Особенности организации финансов предприятия нефтедобывающей отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ организации финансов предприятий нефтедобывающей отрасли.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты организации финансов предприятий нефтедобывающей отрасли;
- проанализировать финансовое состояние нефтедобывающего предприятия на примере ООО «Лукойл – Западная Сибирь»;
- разработать практические рекомендации по совершенствованию организации финансов предприятия нефтедобывающей отрасли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ 5
1.1. Сущность и функционирование финансов 5
1.2. Формирование и распределение финансовых ресурсов предприятия 8
1.3. Состав, классификация, группировка затрат и формирование себестоимости продукции в нефтедобывающей отрасли 9
1.4. Особенности налогообложения в нефтегазовой промышленности 21
1.5. Основные тенденции развития нефтедобывающей промышленности в Российской Федерации и проблемы управления финансами в отрасли 23
1.6 Краткая характеристика предприятия 27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 74.07 Кб (Скачать файл)

 Важнейшим условием успешного функционирования не только отдельных предприятий нефтяной промышленности, но и всей отрасли в целом является анализ рыночной конъюнктуры, а также финансовой политики предприятия.

Целью финансовой политики предприятия  является построение эффективной системы  управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических  целей его деятельности. На основе изучения литературных источников по проблеме финансовой политики предприятия  автор выдвигает следующие положения.

В настоящий  момент предприятиям нефтедобывающей  промышленности характерна реактивная форма управления финансами, т.е. принятие управленческих решений как реакции  на текущие проблемы. К основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся:

  • анализ финансово - экономического состояния предприятия;
  • выработка кредитной политики предприятия;
  • управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
  • управление издержками, включая выбор амортизационной политики;
  • выбор дивидендной политики.

Помимо финансовой и ценовой  политики предприятия необходимо учитывать  текущие изменения цен, иными  словами - ценовую тактику. Особая роль в этом процессе принадлежит биржевой торговле нефтью и нефтепродуктами, отличительными особенностями которой являются:

  1. формирование под непосредственным влиянием рынка,
  2. отсутствие жесткого контроля над уровнем цен со стороны государства,
  3. участие в торговле относительно большого числа независимых конкурентов, т.е. значительно меньший уровень монополизации рынка,
  4. расширение многообразия форм и методов торговли нефтью, механизмов ценообразования.

Предприятия в  нефтяной и газовой промышленности в силу особенностей производственного процесса являются крупными фондо-, энерго-, материалоемкими предприятиями. Наиболее адекватной формой для ведения масштабного производственного процесса являются АО. Поэтому все крупные нефтяные и газовые предприятия функционируют в виде АО.

Поиск новых  более эффективных структур управления акционерными предприятиями и улучшения  взаимодействия между ними привел к  созданию производственно-финансовых холдинговых вертикально-интегрированных  компаний в нефтяной промышленности (это – Лукойл, ТНК, Славнефть и др.).

Построение  компаний в нефтяной промышленности по принципу вертикальной интеграции означает объединение в холдинговую  компанию нескольких самостоятельных разнопрофильных предприятий, являющихся звеньями единой технологической цепи (от геологоразведки и добычи до переработки и реализации продукции) для осуществления единой стратегии и тактики.

1.6. Краткая характеристика предприятия

ЛУКОЙЛ - одна из крупнейших международных  вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Приоритетными видами деятельности Компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основная часть деятельности Компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, главной ресурсной базой является Западная Сибирь. Значительная часть продукции Компании реализуется на международном рынке. ЛУКОЙЛ занимается сбытом нефтепродуктов в России, Восточной Европе, странах СНГ и США.

ЛУКОЙЛ  является второй крупнейшей частной  нефтяной компанией в мире по размеру  доказанных запасов углеводородов. Доля Компании в общемировых запасах  нефти составляет около 1,3%, в общемировой  добыче нефти - около 2,1%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе  России, на ее долю приходится 18% общероссийской добычи нефти и 18% общероссийской переработки  нефти.

По состоянию  на начало 2009 года доказанные запасы нефти Компании составили 15 972 млн барр., газа - 24 598 млрд фут3, что в совокупности составляет 20 072 млн барр. н.э.

В секторе разведки и добычи ЛУКОЙЛ располагает качественным диверсифицированным портфелем  активов. Основным регионом нефтедобычи  Компании является Западная Сибирь. Новым  быстрорастущим регионом является Тимано - Печора, где за последние пять лет добыча нефти выросла более чем в 1,6 раза. ЛУКОЙЛ также реализует ряд проектов в секторе разведки и добычи за пределами России: в Казахстане, Египте, Азербайджане, Узбекистане, Саудовской Аравии, Иране, Колумбии, Венесуэле, Ираке.

ЛУКОЙЛ  владеет нефтеперерабатывающими мощностями в России и за рубежом. В России Компании принадлежат четыре крупных  НПЗ - в Перми, Волгограде, Ухте и  Нижнем Новгороде, и два мини-НПЗ. Совокупная мощность российских НПЗ  составляет 41,8 млн т/год нефти. Зарубежные НПЗ Компании расположены на Украине, в Болгарии и Румынии, их совокупная мощность составляет 16,7 млн т/год нефти. В 2004 году на собственных заводах Компании было переработано 44,0 млн т нефти, в том числе на российских - 35,5 млн т. По состоянию на конец 2008 года сбытовая сеть Компании охватывает 17 стран мира, включая Россию, страны СНГ (Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина), государства Европы (Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Польша, Сербия, Румыния, Чехия, Эстония) и США, и насчитывает 199 объектов нефтебазового хозяйства и 5 405 автозаправочных станций. Сбытовая сеть Компании на территории России включает 10 организаций нефтепродуктообеспечения, осуществляющих свою деятельность в 59 субъектах РФ.

Финансово – экономический  анализ в данной курсовой работе будет  производится на примере одной из дочерних компаний ОАО Лукойл – нефтедобывающей компании  ООО «Лукойл – Западная Сибирь».

В состав ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" входят:

- ТПП "Лангепаснефтегаз";

- ТПП "Урайнефтегаз";

- ТПП "Когалымнефтегаз";

- ТПП "Покачевнефтегаз".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основой организации финансов предприятий всех форм собственности является наличие финансовых ресурсов в размерах, необходимых для осуществления организуемой хозяйственной и коммерческой деятельности собственника. Первоначальное формирование этих ресурсов производится в период создания предприятия путем образования уставного фонда, состоящего из основных и оборотных средств. Источниками образования уставного капитала могут быть: акционерный капитал; паевые взносы членов кооператива; собственные средства предпринимателя; долгосрочный кредит; бюджетные средства и др. Предприятия осуществляют свою деятельность на основе полного хозрасчета (коммерческого расчета) и самофинансирования.

По структуре  затрат на производство продукции предприятия  нефтедобывающей отрасли относятся  к типу предприятий с высокой  долей амортизации. Предприятия в нефтяной и газовой промышленности в силу особенностей производственного процесса являются крупными фондо-,  энерго-, материалоемкими предприятиями.

Целью финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей  его деятельности.

В настоящий  момент предприятиям нефтедобывающей  промышленности характерна реактивная форма управления финансами, т.е. принятие управленческих решений как реакции  на текущие проблемы – «латание дыр», которое сводится, как правило, к обеспечению любой ценой  наиболее срочных текущих платежей и приводит к существенным нарушениям интересов собственников и менеджеров, интересов коллективов предприятия  и фискальных интересов государства, что во многом обуславливается отсутствием финансовой стратегии.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абрютина Н.С. Грачёв А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия – М.: Дело и сервис, 2007. – 318с.
  2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 406с.
  3. Злотникова Л.Г., Колядов Л.В., Тарасенко П.Ф. Финансовый менеджмент в нефтегазовых отраслях: Учебник. – М.: Перспектива, 2005. – 418с.
  4. Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. - М.: Финансы, 2008. – 382с.
  5. Каганович С.Я. Экономика минерального сырья. – М.: Недра, 2005. – 303с.
  6. Колядов Л., Епифанова Н. и др. Структурная перестройка в нефтегазовом комплексе страны. - М.: Приор, 2005. – 285с.
  7. Колядов Л., Комарова Л., Епифанова Н. Структура управления нефтяными компаниями. -  М.: Приор, 2006. – 179с.
  8. Краснов О.С. Формирование стратегии подготовки и освоения минерально-сырьевой базы нефтегазодобывающей промышленности. - Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005. – 288с.
  9. Кудинов Ю.С. Экономические проблемы развития топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. ч. I-II. М.: Изд. НУМЦ Минприроды, 2006. – 346с.
  10. Медведев Ю.Н. Опыт управления нефтяными компаниями США. Проблемы реорганизации системы управления нефтяным бизнесом в условиях мирового экономического кризиса. – М.: ДиС, 2008. – 391с.

Юрасов И.В. Определение финансового  результата деятельности

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности организации финансов предприятия нефтедобывающей отрасли