Финансовая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной финансовой политики России и путей повышения ее эффективности.
Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть цели, ресурсы, значение, типы и содержание финансовой политики на современном этапе; изучить механизм реализации финансовой политики развития;
- рассмотреть механизм реализации финансовой политики и финансовую политику в России на современном этапе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты реализации финансовой политики государства 5
1.1. Содержание и значение финансовой политики 5
1.2. Содержание, цели и ресурсы финансовой политики 7
1.3. Типы финансовой политики 9
Выводы по 1 главе 12
Глава 2. Финансовая политика России 14
2.1. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики 14
2.2. Современная финансовая политика 18
Выводы по 2 главе 22
Заключение 23
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

финансовая политика тема для юльки.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Введение

 

На  современном  этапе  государство  выполняет  ряд  функций,  общее назначение  которых  сводится  к  построению  и  эффективному  управлению обществом  в  целом  и  человеком  в  отдельности.  При  этом  степень выполнения  функций  государства,  будь  то  социальная,  экономическая, охранительная или любая другая, во многом обусловлена наличием для этого необходимых финансовых ресурсов. 

Формирование  финансовых  ресурсов  государства –  это  сложная комплексная  деятельность  различных  органов,  структур,  осуществляемая  в рамках  проводимой  финансовой  политики,  включающей  наличие соответствующих идей, планов, концепций, находящих реальное воплощение в их практических действиях.

Финансовая  политика  предусматривает  алгоритмы  управления финансами, т.е. выработку целей и задач, на которые необходимо направить ассигнования,  поиск  ресурсов  и  путей  достижения  поставленных  целей,  в сочетании  с  влиянием  на  внешние  факторы,  от  которых  также  зависит получение  намеченных  результатов. 

Финансовая  политика –  это  часть социально-экономической  политики  государства  по  обеспечению  сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех  звеньях финансовой системы  страны,  особая  сфера  деятельности  государства,  направленная  на мобилизацию финансовых  ресурсов,  их  рациональное  распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

При  этом  финансовая  политика  преследует  цель  упорядочения отношений,  возникающих  при  формировании  финансовых  ресурсов, бюджетных  и  внебюджетных  фондов  денежных  средств  с  целью  решения всего спектра социальных, экономических, правовых и иных задач, стоящих перед государством. Актуальность темы «Финансовая политика государства» заключается в том, что та значимость, которую имеет финансовая политика для государства, а тем более для государства с формирующейся рыночной экономикой, имеет достаточную возможность стимулировать экономический рост в стране. Как видим, данная тема является актуальной этим и объясняется выбор мною данной темы исследования.

Объектом исследования в данной работе является финансовая политика Российской Федерации.

Предмет курсовой работы – особенности современной финансовой политики в РФ.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной финансовой политики России и путей повышения ее эффективности.

Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих  задач:

- рассмотреть цели, ресурсы,  значение, типы и содержание финансовой политики на современном этапе; изучить механизм реализации финансовой политики развития;

- рассмотреть механизм  реализации финансовой политики  и финансовую политику в России  на современном этапе.

Основанием  проведенного  исследования  послужили  труды  и  научные работы  известных  отечественных  специалистов  и  правоведов:  Анашкина А.К.,  Аронова  А.В.,  Бабича  А.М.,  Большакова  С.В.,  Брайчевой  Т.В., Брызгалина  А.В.,  Бурцева  Д.Г.Кудрина А.Л., Кучерова И.И. и других.

В теоретической главе рассмотрены цели, ресурсы, значение и содержание финансовой политики на современном этапе.

В практической главе изучен механизм реализации финансовой политики, а также финансовая политика России на современном этапе. Работа оформлена в виде текста.

  • Глава 1. Теоретические аспекты реализации финансовой политики государства

  • 1.1. Содержание и значение финансовой политики

 

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства  во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти, возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития. Изменение цели развития экономики обусловливает необходимость изменения финансовых отношений в ее отраслях, сферах деятельности, пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов и формы их использования. В этих условиях государство вырабатывает соответствующую финансовую политику.

Финансовая политика государства, как часть (подсистема) экономической политики государства, представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики.

В этом определении принципиально  важно подчеркнуть единство двух механизмов финансовой политики - инструментов и финансовых институтов государственной власти. Это единство проявляется в том, что любой финансовый инструмент приводится в действие, «живет» в финансовой жизни страны лишь при условии, если его технология практического использования формируется в государственно-финансовых институтах (Министерство финансов, Министерство экономического и социального развития, Федеральная комиссия по валютному контролю и т.д.).

Важной компонентой приведенного определения является положение, что  финансовая политика – это органическая часть экономической политики и поэтому имеет целевую направленность. У любого финансового инструмента - будь то бюджет, налоговые ставки, льготы, фонды и т.д. - существует связь с целями экономической политики и ее социальной направленностью.

Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных  элементах, к которым относятся:

  • выработка научно обоснованной концепции развития финансов;
  • определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
  • разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу.

Существуют, конечно, еще  в качестве самостоятельных направлений  политики: инвестиционная, социальная.

Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на уровне субъекта РФ, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.

Бюджетная политика –  главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но в перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности.

  • 1.2. Содержание, цели и ресурсы финансовой политики

 

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение  ее  целей,  обеспечение  необходимой  величины  ресурсов  и выработка  для  этого  наиболее  рациональных  путей  их достижения,  а  также  реализация  конкретных  действий  для достижения намеченных целей и задач.

Главная цель финансовой политики государства должна быть единой для всех уровней власти (федерального, регионального и  местного),  для  всех  субъектов. В  качестве  такой  цели  могут выступать  только  общие  интересы  всего  населения -  повышение благосостояния каждого человека.

Россия многие  годы находилась в условиях острого системного  кризиса.  Продолжающийся  спад  промышленного  производства, резкое сокращение платежеспособного спроса предприятий и населения, сужение денежной массы привели к массовому обнищанию широких слоев населения. В эти толы реформирование экономики осуществлялось в следующих направлениях:

1)  создание олигархического  слоя, воплощающего оперативную  тактику реформ;

2) приведение институциональной базы в соответствие с усилением сырьевой направленности реального сектора экономики и подчинение ей внешнеторговой деятельности государства;

3) подавление инвестиционной  активности государственного сектора  экономики, связанного в первую очередь с финансированием фундаментальной науки, высоких технологий и реализацией крупномасштабных инвестиционных проектов, обеспечивающих в перспективе национальную безопасность и государственный суверенитет;

4) либерализация денежно-кредитного  и финансового рынков в направлении привлечения спекулятивного капитала, в том числе иностранного;

5) реализация модели  бюджетного федерализма, расширяю  щей полномочия субъектов Российской  Федерации без соответствующего  разграничения предметов ведения  и учета реального финансового потенциала, приводящей к фактической дезинтеграции регионов, заключение двухсторонних соглашений между Федерацией и субъектом Федерации, зачастую противоречащих интересам национальной безопасности;

6) устранение государства  от реализации принципа социальной справедливости и обеспечения гарантированного уровня благосостояния; коммерциализация социальной сферы, сползание к индивидуальному принципу удовлетворения социальных потребностей без учета роста реальных доходов населения.

Целью финансовой политики  является наиболее полная мобилизация финансовых  ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим  финансовая  политика  призвана  создать благоприятные условия для активизации  предпринимательской  деятельности.

Большое  внимание  уделяется  определению  рациональных форм изъятия доходов предприятий  в пользу государства, а также  доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами  общественного  производства,  а  также  их  концентрации  на главных направлениях экономического и социального развития.

На разных этапах развития экономики и в отдельных регионах может сложиться ситуация, когда цель финансовой политики временно будет состоять в сохранении уже достигнутого реального уровня доходов.

  • 1.3. Типы финансовой политики

 

Выделяют три основных типа финансовой политики:

  • классическая;
  • регулирующая;
  • планово-директивная.

До конца 20-х гг. прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был  классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков  политэкономии А. Смита и Д. Рикардо. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся  в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, что позволяло создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Система управления финансовой деятельностью сосредоточивалась, как правило, в министерстве финансов.

Переход к регулирующей финансовой политике в западных странах  осуществлялся в конце 20-х гг. прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В ее основу вначале была положена экономическая теория Дж. Кейнса и его последователей. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог. Большое внимание уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

В 70-е гг. в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Информация о работе Финансовая политика России