Сущность государственное регулирование оплаты труда в бюджетных отраслях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 18:42, контрольная работа

Краткое описание

Государственные и муниципальные учреждения, деятельность которых финансируется за счет бюджета, имеются практически во всех отраслях экономики. К ним, в первую очередь, относятся организации социальной сферы – образования, здравоохранения, науки, культуры и искусства, социальной защиты населения. При этом в отраслях бюджетной сферы занято более 15 млн. человек. Уровень же оплаты труда бюджетников, даже, несмотря на его регулярное повышение, остается крайне низким. По данным Минтруда, на сегодняшний день средняя заработная плата работников культуры и искусства превышает прожиточный минимум лишь в 1,53 раза, работников образования – в 1,58, работников здравоохранения – в 1,68 раза.

Вложенные файлы: 1 файл

осн.docx

— 26.74 Кб (Скачать файл)

Введение 

 

В современных  рыночных отношениях правовое содержание оплаты труда определяется экономическими факторами, где функционируют два  собственника: работодатель – собственник средств производства, нуждающийся в рабочей силе, и гражданин – собственник рабочей силы, нуждающийся в получении денежной суммы за ее использование. Независимо от того, кто выступает в роли работодателя – организация (юридическое лицо), физическое лицо или государство, возникающие между ними отношения являются отношениями трудового найма и представляют собой предоставление гражданином своей силы в обмен на определенную денежную сумму, материальные или социальные блага.

Предоставление  партнерам на рынке труда полной свободы  самостоятельно устанавливать размер оплаты труда – одно из объективных требований рыночной экономики. При этом месячная оплата труда работника, полностью отработавшего определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда.

Переход к рыночным отношениям наиболее болезненно задел  в части оплаты труда бюджетную  сферу. Суть отрицательных моментов заключается в следующем:

- переход к рыночной экономике  привел к снижению реальной  заработной платы во всех отраслях  бюджетной сферы;

- значительно снизилось соотношение  средней заработной платы и  прожиточного минимума, таким образом  труд бюджетных работников в  достаточной мере не оценивается;

- возникла неестественная  социально-экономически неоправданная  дифферинциация заработной платы  между отдельными группами работающих.

Если исходить из того, что уровень оплаты труда должен отражать стоимость (цену) рабочей силы, то необходимо добиваться такого положения, чтобы заработная плата работников, особенно бюджетной организации, обеспечивала не только удовлетворение физиологических потребностей (как это весьма широко распространено в настоящее время), но и потребностей работника и его семьи, вызванных социальными и культурными условиями формирования и развития работников наемного труда.

Государственные и муниципальные  учреждения, деятельность которых финансируется  за счет бюджета, имеются практически  во всех отраслях экономики. К ним, в  первую очередь, относятся организации социальной сферы – образования, здравоохранения, науки, культуры и искусства, социальной защиты населения. При этом в отраслях бюджетной сферы занято более 15 млн. человек. Уровень же оплаты труда бюджетников, даже, несмотря на его регулярное повышение, остается крайне низким. По данным Минтруда, на сегодняшний день средняя заработная плата работников культуры и искусства превышает прожиточный минимум лишь в 1,53 раза, работников образования – в 1,58, работников здравоохранения – в 1,68 раза.

Очевидно, что обеспечение существенного  роста оплаты труда  работников бюджетной  сферы и приближение размеров минимальной  заработной платы к  прожиточному минимуму является первоочередной задачей государства.

Однако в любом случае конкретные условия оплаты труда в каждом из учреждений должны быть определены в принятых в установленном порядке коллективных договорах, в которых фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию предприятий; соглашениях и (или) локальных нормативных актах (положениях по оплате труда, положениях о премировании, положениях по осуществлению отдельных дополнительных выплат).

  1. Сущность государственное регулирование оплаты труда в бюджетных отраслях

 

Теория  рыночной экономики рассматривает  рынок труда в  системе  рынков экономических ресурсов. Вместе с тем важно учитывать, что труд обладает существенными отличиями от других экономических ресурсов. Это обусловлено психологическими, социальными и политическими аспектами трудовой деятельности, которые предопределяют особую роль рынка труда в системе социальных отношений и особое внимание, которое уделяется ему со стороны государства.     

Государство как субъект социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодателя, защитника прав граждан и организаций, работодателя, посредника и арбитра при трудовых спорах.     

В каждой стране есть система общегосударственных органов по вопросам труда, занятости и социальной политики. Они разрабатывают нормативные документы по:     

- условиям труда во всех организациях;      

- соотношениям в оплате труда  в государственных организациях  и в учреждениях (так называемая  бюджетная сфера);     

- управлению занятостью населения;      

- пенсионному обеспечению;     

- помощи безработным, инвалидам  и малообеспеченным слоям населения;      

- организации взаимоотношений  представителей работодателей и  работополучателей.     

Минимальными  государственными критериями в оплате труда  являются: минимальная заработная плата, Единая тарифная сетка рабочего персонала республики и тарифная ставка первого разряда, которая устанавливается правительством страны.     

Оплата труда (заработная плата) – это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода, зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала.

Другими словами, заработная плата – это совокупность вознаграждений в денежной или натуральной форме, полученных работниками за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время. Поскольку источником выплаты заработной платы является национальный доход, то величина фонда заработной платы трудового коллектива, каждого работника должна быть поставлена в прямую зависимость от достигнутых конечных результатов.

Минимальная заработная плата (месячная, почасовая) в  настоящее время выполняет  функцию минимальной оплаты труда  в сфере трудовых отношений и обеспечивает социальную защиту персонала. Минимальная заработная плата - это минимальный социальный стандарт в сфере оплаты труда в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда.      

Размер  минимальной заработной платы ежегодно с января устанавливает правительство страны, исходя из показателей величины бюджета государства, утвержденного на очередной финансовый год, и размера среднемесячной заработной платы. Правительство определяет соотношение между размером минимальной заработной платы и социальными нормативами (бюджетом прожиточного минимума, а в дальнейшем - минимальным потребительским бюджетом), обеспечивая при этом ежегодное поэтапное сближение их параметров.     

В настоящее время бывшие функции  минимальной заработной платы возложены на категорию «базовая величина». Штрафы, надбавки к заработной плате и др. исчисляются исходя из величины последней.     

Правительство регулирует Единую тарифную сетку (ЕТС), которая является для организаций различных форм собственности основой для определения уровня оплаты труда различных категорий работников производственной и бюджетной сферы. Тарифные сетки представляют собой ряд тарифных коэффициентов, соответствующих определенному числу установленных для данной отрасли разрядов. Тарифные коэффициенты показывают, насколько ставка какого-либо разряда выше ставки первого разряда, определяя тем самым соотношение в оплате труда разной сложности.     

В настоящее время в реальном секторе  экономики организациям предоставлено право самостоятельно устанавливать тарифные ставки, исходя из эффективности их работы.     

Государственное управление оплатой труда включает доплаты к  тарифным ставкам за работу в ночные смены, сверхурочные работы, праздничные и выходные дни, вредные условия производства, а также персональные надбавки для персонала бюджетной сферы, в том числе для персонала науки.

 

2. Анализ государственного управления оплаты труда работников МОУ  «Средняя общеобразовательная школа №9»  

 

Как и в других бюджетных системах, организация оплаты труда работников муниципального общеобразовательного учреждения основывается на утвержденном Положении об оплате труда.

Положение об оплате труда работников муниципального общеобразовательного учреждения разработано в соответствии с постановлением  Правительства   РФ от 11.11.2008 № 420 «О введении систем оплаты труда работников органов бюджетной сферы» и включает в себя:

- рекомендуемые минимальные размеры  окладов работников муниципального  общеобразовательного учреждения  по профессиональным квалификационным  группам (далее - ПКГ);

- условия осуществления и размеры  выплат компенсационного характера  работников, а также рекомендуемые  размеры повышающих коэффициентов  к окладам и иные выплаты  стимулирующего характера.

Оплата труда работников учреждения, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени, производится пропорционально отработанному времени. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, занимаемой в порядке совместительства, производится раздельно по каждой из должностей.

Конкретные  размеры должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера работников учреждений устанавливаются  в каждом учреждении в пределах фонда оплаты труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации этого учреждения.

Заработная  плата работника учреждения предельными  размерами не ограничивается.

Фонд оплаты труда работников муниципального общеобразовательного учреждения формируется из базовой части, компенсационной и стимулирующей части.

Базовая часть  формируется из средств на оплату должностных окладов (ставок заработной платы), которые определяются на предстоящий финансовый год (из расчета на 12 месяцев), исходя из штатного расписания и тарификационных списков общеобразовательного учреждения по состоянию на 1 сентября соответствующего учебного года и средств на выплату доплат и надбавок компенсационного характера. Рекомендуемое значение средств на выплату доплат и надбавок компенсационного характера для общеобразовательных учреждений составляет 25 % средств, предусмотренных на оплату должностных окладов (ставок заработной платы).

Должностной оклад рассчитывается по формуле:

До = Бе х Бк х (1 + Кст + Ккв + Ксп + Кут + Купр),

где: До - должностной оклад (ставка заработной платы);

Бе - базовая единица;

Бк - базовый коэффициент.

Повышающие  коэффициенты:

Кст - коэффициент стажа педагогической работы;

Ккв - коэффициент квалификации (за наличие почетных званий Российской Федерации, ученых степеней, квалификационных категорий);

Ксп - коэффициент специфики работы;

Кут - коэффициент условий труда (за неблагоприятные условия труда, работу в сельской местности);

Купр - коэффициент масштаба и уровня управления.

Базовый коэффициент  определяется по формуле: 

Бк = (1 + К) : 2,

где: К - показатель отклонения фактической наполняемости классов от базовой наполняемости классов (далее – показатель К).

К определяется по формуле: К = ФН кл: БН кл,

где: ФН кл - фактическая наполняемость классов.

БНкл - базовая наполняемость классов.

Базовая наполняемость классов:

- 25 учащихся  – в общеобразовательных учреждениях,  расположенных  в городах и  поселках городского типа;

- 14 учащихся  – для общеобразовательных учреждений, расположенных  в сельской местности;

- 12 учащихся  – в коррекционных классах  общеобразовательных учреждений, расположенных в городах, поселках городского типа и сельской местности. 

Базовый коэффициент муниципального общеобразовательного учреждения определяется по состоянию на начало соответствующего учебного года - 1 сентября. В случае изменения численности обучающихся в общеобразовательном учреждении на конец соответствующего финансового года более чем на 10 % от численности обучающихся на начало учебного года, значение базового коэффициента пересчитывается в соответствии с настоящим пунктом.

Средняя фактическая  наполняемость классов по общеобразовательным  учреждениям рассчитывается путем  деления фактической численности  обучающихся в учреждении на фактическое число классов.

Размер фактической  средней наполняемости классов  и размер базового коэффициента определяется с точностью до двух десятичных знаков после запятой.

Для специалистов (кроме учителей) при определении  значения «К» берется средняя наполняемость классов по общеобразовательному учреждению, если специалист работает со всем контингентом обучающихся в общеобразовательном учреждении, либо средняя наполняемость класса по той группе классов, с которой работает данный специалист.

Для учителей при  определении значения «К» берется фактическая наполняемость класса, в котором преподает данный учитель.  

Информация о работе Сущность государственное регулирование оплаты труда в бюджетных отраслях