Управление активами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

Управление активами преследует две основные цели: определение структуры расходов и контроль отдачи от вложенных средств. По этой причине такое управление не замыкается в рамках отдела управления активами, а распространяется на все подразделения и направления деятельности предприятия. Так, например, оно затрагивает высшее руководство, которое санкционирует закупки тех или иных ресурсов; бухгалтерию, которая учитывает расходы; собственно подразделения компании, которые обращаются к руководству с просьбами о закупках. Вместе с тем, зачастую, информацией о финансовом состоянии собственной организации не располагает даже сам руководитель, призванный заниматься общехозяйственной деятельностью. Хотя с показателями, дающими возможность определить финансовую устойчивость фирмы, он сталкивается по меньшей мере раз в квартал, подписывая бухгалтерскую отчетность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3
I. Теоретическая часть

1. Экономическая сущность и классификация активов предприятия…..
5
Характеристика активов…………………………………………….
8
Формирование оборотных средств. Управление оборотными средствами……………………………………………………………

11
2. Методы оценки стоимости совокупных активов. Понятие целостного имущественного комплекса…………..………………………

24
3. Оценка эффективности использования активов предприятия………..
28
II. Расчетная часть

1. Общая характеристика ОАО «ОбщепитторгСоюз»…………………..
35
2. Расчет стоимости активов предприятия как ЦИК по балансовому методу……………………………………………………………………….

36
3. Расчет показателей оценки эффективности использования активов предприятия…………………………………………………………………

36
Заключение………………………………………………………………….
41
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансовому менеджменту.docx

— 147.89 Кб (Скачать файл)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Московский Государственный  Университет  Технологий и Управления

 

Кафедра: «Финансы и кредит»

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Финансовый  менеджмент»

на тему: «Управление активами предприятия»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка: Валеева А.Р.

Форма обучения: ЗСФО

Специальность: 0604 (Финансы  и кредит)

Курс: 2

Шифр: 5929

 

Руководитель: Воронина Маргарита                    Валерьевна

 

 

 

 

г. Москва 2011 г.

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………….

3

I. Теоретическая часть

 

1. Экономическая сущность  и классификация активов предприятия…..

5

    1. Характеристика активов…………………………………………….

8

    1. Формирование оборотных средств. Управление оборотными средствами……………………………………………………………

 

11

2. Методы оценки стоимости  совокупных активов. Понятие целостного имущественного комплекса…………..………………………

 

24

3. Оценка эффективности использования активов предприятия………..

28

II. Расчетная часть

 

1. Общая характеристика  ОАО «ОбщепитторгСоюз»…………………..

35

2. Расчет стоимости активов предприятия как ЦИК по балансовому методу……………………………………………………………………….

 

36

3. Расчет показателей оценки эффективности использования активов предприятия…………………………………………………………………

 

36

Заключение………………………………………………………………….

41

Список использованной литературы……………………………………...

42

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одной из основных задач, стоящих  перед крупными промышленными предприятиями, является необходимость обеспечения безопасности и одновременно экономической эффективности работы производственного оборудования. Ключевым моментом при решении этой задачи становится внедрение систем управления производственными фондами и активами. С помощью стратегического, планового подхода к управлению фондами и активами организации могут минимизировать эксплуатационные затраты, повысить надежность оборудования и повысить эффективность организации работ. Данный тезис хорошо определяет актуальность данной курсовой работы.

Таким образом, в данной работе будет рассмотрено управление активами предприятия, что подразумевает  под собой анализ деятельности предприятия  по прибыльному и с минимальным  риском размещению собственных и  привлеченных средств.

Управление активами преследует две основные цели: определение структуры  расходов и контроль отдачи от вложенных  средств. По этой причине такое управление не замыкается в рамках отдела управления активами, а распространяется на все  подразделения и направления  деятельности предприятия. Так, например, оно затрагивает высшее руководство, которое санкционирует закупки тех или иных ресурсов; бухгалтерию, которая учитывает расходы; собственно подразделения компании, которые обращаются к руководству с просьбами о закупках. Вместе с тем, зачастую, информацией о финансовом состоянии собственной организации не располагает даже сам руководитель, призванный заниматься общехозяйственной деятельностью. Хотя с показателями, дающими возможность определить финансовую устойчивость фирмы, он сталкивается по меньшей мере раз в квартал, подписывая бухгалтерскую отчетность.

По моему мнению, степень  финансовой устойчивости должна лечь в основу при выработке им стратегических управленческих решений.

В данной работе я рассмотрю  классификацию и экономическую  сущность активов, методы их оценки, а  также проанализирую эффективность  использования активов предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретическая часть

1. Экономическая  сущность и классификация активов  предприятия

 

Для осуществления хозяйственной  деятельности предприятие должно располагать  определенным имуществом, либо на правах собственности либо на правах владения (аренды)

Активы  предприятия – это собственность предприятия, имеющая денежную стоимость и отражаемая в активе баланса. Активы предприятия – это деньги, счета дебиторов, оборотные фонды, основной капитал и нематериальные активы.

АКТИВЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

а) материальные

б) нематериальные

в) финансовые

а) внеоборотные

б) оборотные

а) ликвидные

б) неликвидные


1. По формам функционирования активы бывают:

а) материальные, т.е. имеющие материально-вещественную форму:

- основные средства;

- незавершенное строительство  (фактические производственные затраты  в строительство и монтаж отдельных  объектов, эксплуатация которых  еще не началась и поэтому  амортизация не начисляется);

- доходные вложения в  материальные ценности;

- оборудование к монтажу;

- производственные запасы  сырья и полуфабрикатов;

- незавершенное производство;

- запасы готовой продукции.

б) нематериальные активы. Их особенность в том, что не имеют вещественной формы. Это приобретенные предприятием за плату патенты, лицензии, товарные знаки, торговые марки (право на исключительное использование фирменного наименования), право по использованию земли, природных ресурсов, производственной информации, оплата брокерских мест, «ноу-хау», «гудвил» (разница между рыночной и балансовой стоимостью предприятия как имущественного комплекса, возникающая из-за возможности получения более высокой нормы прибыли по сравнению со среднеотраслевым уровнем за счет использования эффективных форм управления, применения новых технологий). По нематериальным активам начисляется амортизация и списывается аналогично основным средствам. Предприятие самостоятельно определяет срок полезного использования объекта нематериального актива (пока он приносит доход), и значит норму износа. Если невозможно оценить срок полезного использования, то норма износа принимается равной 20% или 5 годам.

в) финансовые активы:

- денежные средства в  национальной и иностранной валюте;

- дебиторская задолженность  во всех формах;

- краткосрочные и долгосрочные  финансовые вложения (долевое участие  в уставном капитале других  предприятий):

- акции, облигации;

- долгосрочные займы другим  предприятиям (t>12 мес.);

- инвестиции в независимые  предприятия.

2. По характеру участия в хозяйственном процессе и скорости оборота активы бывают:

а) оборотные (текущие) – обслуживают текущие производственно-коммерческую деятельность предприятия и полностью потребляют в течение одного цикла; это имущественные ценности со сроком использования до 1 года и стоимостью не менее 10 тыс. руб. К ним относятся:

- производственные запасы;

- незавершенное производство;

- готовая продукция к  реализации;

- денежные средства;

- дебиторская задолженность;

- краткосрочные финансовые  вложения;

- расходы будущих периодов.

б) внеоборотные активы – имущественные ценности предприятия, многократно участвующие в производственном процессе и переносящие свою стоимость на себестоимость готовой продукции частями ( срок их службы более 1 года и стоимость не более 15 min окладов). Это:

- основные средства;

- нематериальные активы;

- незавершенные капитальные  вложения;

- оборудование к монтажу;

- доходные вложения в  материальные ценности (имущество,  приобретенное для передачи в  лизинг);

- долгосрочные финансовые  вложения.

3. По степени ликвидности:

а) ликвидные – группа активов предприятия, которая быстро может быть превращена в денежные средства без ощутимых потерь своей балансовой стоимости с целью своевременного погашения обязательств:

- денежные активы в  различным формах;

- краткосрочные финансовые  вложения;

- дебиторская задолженность  кроме безнадежной;

- запасы готовой продукции,  предназначенной к реализации.

б) неликвидные активы могут быть конверсированы в денежную форму лишь по истечении значительного времени:

- основные средства;

- незавершенные капитальные  вложения;

- оборудование к установке;

- нематериальные активы;

- долгосрочные финансовые  вложения;

- безнадежная дебиторская  задолженность;

- расходы будущих периодов.

Последние две позиции  относятся к оборотным активам.

Управление  активами - деятельность коммерческой организации по прибыльному (с минимальным риском) размещению собственных и привлеченных средств.

Выделяют управление текущими активами, управление оборотными средствами, превращение ликвидных активов  в факторы производства, управление фиксированными активами (основными  средствами), управление нематериальными  активами.

Главная цель системы  управления активами - добиться наивысших конечных результатов при рациональном использовании всех видов активов.

 

1.1. Характеристика активов

 

Нематериальные активы – активы предприятия, не имеющие вещественной формы, но принимающие участие в хозяйственной деятельности. К данному виду активов относятся:

- деловая репутация фирмы – «гудвилл». Гудвилл – это в широком смысле преимущества, которые получает компания при покупке уже существующего предприятия. Эти преимущества могут быть связаны с наличием постоянно клиентуры, выгодным географическим положением, квалифицированной командой менеджеров и т.д. Гудвилл возникает в момент покупки и появляется только в балансе покупателя как разница между покупной ценой (стоимостью предприятия в целом) и суммой его отдельных активов за вычетом обязательств;

- патенты, авторские права и торговые марки;

- права собственности на арендованное имущество и его усовершенствование;

- права на разработку и затраты на разработку природных ресурсов;

- формулы, технологии и образцы (например, программное обеспечение);

- ноу-хау – совокупность технических, технологических, управленческих, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, описания. Накопленного производственного опыта, являющихся предметом инноваций, но не запатентованных.

- товарный знак – эмблема, рисунок, символ, зарегистрированные в установленном порядке, служащие для отличия товаров данного изготовления и других аналогичных товаров;

- лицензии;

- другие аналогичные виды имущественных ценностей организации.

В последнее время для  предприятия все большее значение приобретает такой вид имущества  как нематериальные активы. Это обусловлено  бурно развивающимися процессами поглощения одних предприятий другими, существенными  изменениями в технологии производства товаров и услуг, возрастанием роли информационных технологий.

Использование нематериальных активов в экономическом обороте  дает возможность современному предприятию  изменить структуру своего производственного капитала.

 

Основные средства – это часть имущества предпринимательской фирмы, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

Основные средства отражаются в бухгалтерском учете по их первоначальной стоимости, т.е. по сумме затрат на их изготовление или приобретение, на транспортировку, монтаж и других затрат, связанных с вводом в действие основных фондов. Первоначальная стоимость  основных средств определяется по формуле:

 где

Зоб – стоимость приобретаемого объекта;

Зт – затраты на транспортировку;

Зм – затраты по монтаж или на строительные работы.

К основным средствам относятся  здания, сооружения, рабочие и силовые  машины и оборудование, измерительные  и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и  принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные  дороги и другие основные средства.

Информация о работе Управление активами предприятия