Факторы, влияющие на эффективное функционирование коммерческих организаций в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - закрепление теоретических знаний и детальное изучение особенностей функционирования коммерческих организаций в условиях рынка.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить методологические аспекты функционирования коммерческих организаций в условиях рынка.
2. Раскрыть факторы, влияющие на эффективное функционирование коммерческих организаций в условиях рынка.
3. Охарактеризовать основные типы коммерческих организаций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Методологические аспекты функционирования коммерческих организаций в условиях рынка 4
Глава 2. Факторы, влияющие на эффективное функционирование коммерческих организаций в условиях рынка 14
Глава 3. Типы коммерческих организаций 17
Заключение 23
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

011109 Экономика предприятия.docx

— 81.63 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим подробнее  эти виды источников.

Коммерческие организации  вступают в многообразные финансовые отношения, которые можно сгруппировать  по следующим направлениям:

- между учредителями в момент создания организации (предприятия) - связанные с формированием собственного капитала и в его составе уставного (акционерного, складочного) капитала.

Конкретные способы образования  уставного капитала зависят от организационно-правовой формы хозяйствования. Уставный капитал  является первоначальным источником формирования производственных фондов, приобретения нематериальных активов;

- между отдельными организациями (предприятиями) - связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости.

К ним относятся финансовые отношения между поставщиком  и покупателем сырья, материалов, готовой продукции и т.п., отношения  со строительными организациями  при осуществлении инвестиционной деятельности, с транспортными организациями  при перевозке грузов, с предприятиями  связи, таможней, иностранными фирмами  и т.п.

Эти отношения являются основными, поскольку от их эффективной организации  во многом зависит конечный финансовый результат коммерческой деятельности;

- между организациями (предприятиями) и их подразделениями (филиалами, цехами, отделами, бригадами) - по поводу финансирования расходов, распределения и использования прибыли, оборотных средств. Эта группа отношений влияет на организацию и ритмичность производства;

- между организацией (предприятием) и ее работниками при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций в акционерном обществе, выплат процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц.

От организации этой группы отношений зависит эффективность  использования трудовых ресурсов;

- между организацией (предприятием) и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является данная организация - при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов на финансирование целевых отраслевых программ, проведение маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ, выставок, оказание финансовой помощи на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств.

Эта группа отношений связана, как правило, с внутриотраслевым перераспределением денежных средств, оптимизацией их использования и  направлена на поддержку и развитие предприятий;

- между коммерческими организациями (предприятиями) - связаны с эмиссией и размещением ценных бумаг, взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий.

От организации этих отношений  зависит возможность привлечения  дополнительных источников финансирования предпринимательской деятельности;

- между коммерческими организациями (предприятиями) и финансовой системой государства - при уплате налогов и осуществлении других платежей в бюджет, формировании внебюджетных целевых фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, финансировании из бюджета;

- между коммерческими организациями (предприятиями) и банковской системой в процессе хранения денег в коммерческих банках, получении и погашении ссуд, уплаты процентов за банковский кредит, покупке и продаже валюты, оказании других банковских услуг;

- между коммерческими организациями (предприятиями) и страховыми компаниями и организациями при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков;

- между коммерческими организациями (предприятиями) и инвестиционными институтами - в ходе размещения инвестиций, приватизации и др. Каждая из перечисленных групп имеет свои особенности и сферу применения. [6, с.82]

Все вышеперечисленные финансовые отношения носят двусторонний характер, и возникают уже на стадии формирования уставного капитала хозяйствующего субъекта.

Содержание финансовых отношений  в процессе формирования уставного (складочного) капитала определяет организационно-правовая форма хозяйствования.

Организационно-правовая форма  юридического лица устанавливается  Гражданским кодексом Российской Федерации (гл.4).

Различные организационно-правовые формы определяют особенности формирования финансовых ресурсов в момент создания организации, распределения прибыли, финансовой ответственности учредителей  и участников.

 

 

 

 

 

Глава 2. Факторы, влияющие на эффективное функционирование коммерческих организаций в условиях рынка

 

В условиях рыночной экономики  на эффективность работы коммерческих организаций влияют различные факторы, которые классифицируются по определенным признакам.

В зависимости от направленности действия их можно объединить в две группы: позитивные и негативные.

Позитивные - это такие  факторы, которые благотворно влияют на деятельность организации, негативные - наоборот.

В зависимости от места  возникновения все факторы можно  классифицировать на внутренние и внешние.

Внутренние факторы зависят  от деятельности самого организации, и они настолько многочисленны и разнообразны по своему назначению и содержанию, что их можно условно объединить в следующие группы:

1. Факторы ресурсного  обеспечения производства.

К ним относятся производственные факторы (здания, сооружения, оборудование, инструменты, земля, сырье и материалы, топливо, рабочая сила, информация и т.п.), то есть все то, без чего немыслимо производство продукции и оказание услуг в количестве и качестве, требуемом рынком.

Особенность ресурсного обеспечения  состоит в том, что оно по своей  стоимости составляет более 90% имущества  и денежных средств организации, а также переносит свою стоимость на готовый продукт либо по частям (основные фонды), либо полностью (предметы труда, рабочая сила). [8, с.93]

Отсюда и различные  требования к их обеспечению.

Например, основные фонды  в силу их большой стоимости и продолжительности использования должны обладать высокой производительностью, экономичностью в использовании, универсальностью, надежностью в работе, а предметы труда по своему количественному и качественному составу - достаточными для производства необходимой продукции и в то же время минимальными, не ведущими к увеличению издержек производства за счет образования сверхнормативных запасов.

Но это только одна сторона  вопроса, другая состоит в необходимости  рационального использования наличных производственных ресурсов, что потребует, прежде всего, рассмотрения содержания таких экономических категорий, как себестоимость, прибыль, рентабельность, ценообразование в условиях рыночных отношений.

2. Факторы, обеспечивающие  желаемый уровень экономического  и технического развития организации. (НТП, организация труда и производства, повышение квалификации, инновации и инвестиции и т.д.).

3. Факторы, обеспечивающие  коммерческую эффективность производственно-хозяйственной  деятельности организации (умение вести высокоэффективную коммерческую и снабженческую деятельность).

Вместе с тем, по степени  воздействия на производство они  различны.

Так, первая группа факторов определяет ресурсы организации, его возможности, а степень реализации этих возможностей зависит от использования второй группы.

Возникновение третьей группы факторов непосредственно связанно с рыночными отношениями.

Их реализация направлена на:

- обеспечение ритмичности производства путем обеспечения организации всеми необходимыми ресурсами для производства товаров в качестве и количестве, позволяющем удовлетворять требования рынка;

- снижение издержек производства или их удержание на определенном уровне посредством проведения эффективной коммерческой работы;

- получение прибыли в объеме, обеспечивающем техническое и экономическое развитие организации. [1, с.74]

Эта классификация чисто  условная, и она не отражает все  многообразие факторов, но позволяет более детально представить внутренние факторы и показать их влияние на эффективность производства [1, с.74].

Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные  и субъективные.

Объективные - это такие  факторы, возникновение которых  не зависит от субъекта управления, например, ухудшение горно-геологических  условий на горном предприятии или  стихийные бедствия.

Субъективные факторы, а  они составляют абсолютное большинство, полностью зависят от субъекта управления, и они должны быть всегда в поле зрения и анализа.

Эффективность работы организации в условиях рынка в значительной степени зависит и от внешних факторов, которые можно классифицировать в следующие группы:

- связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка. В основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен;

- связанные с изменениями политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе;

- связанные с инфляционными процессами;

- связанные с деятельностью государства. [12, с.79]

Стратегия развития хозяйственной  деятельности организации ориентирована  на улучшение достигнутых показателей, расширение масштабов деятельности организации, укрепление финансового состояния, расширение сегментов рынка.

Для формулировки целей развития, а соответственно и стратегии  развития организации хозяйственной  деятельности, прежде всего, необходимы анализ и оценка текущего состояния  хозяйственной деятельности организации, т.е. определение достигнутого уровня развития. А затем уже на базе проводимого анализа определяются возможности достижения целей развития.

 

 

 

Глава 3. Типы коммерческих организаций

 

Существующие и действующие  организации отличаются друг от друга организационно - правовым устройством, масштабностью, профилем деятельности и т.д., то есть они различны по условиям, целям и характеру функционирования.

Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности организации обычно классифицируются по следующим основным признакам:

По виду и характеру  деятельности.

Прежде всего, организации отличаются друг от друга отраслевой принадлежностью. Они подразделяются на организации производственной и непроизводственной сферы, далее - по менее крупным подразделениям (промышленные, сельскохозяйственные, кредитно-финансовые, транспортные и т.п.).

Основываясь на типе или  виде производимых предприятием продуктов  или услуг, можно выделять собственно отраслевые и подотраслевые типы предприятий (например, автомобилестроительные, угледобывающие, страховые и т.п.).

По размерам организации.

Как правило, по этому признаку организации классифицируются следующим образом:

- мелкие - до 50 занятых;

- средние - от 50 до 500 (иногда до 300);

- крупные - свыше 500, в том числе

- особо крупные - свыше 1000 занятых. Определение размеров организации по числу занятых

- может дополняться и другими характеристиками, в частности, объемом продаж; активами; полученной прибылью и т.п. [16, с.96]

Размеры организации тесно связаны с их отраслевой принадлежностью. Если распределить малые организации по отраслям экономики, то можно отметить, что наибольший удельный вес приходится на торговлю и общественное питание - 47%, затем строительство - 18%, а наименьший - сельское хозяйство -1,5% и финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение - 1,3%.[15, с.83]

Особенностью малых предприятий  является то, что они способны быстро реагировать на изменение потребительского спроса, наиболее восприимчивы к техническим новинкам, а также обеспечивают быструю окупаемость затрат.

По формам собственности.

Форма собственности лежит  в основе юридического статуса организации. По формам собственности различают:

- государственные;

- муниципальные;

- частные;

- кооперативные организации;

- организации, находящиеся в собственности общественных организаций;

- в прочих формах собственности (включая смешанную собственность, собственность иностранных лиц, граждан и без гражданства). [17, с.89]

Под государственными предприятиями понимаются как чисто государственные, так и смешанные, или полу государственные. В чисто государственных предприятиях государству принадлежит обычно весь акционерный капитал, полученный в результате национализации или вновь созданный. В смешанных государственно-частных компаниях государство в лице какого-нибудь министерства или компании может владеть значительной частью пакета акций (более 50%), и тогда оно, как правило, осуществляет контроль за их деятельностью [18, с.60].

По принадлежности капитала. По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над предприятием выделяют национальные, иностранные и совместные (смешанные) организации.

Национальными называют организации, капитал которых принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании.

Иностранными называют организации, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль.

Информация о работе Факторы, влияющие на эффективное функционирование коммерческих организаций в условиях рынка