Оценка эффективности внедрения системы бюджетирования на примере ООО «Строй Инжиниринг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение методики планирования и контроля за результатом финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия посредством бюджетирования. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- уточнить сущность бюджетирования деятельности хозяйствующего субъекта в условиях трансформационной экономики;
- провести анализ и систематизировать виды бюджетов промышленного предприятия по основным классификационным признакам;
- рассмотреть методики оценки существующей системы бюджетирования хозяйственной деятельности предприятий;
- провести анализ финансового состояния ООО «Строй инжиниринг» за 2006 год;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И СОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Основы концепции разработки бюджета предприятия 5
1.2. Практические аспекты разработки бюджетов на промышленных предприятиях 11
1.3. Методики оценки существующей системы бюджетирования хозяйственной деятельности предприятия и особенности разработки бюджета 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «СТРОЙ ИНЖИНИРИНГ» 29
2.1. Общая характеристика предприятия 29
2.2. Общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса ООО «Строй Инжиниринг» 33
2.3. Анализ финансового состояния предприятия 43
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТА ООО «СТРОЙ ИНЖИНИРИНГ» 80
3.1. Бизнес-прогнозы для расчета бюджета предприятия 80
3.2. Разработка бюджета продаж ООО «Строй Инжиниринг». 92
3.3. Оценка эффективности внедрения системы бюджетирования на примере ООО «Строй Инжиниринг» 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 109

Вложенные файлы: 1 файл

финансовое состояние.doc

— 2.60 Мб (Скачать файл)




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях хозяйствования промышленные предприятия России вынуждены искать более эффективные методы контроля за результатом финансово-хозяйственной деятельности, используя весь арсенал инструментов финансового менеджмента, одним из которых является бюджетирование – краткосрочное финансовое планирование.

Необходимо отметить, что бюджетное планирование, представляющее собой процесс подготовки отдельных бюджетов по структурным или функциональным подразделениям организации, разработанных на основе утвержденных высшим руководством программ, трактуется специалистами более широко, чем процесс составления сметы. Бюджетирование рассматривается как целостная система выбора тактических целей планирования на уровне предприятия в рамках принятой стратегии, разработки планов (смет затрат и доходов) будущих операций и контроля исполнения этих планов, т. е. по сути как система внутреннего финансового управления.

Основная задача бюджетирования заключается в повышении эффективности работы предприятия на основании целевой ориентации и координации всех событий, охватывающих изменение хозяйственных средств и их источников, выявлении рисков и снижении их уровня, а также повышении гибкости в функционировании экономического субъекта. Следует отметить, что формирование бюджета предприятия является основным инструментом краткосрочного финансового планирования, определяющим источники и направления использования денежных средств. При этом бюджет (финансовый план действий), являясь методом регулирования экономики предприятия, позволяет не только управлять финансами, но и гармонизировать отношения как внутри хозяйствующего субъекта, так и с внешней средой.

Вопросы бюджетирования финансово-хозяйственной деятельности рассматривали в своих трудах зарубежные экономисты (Г. Андерсон, Р. Брейли, Э. Джонс, Д. Ирвин, Т. Карлин, С. Майерс, А. МакМин, Ш. Миллз, Б. Нидлз, Дж. Сигел, Хан Д., Дж. Шим и др.), явившиеся основоположниками важнейшего раздела финансового менеджмента. В последнее десятилетие данная проблема заинтересовала и российских ученых (Е.А. Ананькина, И.А. Баев, И.Т. Балабанов, И.А. Бланк, Е.В. Быкова, И.М. Волков, О.Н. Волкова, Н.Г. Данилочкина, А.М. Карминский, В.В. Ковалев, Т.Б. Крылова, Е.Н. Логачева, О.Е. Николаева, Н.И. Оленев, Ю.Б. Пронин, В.Н. Самочкин, В.М. Семенов, Е.С. Стоянова, С.А. Терехова, А.В. Чернов, С.М. Шапигузов, А.Д. Шеремет, Т.В. Шишкова и др.), поскольку комплексное финансовое планирование позволяет предприятиям «выжить» в современных жестких условиях рыночных отношений.

Однако внедрение системы бюджетирования финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий связано с рядом проблем:

• отсутствием единообразия в методологии и методике комплексного финансового планирования, учета и анализа экономических показателей;

• разнообразием методических подходов к составлению прогнозного бухгалтерского баланса, выступающего индикатором перспектив финансового состояния экономического субъекта;

• раличием специфических особенностей при формировании бюджета предприятия в зависимости от его масштабов и направления деятельности.

В этой связи весьма актуальной является проблема разработки и внедрения бюджетирования, позволяющего планировать и контролировать экономический результат деятельности промышленного предприятия непосредственной увязке с принципами и методами бухгалтерского учета.

Целью данной работы является рассмотрение методики планирования и  контроля за результатом финансово-хозяйственной  деятельности промышленного предприятия  посредством бюджетирования. Для  достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- уточнить сущность бюджетирования деятельности хозяйствующего субъекта в условиях трансформационной экономики;

- провести анализ и систематизировать виды бюджетов промышленного предприятия по основным классификационным признакам;

- рассмотреть методики оценки существующей системы бюджетирования хозяйственной деятельности предприятий;

- провести анализ финансового состояния ООО «Строй инжиниринг» за 2006 год;

- разработать бюджет продаж для анализируемого предприятия и оценить эффективность внедрения системы бюджетирования.

Объектом исследования является ООО «Строй Инжиниринг».

Предметом исследования является процесс финансового планирования и составления бюджета на промышленном предприятии.

Теоретическую и методологическую основы дипломной работы составляют законодательные акты РФ, указы Президента РФ, постановления правительства РФ, инструкции и методические материалы Министерства финансов, Министерства имущественных отношений, ФСФО,  других министерств и ведомств, труды отечественных и зарубежных экономистов (Бланк И.А., Ковалев В.В., Хорн В., Коллас Б. и др.), экономическая и правовая литература.

Информационную базу исследования составили документы  и материалы органов государственной  власти и управления, законодательные и нормативные акты РФ и ее субъектов по вопросам финансов предприятий, материалы и данные периодической печати, монографическая и другая научная литература по теме дипломной работы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И СОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Основы концепции разработки бюджета предприятия

Одной из главных функций  управления промышленным предприятием является планирование его деятельности с последующим контролем за реализацией  принятых планов. Следует отметить, что если в условиях социалистической системы управления основой методологии планирования являлась его централизация по принципу «сверху вниз», то для рыночных отношений основным требованием эффективного управления выступает планирование согласованной работы всех подразделений предприятия в целях организации эффективного поступления и использования его активов, обеспечивающее динамичное развитие бизнеса. Существенное возрастание роли внутрифирменного планирования в условиях рыночных отношений связано с тем, что потенциальные инвесторы решаются на финансирование предприятия, только тщательно взвесив все возможные риски, и останавливаются на предполагаемом варианте производства конкурентоспособной продукции на основе поиска, оценки и отбора всех возможных альтернатив оптимального использования ограниченного количества ресурсов.

Оперативное планирование работы предприятия и последующий  контроль исполнения плановых заданий  невозможны без формирования бюджета, как основного инструмента гибкого управления, обеспечивающего высшее руководство точной, полной и своевременной информацией о реализации мероприятий по достижению целей развития хозяйствующего субъекта. Несмотря на то, что термин «бюджет», происходящий от французского слова «bougett», означающего «кожаная сумка», первоначально употреблялся в Англии с 1870 года как название документа, заключавшего в себе утвержденный парламентом план доходов и расходов государства [16, с. 184], применительно к отдельному экономическому субъекту «бюджет» рассматривается как метод учета, позволяющий сравнивать фактические результаты с плановыми показателями, а также как эффективный инструмент для принятия решений, с помощью которого высшие менеджеры предприятия обеспечивают наиболее рациональное использование имущества собственников.

Термин «бюджет» в  последние годы занял прочное  место в работах российских экономистов. Так, Е.С. Стоянова рассматривает бюджет предприятия как «…количественное воплощение плана, характеризующее  доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей…» [39, с. 411], что практически совпадает с мнением практикующих американских бухгалтеров.

Следует отметить, что  российские экономисты постоянно подчеркивают, что бюджет как инструмент управления экономикой предприятия позволяет научиться не только управлять финансами, но и регулировать отношения как внутри хозяйствующего субъекта, так и с внешней средой. Согласно концепции В.Н. Самочкина, бюджет «…представляет собой выраженные в конкретных показателях цели, альтернативы достижения целей, последствия воздействия альтернатив на цели, фактические результаты реализации управленческих решений, отклонения от запланированных результатов…» [38, с. 200].

Трудности становления  прогнозирования и планирования на предприятиях в настоящее время обусловлены как современной законодательной базой, так и тем, что решения, принятые в сфере прогнозирования и планирования не всегда имеют достаточное научное и правовое обоснование, экономическая модель прогнозирования и планирования окончательно не определена, а конкретный механизм прогнозирования, анализа, инвестиционной политики нуждается в коррективах.

Методология анализа  результатов деятельности предприятий, а также прогнозирование и  планирование финансового состояния как важнейшие элементы менеджмента становятся на российских предприятиях особой сферой специальных прикладных исследований, поскольку рыночные условия требуют достоверной, надежной информации для хозяйствующих субъектов.

Сущность прогнозирования и планирования на предприятиях заключается в том, что:

- прогнозирование и планирование выступают как непрерывный процесс принятия управленческих решений, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются цели и задачи развития предприятия; определяются стратегия и политика их достижения: разрабатываются детальные планы, в которых скоординировано выполнение показателей, отражающих самые различные аспекты развития экономики предприятия;

- реализация выбранной альтернативы происходит на основе решений, принимаемых сегодня;

- бизнес имеет дело с выбором возможной альтернативы развития из множества вариантов;

- исходной посылкой прогнозирования и планирования являются принципы единства, участия, непрерывности, гибкости, точности, позволяющие обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы группы лиц (собственников, менеджеров, администрацию региона, и т.д.);

В рамках рыночной системы  главным координатором действий ее участников являются цены.  Они  определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров. Хозяйствующие субъекты, как участники рыночной системы подчиняются ценовому механизму, закону спроса и предложения, не имея возможности игнорировать его действие.

Но подчиняясь законам  рынка, предприятия стремятся к  самостоятельному принятию решений, их поведение, как правило, является осознанным. Планирование используется во внутренней среде хозяйствующих субъектов, где механизмы планирования являются преобладающими, и в сфере хозяйственных субъектов рыночной деятельности, где наряду с рыночными инструментами, механизмами работают механизмы планирования.

Планирование на предприятии  – это управленческая деятельность, отражаемая в планах и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени.

Основные принципы планирования – это: единство  (планирование должно носить системный характер); непрерывность (процесс планирования носит постоянный характер, планы непрерывно сменяют друг друга); гибкость (способность изменять свою направленность); точность; участие (процесс планирования должен привлекать всех, кого он непосредственно касается)

Планирование деятельности предприятия основано на том, что  во внутренней его среде механизм цен почти полностью вытеснен решениями предпринимателей и менеджеров, которые осознанно определяют основные направления и параметры внутрифирменной деятельности. Следовательно, внутренняя природа компании в целом базируется на системе плановых решений. Поведение работников предприятия оказывается под контролем управляющих.

Применяя планирование, компания избегает тех издержек, которые она имела бы, если все действия внутри нее совершались на основе купли-продажи, поскольку любой торговой сделке сопутствуют трансакционные издержки: затраты на поиски покупателя и/или продавца, проведение переговоров о предмете сделки, оплата услуг консультантов и т.п., не говоря уже о налоговых последствиях. Ликвидируя отношения купли-продажи, предприятие устраняет излишние затраты.

Любое предприятие не может отказаться от планирования, поскольку оно тогда не способно понимать будущие задачи, не может рассматривать хозяйствование как единый непрерывный процесс, где текущие действия органически связаны с будущими, теряет ориентацию в хозяйственном мире, руководствуется лишь краткосрочными интересами и не представляет самого смысла происходящих событий, не в состоянии определить основные потребности рынка, оказывается в более слабой позиции по сравнению с теми участниками рыночной деятельности, которые уделяют планированию должное внимание.

Применение планирования функционирования предприятий и  их деловых отношений обеспечивает важные преимущества: открывает возможность  использования будущих благоприятных  условий;  конкретизирует появляющиеся проблемы; подготавливает компанию к внезапным изменениям внешней среды; стимулирует   управляющих   к   практической реализации принятых решений; помогает улучшить координацию действий в рамках организации; создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров; увеличивает возможности в обеспечении компании необходимой информацией; способствует более эффективному распределению ресурсов; обеспечивает формализацию обязанностей и ответственности сотрудников; улучшает организацию контроля в рамках предприятия.

Информация о работе Оценка эффективности внедрения системы бюджетирования на примере ООО «Строй Инжиниринг»