Оценка стоимости бизнеса как инструмент финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

Оценка стоимости бизнеса для целей финансового менеджмента на примере ОАО "Ростелеком"

Вложенные файлы: 1 файл

1 Теоретические основы оценки стоимости бизнеса.docx

— 428.97 Кб (Скачать файл)

       1 Теоретические основы оценки  стоимости бизнеса

    1. Понятие и содержание оценки стоимости бизнеса в системе финансового менеджмента
 

       Традиционные  модели финансового менеджмента  страдают тем, что в них отсутствуют  взаимосвязанные критерии и целевые  нормативы эффективности, и поэтому  сложно оценить воздействие каждого  отдельного параметра системы на бизнес в целом. В практике финансового  менеджмента успешно зарекомендовали  себя и продолжают использоваться Дюпоновская система интегрального анализа эффективности использования активов, показатели прибыли на акцию, рентабельности собственного капитала, доходности чистых активов и др. Однако данные показатели обладают существенным недостатком, который заключается в использовании ретроспективных данных. Поэтому основное преимущество концепции финансового менеджмента, ориентированной на стоимость бизнеса, заключается в том, что показатель стоимости является тем обобщающим критерием, на основании которого можно оценить эффективность деятельности предприятия, а также качество принятых управленческих решений. Оценка бизнеса позволяет определить наиболее эффективное вложение средств с точки зрения максимизации дохода собственника капитала и реализации основной целевой установки финансового менеджмента. 

         Оценка бизнеса в системе финансового  менеджмента выполняет две основные  функции: 

         объединение данных о деятельности  предприятия, отражающих эффективность  накопления и распределения финансовых  ресурсов; отражение интересов собственников  капитала как ключевого субъекта  системы финансового менеджмента.  

         Теория оценки недвижимости рассматривает  возможность применения трех  подходов при определении рыночной  стоимости: с точки зрения затрат, сравнения аналогов продаж и  с точки зрения приносимого  объектом дохода. Возможность и  целесообразность применения каждого  из них, а также выбор методики  расчетов определяются в каждом  случае отдельно исходя из  многих факторов, в том числе  специфики объекта оценки и  вида определяемой стоимости. 

         Определение стоимости бизнеса  для целей финансового менеджмента  — это сложная методологическая  проблема, первым этапом на пути  ее решения является выбор  вида стоимости. С точки зрения  теории предельной полезности  стоимость бизнеса определяется  потоком дохода как проявлением  востребованной со стороны собственников  капитала полезности, имеющей денежное  выражение. Данное утверждение  позволяет выделить особенность  бизнеса как объекта оценки  и управления, которая заключается  в том, что бизнес обладает  стоимостью, не будучи напрямую  вовлеченным в процесс обмена, в отличие от других объектов  оценки. Вне рынка, формируемого  спросом и предложением, где ценность  объекта приобретает денежное выражение, нет возможности судить о стоимости объекта оценки, отличного от бизнеса. Поскольку полезность бизнеса изначально имеет денежное выражение, его стоимость может быть определена как в ходе сделки купли-продажи, так и путем анализа его доходности. 

         Затраты на создание бизнеса  могут оказывать влияние на  формирование его стоимости в  случае, когда бизнес рассматривается  как объект купли-продажи и  у потенциального покупателя  есть альтернативная возможность  получения аналогичной полезности  путем создания компании-аналога.  

         Поскольку основной задачей финансового  менеджмента является обеспечение  наиболее эффективного использования  финансовых ресурсов предприятия  в разрезе основных направлений  деятельности, то в данном аспекте  целесообразно использовать следующее  определение стоимости бизнеса:  стоимость бизнеса — это денежный  эквивалент востребованной полезности  бизнеса, выраженной в его способности  генерировать доход для группы  заинтересованных лиц. Выбор вида  стоимости, используемого для  целей финансового менеджмента,  базируется на следующих критериях:  способ генерации дохода и  субъект системы финансового  менеджмента. 

         С позиции способа генерации  дохода выделяют такие виды  стоимости, как стоимость действующего  предприятия, рыночная стоимость  и ликвидационная стоимость, которые  предполагают получение дохода  соответственно от основной деятельности, продажи бизнеса либо реализации  его активов по отдельности. 

         С позиции субъекта финансового  менеджмента выделяют два вида  стоимости:

       • стоимость для акционеров (Shareholder value) — вид стоимости, отражающий интересы собственника бизнеса (держателя акций);

       • стоимость для всех заинтересованных групп (Stakeholder value) — вид стоимости, отражающий интересы всех заинтересованных в деятельности предприятия сторон (например, менеджмента компании, трудового коллектива, контрагентов). 

    1. Оценка  стоимости бизнеса для целей  финансового менеджмента
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ОАО «Ростелеком» 

       Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» зарегистрировано в 2006 году в городе Санкт-Петербург. Штаб-квартира компанни находится в Москве.

       В своем нынешнем виде компания существует с апреля 2011 года, когда к национальному оператору дальней связи ОАО «Ростелеком» присоединились межрегиональные компании связи ОАО «ЦентрТелеком», ОАО «Северо-Западный Телеком», ОАО «Южная телекоммуникационная компания», ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «Уралсвязьинформ», ОАО «Сибирьтелеком», ОАО «Дальсвязь» и ОАО «Дагсвязьинформ».

       Объединенная  компания продолжила свою деятельность под брэндом «Ростелеком» («Российские  телекоммуникации»), который по данным исследовательского холдинга «РОМИР», является одним из самых сильных национальных брэндов, и входит в Top-10 по уровню доверия населения России.

       «Ростелеком»  стал обладателем комплекса государственных  лицензий, позволяющих оказывать  широкий спектр телекоммуникационных услуг во всех регионах Российской Федерации. Компания располагает самой большой магистральной сетью связи суммарной протяженностью около 500 тыс. км и уникальной инфраструктурой доступа к 35 млн. российских домохозяйств.

       Различными  услугами компании сегодня пользуются более 100 млн. жителей России.

       В рамках государственно-частного партнерства по созданию «электронного правительства» «Ростелеком» выступает в роли долгосрочного инвестора.

       Основным  акционером ОАО «Ростелеком» является государство, которое через ОАО  «Связьинвест», Агентство по страхованию вкладов и Внешэкономбанк контролирует 53,2% обыкновенных акций компании.

       Ценные  бумаги ОАО «Ростелеком» торгуются  на крупнейших российских биржах РТС и ММВБ (RTKM, RTKMP), а также в электронной системе внебиржевой торговли OTCQX (тикер: ROSYY) в США.

       Компания  обладает международным кредитным  рейтингом агентства Standard&Poor's на уровне «BB+» с уровнем прогноза «Стабильный».

         «Ростелеком» имеет статус единственного исполнителя по ряду мероприятий Федеральной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 годы)», в том числе единственным исполнителем работ по эксплуатации инфраструктуры «электронного правительства» — единым национальным оператором инфраструктуры «электронного правительства». 
 
 
 
 

 

Таблица 2.1.1 - Структура имущества и источников его формирования 

Показатель Значение  показателя Изменение за анализируемый период
в тыс. руб. в % к валюте баланса тыс. руб. 
(гр.5-гр.2)
± % 
((гр.5-гр.2) : гр.2)
30.06.2008 31.12.2008 – 30.06.2010 (в среднем) 31.12.2010 30.06.2011 на начало 
анализируемого 
периода 
(30.06.2008)
на конец 
анализируемого 
периода 
(30.06.2011)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Актив
1. Внеоборотные активы 37 488 700 42 297 142 74 537 018 410 036 008 52,7 90,1 +372 547 308 +10,9 раза
в том  числе: 
основные средства
29 176 330 33 422 522 38 133 026 270 711 750 41 59,5 +241 535 420 +9,3 раза
нематериальные  активы 14 396 328 62 972 <0,1 <0,1 +62 958 +4 498,0 раз
2. Оборотные,  всего 33 644 180 31 241 139 16 845 038 44 974 468 47,3 9,9 +11 330 288 +33,7
в том  числе: 
запасы
411 983 430 607 319 041 5 207 807 0,6 1,1 +4 795 824 +12,6 раза
дебиторская задолженность  13 240 428 9 883 533 7 765 360 32 875 214 18,6 7,2 +19 634 786 +148,3
денежные  средства и краткосрочные финансовые вложения 19 728 275 20 735 587 8 639 638 5 877 397 27,7 1,3 -13 850 878 -70,2
Пассив
1. Собственный  капитал 54 403 174 58 256 719 54 182 042 258 894 756 76,5 56,9 +204 491 582 +4,8 раза
2. Долгосрочные  обязательства, всего 4 638 975 5 316 713 28 612 444 112 935 737 6,5 24,8 +108 296 762 +24,3 раза
в том  числе: заемные средства 3 926 130 3 597 783 25 818 966 97 945 165 5,5 21,5 +94 019 035 +24,9 раза
3. Краткосрочные  обязательства 12 198 880 10 017 613 8 594 193 84 005 725 17,1 18,5 +71 806 845 +6,9 раза
в том  числе: заемные средства 486 933 556 156 528 386 41 781 589 0,7 9,2 +41 294 656 +85,8 раза
Валюта  баланса 71 132 880 73 538 281 91 382 056 455 010 476 100 100 +383 877 596 +6,4 раза

 

       Соотношение основных качественных групп активов  организации на 30 июня 2011 г. характеризуется значительной долей (90,1%) иммобилизованных средств и незначительным процентом текущих активов. Активы организации в течение анализируемого периода (с 30.06.2008 по 30.06.2011) значительно увеличились (в 6,4 раза). Отмечая значительное увеличение активов, необходимо учесть, что собственный капитал увеличился в меньшей степени – в 4,8 раза. Отстающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов следует рассматривать как негативный фактор.

       Рост  величины активов организации связан, в первую очередь, с ростом следующих  позиций актива баланса (в скобках  указана доля изменения данной статьи в общей сумме всех положительно изменившихся статей):

    • основные средства – 241 535 420 тыс. руб. (60,7%)
    • долгосрочные финансовые вложения – 99 262 676 тыс. руб. (25%)
    • прочие внеоборотные активы – 31 358 980 тыс. руб. (7,9%)

       Одновременно, в пассиве баланса наибольший прирост наблюдается по строкам:

    • добавочный капитал (без переоценки) – 157 479 712 тыс. руб. (41%)
    • долгосрочные заемные средства – 94 019 035 тыс. руб. (24,5%)
    • краткосрочные заемные средства – 41 294 656 тыс. руб. (10,8%)
    • кредиторская задолженность – 25 769 551 тыс. руб. (6,7%)

       Среди отрицательно изменившихся статей баланса  можно выделить "денежные средства" в активе (-10 500 317 тыс. руб. ).

       В течение анализируемого периода (с 30.06.2008 по 30.06.2011) имел место весьма значительный рост собственного капитала организации  – в 4,8 раза (до 258 894 756,0 тыс. руб.). 

       Таблица 2.1.2 – Расчет чистых активов ОАО  «Ростелеком» 

Показатель Значение  показателя в тыс. руб. Изменение
на  начало анализируемого периода (30.06.2008) на конец анализируемого периода (30.06.2011) тыс. руб. 
(гр.3-гр.2)
1 2 3 8
1. Чистые активы 54 403 174 258 894 756 204 491 582
2. Уставный  капитал 2429 7965 5536
3. Превышение  чистых активов над уставным  капиталом (стр.1-стр.2) 54 400 745 258 886 791 204 486 046

Информация о работе Оценка стоимости бизнеса как инструмент финансового менеджмента