов. В состав доходов включаются, прежде всего, доходы, получаемые за счет устойчивых источников собственных  средств. При необходимости

в доходную часть включаются суммы, получаемые за счет заемных средств. К устойчивым источникам собственных  доходов относятся прибыль, амортизационные  отчисления, отчисления в ремонтный  фонд, кредиторская задолженность, постоянно  находящаяся в распоряжении СХД. Цель составления финансового плана  состоит в увязке доходов с  необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма  превышения направляется в резервный  фонд.

При превышении расходов над  доходами определяется сумма недостатка финансовых средств. Эти дополнительные финансовые средства могут быть получены за счет выпуска ценных бумаг, полученных кредитов или займов, благотворительных  взносов и т. п. Если источник дополнительных финансовых средств уже точно  известен, то эти средства включаются в доходную часть, а возврат их – в расходную часть финансового  плана.

Финансовый план составляется на перспективу (пятилетку), на год с  разбивкой по кварталам и на более  короткий период времени (оперативный). Таким образом, финансовый план может  быть пятилетним, годовым, квартальным, оперативным. Пятилетний финансовый план составляется как раздел бизнес-плана.

Основой долгосрочного финансового  планирования является определение  потребности в капитале, позволяющей  осуществить выбор и сроки  получения кредитов, выпуска ценных бумаг, доходы в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.


Информация о работе Финансовая работа и финансовое планирование в системе управления предприятием. Организация финансовой работы предприятия