Основные методы анализа финансовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 16:36, контрольная работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.
Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия его подразделений и работников.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………...3
1.Сущность, цели и задачи финансового анализа ……………………….4
2. Основные методы, методика, способы и приемы финансового анализа……………………………………………………………………………..8
3. Информационное обеспечение финансового анализа………………12
Список использованной литературы………………………………….…16
Практическая часть……………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа №1.docx

— 33.75 Кб (Скачать файл)

1) горизонтальный (временный)  анализ - сравнение каждой позиции  отчетности с предыдущим периодом;

2) вертикальный (структурный)  анализ - определение структуры итоговых  финансовых показателей с выявлением  влияния каждой позиции отчетности  на результат в целом;

3) трендовый анализ - сравнение  каждой позиции отчетности с  рядом предшествующих периодов  и определение тренда, т.е. основной  тенденции динамики показателя, свободных от случайных влияний  индивидуальных особенностей отдельных  периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем. Таким образом, осуществляется перспективный (прогнозный) анализ;

4) факторный анализ - это  анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель  с помощью детерминированных  или стохастических приемов исследования.

В финансовом анализе используют такие специальные приемы:

1.  сравнение;

2.  группировка и обобщение;

3.  расчет коэффициентов;

4.  расчленение общих показателей;

5.  расчет средних и относительных показателей;

6.  балансовое сопоставление;

7.  расчет рядов динамики;

8.  графическое изображение  величин, которые анализируются;

9.  цепные подстановки;

10.  индексы;

11.  экономико-математические  методы.

Существуют различные  классификации методов финансового  анализа. Различают формализованные  и неформализованные методы анализа  Неформализованные методы анализа  основаны на описании аналитических  процедур на логическом уровне, а не на жестких аналитических взаимосвязях и зависимостях. К неформализованных  относятся такие методы:

·  экспертных оценок и  сценариев;

·  психологические;

·  морфологические;

·  сравнительные;

· построения системы показателей;

·  построения системы  аналитических таблиц.

К формализованных методов  финансового анализа относятся  те, в основу которых положены жестко формализованные аналитические  зависимости.

Основные из них:

·  арифметических разниц;

·  цепных подстановок;

·  процентных чисел;

·  дисконтирования;

·  дифференциальный;

·  балансовый;

·  логарифмический;

·  выделение изолированного влияния факторов;

·  интегральный;

·  простых и сложных  процентов.

Использование видов, приемов  и методов финансового анализа  для конкретных целей изучения финансового  состояния предприятия в совокупности составляет методологию и методику анализа.

Финансовый анализ проводится с помощью различных моделей, позволяющих структурировать и  идентифицировать взаимосвязи между  основными показателями. Существуют три основных типа моделей:

  • Дескриптивные модели (описательного характера) являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К таким относятся - построение системы отчетных балансов; представления финансовых отчетов в различных аналитических разрезах; вертикальный и горизонтальный анализ отчетности; трендовый анализ; анализ относительных показателей и коэффициентов; сравнительный (пространственный) анализ; факторный анализ, система аналитических коэффициентов. Дескриптивные модели базируются на использовании информации бухгалтерской отчетности;
  • Предикатные модели - это модели прогностического характера. Они используются для прогнозирования доходов и расходов предприятия, его будущего финансового состояния. Самый распространенный из них: расчеты точки критического объема продаж (анализ безубыточности) построение прогностических финансовых отчетов модели динамического анализа; модели ситуационного анализа;
  • Нормативные модели - это модели, которые делают возможным сравнение фактических результатов деятельности предприятия с нормативными. Эти модели в основном используются во внутреннем финансовом анализе. их суть заключается в установлении нормативов на каждую статью расходов для соответствующих технологических процессов, видов изделий и выяснение причин отклонений фактических данных от этих нормативов.

Итак, во время финансового  анализа могут использоваться самые  разнообразные приемы, методы и модели анализа. Их количество и широта применения зависят от конкретных целей анализа  и определяются его задачами в  каждом отдельном случае.

Основные функциональные структуры, выполняющие финансовый анализ на предприятии - финансовый отдел  и бухгалтерия. К этой работе также  привлекаются другие экономические  подразделения - отделы маркетинга, планирования. Основы методики финансового анализа  должны знать не только специалисты  в области финансов, а и весь управленческий персонал.

 

3. Информационное обеспечение финансового анализа

Эффективность финансового  анализа предприятия напрямую зависит  от полноты и качества используемой информации. В настоящее время  в отечественной литературе сложился упрощенный подход к реализации финансового  анализа, ориентирующий его на использование  исключительно бухгалтерской (финансовой) отчетности или в несколько более  широком плане – на данные бухгалтерского учета. Такое ограничение информационной базы сужает возможности финансового  анализа и планирования, его результативность, поскольку оставляет вне рассмотрения принципиально важные для объективной  оценки финансового состояния факторы, связанные с отраслевой принадлежностью хозяйствующего субъекта, состоянием внешней среды, включая рынок материальных и финансовых ресурсов, тенденции фондового рынка, а также ряд других существенных факторов, например, финансовую стратегию собственников и руководящего персонала. Игнорирование этих факторов приводит к ошибочной оценке финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Финансовый анализ осуществляется на прочном фундаменте информационного  обеспечения, центральным звеном которого выступает система учетно-аналитического обеспечения. Информационное обеспечение  финансового анализа включает данные бухгалтерского учета, статистического  учета, разнообразную маркетинговую  информацию. На уровне организации  одной из составляющих информационного  обеспечения финансового анализа  на перспективу являются бухгалтерские  данные. В этом проявляется неразрывная  связь бухгалтерского учета с  управлением, ибо, чтобы управлять  надо, при прочих равных условиях, владеть  необходимой информацией.

Принципиальное значение для перспективного финансового  анализа имеет информация, характеризующая  собственников предприятия, с помощью  которой при проведении внешнего финансового анализа хозяйствующего субъекта можно составить более  или менее точное представление  о целях его деятельности. Значимость подобной информации связана с тем, что она позволяет идентифицировать предприятия, ориентированные на устойчивое долгосрочное функционирование, и предприятия, которые преследуют краткосрочные  цели извлечения прибыли.

Информация, содержащаяся в  учредительных документах, является ключевой в оценке прав отдельных  групп собственников предприятия  на доходы и активы. Важнейшие финансовые решения, касающиеся увеличения или  уменьшения уставного капитала, распределения  прибыли и формирования фондов и  резервов, определяются учредительными документами предприятия. Принципиальное значение для классификации видов доходов и расходов предприятия, а, следовательно, для анализа финансовых результатов и доходности деятельности имеет информация зарегистрированных в учредительных документах и в уставе видах деятельности. Данная информация является необходимой при формировании налоговой политики предприятия.

Данные финансового учета  составляют основу информационного  обеспечения системы финансового  анализа. На базе этой информации проводится обобщенный анализ финансового состояния, и разрабатываются прогнозные оценки значений основных финансовых показателей.

Преимуществом информации финансового  учета и отчетности является ее сравнительная  достоверность, поскольку она отражает события, уже имевшие место, при  этом, показатели одной группы измерены количественно. Тот факт, что формирование показателей финансового учета  и отчетности базируется на общих  методологических принципах ведения  бухгалтерского учета с определенными  допущениями, позволяет говорить о  достаточно высокой степени надежности такой информации (разумеется, если есть уверенность в соблюдении составителями  бухгалтерской отчетности этих принципов). Вместе с тем ключевая для финансового  анализа информация финансового  учета и отчетности может быть использована только при условии  полного понимания тех принципов  и правил, на основе которых она  была сформирована, а также условностей  и допущений, которыми сопровождается измерение ресурсов, источников их образования, доходов и расходов предприятия.

Чаще всего годовая  и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового  анализа.

Наиболее информативной  формой для анализа является бухгалтерский  баланс. Актив баланса характеризует  имущественную массу предприятия, т.е. состав и состояние материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства. Пассив баланса  характеризует состав и состояние  прав на эти ценности, возникающих  в процессе хозяйственной деятельности предприятия у различных участников коммерческой деятельности. Баланс отражает состояние предприятия в денежной оценке.

На основе информации баланса  внешние пользователи могут принять  решения о целесообразности и  условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером; оценить  кредитоспособность предприятия как  заемщика; оценить возможные риски  своих вложений, целесообразность приобретения акций данного предприятия и  его активов и другие решения.

Отчет о прибылях и убытках  является важнейшим источником для  анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной  продукции, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и других показателей. Эта форма делает доступной и  быстрой к пониманию результат  деятельности любой организации, в  том числе и некоммерческой. Она  составлена таким образом, что, взглянув на нее, даже неподготовленный пользователь может составить представление  о том, насколько прибыльно работает предприятие, а также и о наличии  коммерческих направлений деятельности и их эффективности у некоммерческих предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Акулов В.Б. Финансовый менеджмент: учеб.пособие/ В.Б.Акулов.- М.: Флинта: МПСИ, 2007.- 264 с.
  2. Белолипецкий Финансовый менеджмент М.:ЮНИТИ 2006.-385 с.
  3. Бердникова Т.Б.Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия Инфра-М, 2007 - 224с.
  4. Бригхем Ю., Эрхардт М. Финансовый менеджмент 10-е изд. Пер. с англ. СПб: Питер 2007 960 с
  5. Керасева И.М., Ревякина М.А. Финансовый менеджмент: Управление движением денежных средств; Информационное обеспечение финансового менеджмента; Налоговое планирование на предприятии и др.: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Ю.П. Анискина. – М.: Омега-Л, 2006.
  6. Кузнецов Б.Т. Финансовый менеджмент: Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2005.
  7. Леонтьев В.Е., Бочаров В.В., Радковская Н.П. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Элит, 2005.
  8. Рексин А.В., Сароян Р.Р. Финансовый менеджмент: учебное пособие для вузов. Изд. 2-е, перераб. – М.: МГИУ, 2005.
  9. Сердюков В.А. Финансовый менеджмент , 2005.-172 с.
  10. Селезнева Н.Н, Ионова А.Ф.Финансовый анализ: Юнити-Дана 2007- 640c.
  11. www.finman.ru/-журнал финансовый менеджмент

 

 

 


Информация о работе Основные методы анализа финансовой информации