Управление оборотным капиталом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:09, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы «Управление оборотным капиталом» является рассмотрение теоретической основы формирования, использования оборотного капитала.

Содержание

1. Управление оборотным капиталом
1.1 Структура оборотного капитала
1.2 Цикл движения потоков денежных средств
1.3 Основные принципы управления оборотными активами
1.4 Концепция кумулятивной потребности в оборотном капитале
1.5 Теория управления дебиторской задолженностью
1.6 Теория управления денежными активами
1.7 Модели Миллера-Ора и Баумоля
1.8 Управление ликвидностью
1.9 Теория управления запасами
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контр.Раб. Управление оборотным капиталом.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

В модели Миллера-Орра устанавливаются контрольные границы величины денежных средств: верхняя и нижняя. Когда остаток денежных средств достигает верхнего предела, то ценные бумаги покупаются, при достижении им нижней границы бумаги продаются. Нижняя граница остатка денежных средств определяется по формуле:

 

Z = Sqrt((3b*δ²)/4r)

 

Где, Z — нижняя граница,

b — постоянные издержки по операциям с ценными бумагами,

δ² — дисперсия денежных потоков,

r — процентная ставка по высоколиквидным рыночным ценным бумагам.

Оптимальное значение верхней границы определяется как 3Z. (Н = 3Z).

Средний остаток денежных средств рассчитывается по формуле:

 

М = (Z + Н)/3

 

Несмотря на четкий математический аппарат расчетов оптимальных сумм остатков денежных активов обе приведенные модели (Модель Баумоля и Модель Миллера-Орра) пока еще сложно использовать в отечественной практике финансового менеджмента по следующим причинам:

  • хроническая нехватка оборотных активов не позволяет предприятиям формировать остаток денежных средств в необходимых размерах с учетом их резерва;
  • замедление платежного оборота вызывает значительные (иногда непредсказуемые) колебания в размерах денежных поступлений, что соответственно отражается и на сумме остатка денежных активов;
  • ограниченный перечень обращающихся краткосрочных фондовых инструментов и низкая их ликвидность затрудняют использование в расчетах показателей, связанных с краткосрочными финансовыми вложениями.

 

1.8 Управление ликвидностью

 

Ликвидность - способность активов превращаться в деньги быстро и легко, сохраняя фиксированной свою номинальную стоимость.

Исходя из данного выше определения ликвидности мы можем дать следующее определение управлению ликвидностью:

Управление ликвидностью - деятельность предприятия по размещению средств, чтобы можно было в любой момент расплатиться по обязательствам, позволяющему в короткий период времени превратить активы в денежные средства.

Существует ряд методов управления ликвидностью. Коммерческие банки чаще всего используют следующие методы:

а) общий метод распределения средств, заключающийся в распределении привлеченных и собственных средств по каналам размещения из единого фонда в соответствии с потребностями и интуицией;

б) метод распределения активов (конверсии средств), заключающийся в размещении активов в соответствии со сроками пассивов (например, срочные вклады до одного года направляются на предоставление кредитов до одного года);

в) метод научного управления, использующий аппарат математического программирования для оптимизации распределения средств, ресурсов, обеспечивающего высокий уровень надежности.

Все инструменты управления ликвидностью можно разделить на:

  • инструменты управления портфелем активов;
  • инструменты управления пассивами;
  • инструменты управления доходами и прибылью.

Основные инструменты первой группы - покупка и продажа активов. Именно вопрос сколько не инвестировать является основным в управлении ликвидностью.

Другими инструментами управления активами являются:

  • использование производных финансовых инструментов для снижения инвестиционных рисков;
  • передача активов в управление или аренду;
  • сделки Репо;
  • получение кредита под залог активов.

Среди инструментов управления пассивами можно назвать:

  • получение банковского кредита (напр. кредитная линия для исполнения текущих платежей, не увеличивая общий объем обязательств изменяет их структуру);
  • конвертация обязательств одного вида в другие;
  • выпуск ценных бумаг.

Инструменты управления доходами и прибылью обычно находятся вне сферы компетенции лиц, отвечающих за управление ликвидностью, однако в случае кризиса ликвидности инструменты этой группы все же могут использоваться. Т.е. могут быть внесены изменения в ценовую политику, производственную политику, и т.д. и т.п.

 

1.9 Теория управления запасами

 

Запасы – это временно не используемые экономические ресурсы предприятия. Запасы могут создаваться в силу различных причин. Их назначение – удовлетворить спрос в момент его возникновения. Нельзя быть уверенным, что товар поступит на склад именно в тот момент, когда он понадобиться. В процессе производства может потребоваться замена какой-то детали оборудования, и если этой детали не окажется, процесс может остановиться. Наличие запасов предотвратит возникновение подобных ситуаций.

Запасы можно классифицировать следующим образом:

  • ТМЗ – товарно-материальные запасы (сырьё и материалы);
  • незавершённое производство;
  • готовая продукция на складе.

Управление запасами – это контроль за их состоянием и принятие решений, обеспечивающих экономию времени и средств за счёт минимизации затрат на содержание запасов, необходимых для своевременного выполнения производственной программы.

Эффективное управление товарно-материальными запасами позволяет:

1. Уменьшить производственные потери из-за нехватки материалов.

2. Ускорить их оборачиваемость.

3. Свести до минимума излишки ТМЗ, которые увеличивают стоимость операций и «замораживают» дефицитные денежные средства.

4. Снизить риск старения и порчи товаров.

5. Снизить затраты на хранение товарно-материальных запасов.

Управление запасами – это комплекс моделей и методов, предназначенных для оптимизации запасов, т. е. ресурсов, находящихся на хранении и предназначенных для удовлетворения спроса на эти ресурсы. Термины «ресурсы» и «запасы» здесь понимаются широко: можно говорить о запасах конечной продукции, о запасах полуфабрикатов (тогда соответствующая задача будет задачей об оптимизации незавершенного производства), о запасах сырья, природных и трудовых ресурсов, денежных средств и т. д. Роль производства сводится здесь к пополнению уровня запасов по мере возникновения потребности в них.

Размеры запасов (резервов) бывают обусловлены колебаниями в подаче материалов или в спросе на продукцию (напр., страховой запас), различиями в величине партий полуфабрикатов, деталей и изделий, затратой времени на транспорт ресурсов и изделий («транспортный запас») и другими факторами.

Любая модель управления запасами в конечном счете должна дать ответ на вопросы: какое количество продукции заказывать? когда делать заказ?

При ответе на эти вопросы должно быть учтено действие ряда факторов, а именно:

− характер спроса (детерминированный или случайный, изменяющийся во времени или постоянный);

− принятый способ пополнения запасов (непрерывный, периодический, через определенные интервалы времени);

− затраты на приобретение и хранение запасов, убытки при возникновении дефицита запасаемых продуктов, производственный риск и проблема страхования.

В теории управления запасами рассматриваются многочисленные модели, позволяющие учитывать эти факторы в решаемых задачах. Рассмотрим классические модели управления запасами применительно только к ТМЗ.

Определение оптимального (экономического) размера заказа. На производстве перед менеджером стоит проблема оптимизации размеров запасов. Эта проблема обусловлена действием следующих факторов:

  • во-первых, предприятию, как правило, приходится платить более высокие цены за маленькие партии товаров;
  • во-вторых, существует риск кратковременной остановки производства в случае недоставки сырья и материалов вовремя. Поэтому очень часто размер производственных запасов на предприятии гораздо больше, чем потребность в них на текущий день.

Однако предприятие несет издержки по хранению производственных запасов, связанные со складскими расходами, с порчей, а также омертвлением денежных средств, которые вложены в запасы, в то время как они могли быть инвестированы, например, в ценные бумаги с целью получения процентного дохода. В силу вышесказанного менеджеру по производству необходимо найти оптимальный объем финансовых ресурсов, вкладываемых в производственные запасы с тем, чтобы минимизировать общие издержки.

При решении задачи управления запасами требуется определить количество заказываемой продукции и сроки размещения заказов. Спрос можно удовлетворить двумя способами:

− путем создания разового запаса на весь рассматриваемый период времени, что приводит к избыточному запасу в единицу времени;

− путем создания запаса для каждой единицы времени, что приводит к недостаточному запасу для всего рассматриваемого периода.

Таким образом, для определения оптимального размера заказа и момента его размещения необходимо минимизировать функцию общих затрат, включающую затраты, связанные с потерями от избыточного запаса и его дефицита.

Рассмотренная модель предназначена для управления запасами изделий одного вида, т.е. является однопродуктовой. Она может с успехом использоваться не только для управления отдельными видами запасов материалов и комплектующих изделий, но и денежными средствами. Применяемая в этом случае формула Баумоля рассмотрена выше.

Однако при управлении запасами, включающими много видов изделий, необходимо использовать многопродуктовую модель, например многоппродуктовая модель с ограничениями на емкость складских помещений при снабжении из различных источников. Эта модель предназначена для системы управления запасами, включающими N (i=1, 2, …, N) видов продукции, которая хранится на одном складе ограниченной площади. Данное условие определяет взаимосвязь между различными видами продукции и включается в модель как ограничение.

Контроль ТМЗ по методу АВС. Согласно методу АВС запасы сырья и материалов делятся на категории по степени важности в зависимости от их удельной стоимости.

  • Категория А включает ограниченное количество наиболее ценных видов ресурсов, которые требуют постоянного скрупулезного учета и контроля (возможно даже ежедневного). Для этих ресурсов обязателен расчет оптимального размера заказа.
  • Категория В составлена из тех видов товарно-материальных запасов, которые в меньшей степени важны для предприятия и которые оцениваются и проверяются при ежемесячной инвентаризации; для ТМЗ этой категории, как и категории А, приемлемы методики определения оптимального размера заказа.
  • Категория С включает широкий ассортимент оставшихся малоценных видов товарно-материальных запасов, закупаемых обычно в большом количестве.

Таким образом, управление запасами – это рационализация запасов произведенных товаров, незавершенного производства, сырья и других объектов деятельности предприятиями с целью уменьшения затрат хранения при обеспечении уровня обслуживания и бесперебойной работы предприятия.

Управление запасами оказывает серьезное воздействие на деятельность организации в целом. С одной стороны, дефицит сырья или готовой продукции может привести к большим убыткам на производстве или потере доли рынка, с другой - перенасыщение складов запасами приводит к их моральному устареванию, порче, а также к неэффективному вложению оборотных средств предприятия. Достаточно сказать, что на производственных предприятиях с неэффективным управлением запасами может быть заморожено до 80% оборотных средств.

Управление запасами можно считать успешным, если в каждый определенный момент времени предприятие располагает необходимым для реализации количеством нужного товара.

Эффективность управления запасами возможна только при:

  • комплексном использовании показателей, учитывающих все факторы, которые влияют на этот процесс;
  • соответствии целям предприятия.

 

Заключение

На любом предприятии  управление оборотным капиталом  необходимо, прежде всего, для определения  эффективности работы предприятия. От использования оборотного капитала зависит, как предприятие должно осуществлять свою работу, при помощи каких средств и  каких источников. Улучшение использования оборотного капитала ведет к ритмичной работе предприятия, а при неэффективном использовании оборотных средств происходит нерациональное использование имеющегося оборотного капитала, что приведет в скором времени к неритмичной работе и ухудшению состояния предприятия.

Любая организация обладает имуществом в виде основного и  оборотного капитала.

Оборотный капитал предприятия состоит из оборотных производственных фондов, которые обслуживают сферу производства, и фондов обращения, назначение которых состоит в обеспечении ресурсами процесса обращения. Оборотные средства совершают непрерывный кругооборот, начиная со стадии закупки материалов для производства и заканчивая стадией реализации товаров.

Источниками формирования оборотных средств являются собственный оборотный капитал, заемные средства и  кредиторская задолженность. При отсутствии одной из частей, источниками выступают другие части оборотного капитала.

Оборачиваемость оборотных средств характеризуется рядом взаимосвязанных показателей: длительностью одного оборота в днях, коэффициентами оборачиваемости и загрузки.

Информация о работе Управление оборотным капиталом