Учет операций на специалных счетах в банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 12:49, лекция

Краткое описание

Целью финансового планирования является максимизация собственности владельцев компании, т.е. увеличение богатства за счет роста рыночной стоимости активов. Сложно выбрать главный критерий для компаний, не имеющих рыночной цены, таких как закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, товарищества
различного вида. Главными критериями их деятельности считаются характеристики, придающие ценность любым финансово-хозяйственным активам: величина потока денежных средств, вероятность получения дохода и риск. Другими словами, главная цель финансовых решений - повышение стоимости активов, т.е. цены, которую можно было бы получить при продаже их на рынке, с учетом риска и дохода собственников компании.

Вложенные файлы: 1 файл

реализация финансового планирования в компании-1.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Источник: Финансовая газета  (региональный выпуск)

Дата выпуска: 15.04.2009

Номер выпуска: 16

Заглавие: БИЗНЕС-КОНСАЛТИНГ

РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В КОМПАНИИ

 

     В современных условиях  хозяйствования, непредсказуемости  рыночных

факторов  и постоянно растущей конкуренции на первый план в управлении

финансово-хозяйственной  деятельностью  выходит  планирование вообще и

финансовое  в  частности.  Сегодня  невозможно  переоценить значимость

этого элемента управления деятельностью компании.

     Как  правило,  под  планированием  понимают  процесс составления,

рассмотрения  и  утверждения  целевых  количественных  и  качественных

показателей  и  поиск  путей  наиболее эффективного их достижения. Эти

установки,   разрабатываемые   чаще   всего   в   виде "дерева целей",

характеризуют  желаемое  будущее  и  по возможности выражаются набором

количественных  показателей,  являющихся  ключевыми для данного уровня

управления. Пример "дерева целей" планирования показан на рис. 1.



            Рис.1. "Дерево целей" планирования в компании.

     Планирование  в  общем  виде  подразумевает  выполнение  следующих

этапов:

     постановка целей  и задач;

     составление программы  действий;

     выявление необходимых  ресурсов и их источников;

     доведение  планов  до их непосредственных исполнителей и контроль

за их исполнением.

     Финансовое   планирование   предполагает   формулирование  путей и

способов  достижения  финансовых целей компании. Финансовый план - это

документ,  отражающий  способ  достижения  этих целей и увязывающий ее

доходы и расходы.

     Целью     финансового     планирования     является  максимизация

собственности  владельцев  компании, т.е. увеличение богатства за счет

роста  рыночной стоимости активов. Сложно выбрать главный критерий для

компаний,  не  имеющих  рыночной  цены, таких как закрытые акционерные

общества  и  общества  с  ограниченной  ответственностью, товарищества

различного   вида.   Главными   критериями   их деятельности считаются

характеристики,   придающие   ценность   любым финансово-хозяйственным

активам:  величина  потока  денежных  средств,  вероятность  получения

дохода  и  риск.  Другими  словами,  главная цель финансовых решений -

повышение стоимости активов, т.е. цены, которую можно было бы получить

при  продаже  их  на  рынке,  с  учетом  риска  и дохода собственников

компании.

     К задачам финансового  планирования можно отнести:

     проверку согласованности  поставленных целей и их осуществимости;

     обеспечение взаимодействия  различных подразделений компании;

     анализ различных  сценариев развития деятельности  и соответственно

объемов инвестиций и способов их финансирования;

     определение   программы   мероприятий   и   поведения   в  случае

наступления неблагоприятных событий;

     контроль за финансовым  состоянием компании.

     Финансовое  планирование  в  компании  основывается  на  следующих

принципах:

     соответствие - финансирование  текущих активов следует планировать

преимущественно   за   счет   краткосрочных   пассивов.  Например, для

приобретения    товарно-материальных    ценностей,    используемых   в

производственном  цикле,  не  рекомендуется  использовать долгосрочные

источники финансирования;

     потребность в собственном  оборотном капитале - чтобы в прогнозном

периоде компания была платежеспособна и независима в финансовом плане,

нельзя  планировать  слабо  "ликвидный  баланс",  т.е.  сумма  текущих

активов   (оборотных   активов)   должна   превышать   сумму   текущих

обязательств (краткосрочных кредитов и займов) (рис. 2).

 

 

+---------------+-----------+    +-----------------------+-----------+

|     Актив     |  Пассив   |    |         Актив         |   Пассив  |

+---------------+-----------+    +-----------------------+-----------+

|      ВА       |     ДП    |    |      ВА               |     ДП    |

+-------+-------+           |    +-----------+-----------+-----------+

|  ТА   |  СЧ   |           |    |    ТА     |    СЧ     |           |

|       +-------+           |    |           +-----------+-----------+

|       |  ВЧ   |          |    |           |    ВЧ     |     КО    |

|       |       |           |    +-----------+-----------+-----------+

|       |       |           |    |  Агрессивная стратегия            |

|       |       +-----------+    |  финансирования                   |

|       |       |    КО     |    |  (стратегия развития)             |

+-------+-------+-----------+    |                                   |

|Идеальная  стратегия        |    |                                   |         

          |

|финансирования             |    |                                   |

+---------------------------+    +-----------------------------------+

Рис. 2. Потребность в собственном оборотном капитале(ВА - внеоборотные

  активы; ТА - текущие (оборотные) активы;ДП - долгосрочные пассивы

   (СК+ДКЗ); СК - собственный капитал; ДКЗ - долгосрочные кредиты и

    займы; КО - краткосрочные обязательства; СЧ - системная часть

     оборотных активов; ВЧ - варьирующая  часть оборотных активов)

 

     достаточность   денежных   средств   -  предполагается постоянное

наличие   оптимального   размера   денежных   средств  для поддержания

необходимого  и  достаточного  уровня  платежеспособности  (абсолютной

платежеспособности),  если  покупатель по какой-либо причине просрочит

платежи;

     рентабельность капиталовложений - для капиталовложений необходимо

выбрать   недорогие   способы   финансирования   (финансовый   лизинг,

инвестиционный  кредит). Заемный капитал выгодно привлекать лишь в том

случае,  если  он  способствует  повышению рентабельности собственного

капитала.   В   данном   случае  обеспечивается положительное действие

эффекта финансового рычага;

     сбалансированность  рисков  -  рисковые  долгосрочные  инвестиции

целесообразно  осуществлять  за  счет собственных источников, например

чистой прибыли;

     адаптация  к  потребностям  рынка  - для компании важно  учитывать

конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов;

     эффективность    -    предполагается    отбор    тех    вариантов

капиталовложений,    которые    генерируют    оптимальную (предельную)

рентабельность при допустимом уровне риска.

     Этапы финансового  планирования компании приведены  на рис. 3.

+--------------------------------------------------------------------+

|1-й  этап. Анализ финансового состояния                              |

+--------------------------------------------------------------------+

+--------------------------------------------------------------------+

|2-й  этап. Прогнозирование масштабов  финансово-хозяйственной         |

|деятельности                                                        |

+--------------------------------------------------------------------+

+--------------------------------------------------------------------+

|3-й  этап. Определение общих объемов  инвестирования финансовых       |

|ресурсов                                                            |

+--------------------------------------------------------------------+

+--------------------------------------------------------------------+

|4-й  этап. Определение общих объемов источников финансирования       |

+--------------------------------------------------------------------+

+--------------------------------------------------------------------+

|5-й  этап. Планирование доходов и  расходов                           |

+--------------------------------------------------------------------+

+--------------------------------------------------------------------+

|6-й  этап. Корректировка планов                                      |

+--------------------------------------------------------------------+

    Рис. 3. Последовательность финансового  планирования в компании

     Процесс    планирования    предполагает    принятие    решений  и

осуществление  мероприятий,  которые  на  каждом  его  этапе влияют на

развитие  компании.  Точно  предвидеть будущее практически невозможно,

поэтому планирование должно быть непрерывным и итеративным (необходимо

постоянно  учитывать  вновь  поступающую  информацию).  Например,  при

финансовом  планировании  с  периодом  в один год в декабре утверждают

планы  на  год  с января по декабрь, через месяц - на год с февраля по

январь, а в феврале - на год с марта по февраль следующего года и т.д.

Рекомендуется   составлять   несколько   вариантов  финансового плана:

пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический. При подготовке

плана нужно учитывать:

     а)   наличие   ограничений,   с   которыми  сталкивается компания

(требования   рынка   по   объему,   структуре   и качеству  продукции,

технические, технологические и кадровые особенности);

     б) стимулирующую роль  плана для работы финансового  менеджера;

     в)   условность   любых   планов  из-за неопределенности  развития

экономической ситуации в глобальном и локальных масштабах.

     Организация текущего  планирования зависит от размера компании. На

малых  предприятиях  может  не  существовать разделения управленческих

функций,  и  руководители  имеют возможность самостоятельно заниматься

финансовым  планированием либо пользоваться услугами квалифицированных

специалистов  в  области  планирования.  В крупных компаниях работа по

составлению  финансовых планов должна производиться децентрализованно,

снизу вверх.

                   Подготовка процесса планирования

     Чтобы  процесс  планирования  достиг результатов, которых от  него

ожидают  -  подготовка основных документов, содержащих реальные цифры,

необходимо  его  соответствующим  образом подготовить. Под подготовкой

этого процесса понимается:

     создание структур, отвечающих  за его организацию;

     составление  нормативных  документов, стандартизирующих проектные

формы,   сбор   и   сопоставление   данных,   проверку   информации  и

представление  отчетов.  По сути дела, это стандарт компании, подробно

описывающий    политику,    организационную    структуру,   разделение

ответственности  и  власть.  В  стандарте  прописывается то, что нужно

делать, как и в какой форме;

     создание   комитета   по   бюджету.   Это  обычно  составленная из

руководителей  среднего  звена  консультативная  группа,  занимающаяся

тщательной  проверкой  стратегических и финансовых планов, разработкой

рекомендации,  разрешением  разногласий  и корректировкой деятельности

компании.

                         (Окончание следует)

                            Е. ПРИХОДЬКО,

         к.э.н., доцент  кафедры финансов и налоговой политики

        Новосибирский  государственный технический университет

 


Информация о работе Учет операций на специалных счетах в банках