Направление использования средств Пенсионного фонда по составу и структуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 02:06, реферат

Краткое описание

Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств. Исходя из актуальности темы, целью работы является изучение теоретических и практических основ деятельности Пенсионного фонда РФ.
Исходя из цели, ставились и решались следующие задачи:
изучить теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, рассмотреть задачи и функции Фонда;
проанализировать источники формирования и направления использования средств Пенсионного фонда РФ;
Предметом исследования является Пенсионный фонд РФ.
Объектом исследования выступает теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, анализ формирования и использования его средств.
Субъектом исследования является Российская Федерация.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 4
1.1. Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции 4
1.2. Формирование и направления использования средств Пенсионного фонда РФ 5
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА ЗА 2008-2011 Г. 9
2.1. Источники формирования средств Пенсионного фонда РФ по составу и структуре 9
2.2. Направление использования средств Пенсионного фонда по составу и структуре 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение

 

Государственные внебюджетные фонды  являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств. Исходя из актуальности темы, целью работы является изучение теоретических и практических основ деятельности Пенсионного фонда РФ.

Исходя из цели, ставились и решались следующие задачи:

  • изучить теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, рассмотреть задачи и функции Фонда;
  • проанализировать источники формирования и направления использования средств Пенсионного фонда РФ;

Предметом исследования является Пенсионный фонд РФ.

Объектом исследования выступает теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, анализ формирования и использования его средств.

Субъектом исследования является Российская Федерация.

Источниками информации при написании  работы послужили 

Федеральные законы, труды отечественных авторов за период 2007-2011г.

Работа изложена на 19 страницах машинописного текста, включает в себя введение, 2 главы, заключение, списка литературы. Библиографический список составляет 6 литературных источников.

 

Глава 1. Теоретические основы формирования деятельности Пенсионного фонда РФ

1.1. Пенсионный фонд РФ: сущность, задачи, функции

 

В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения  в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд создан на основании Постановления  Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Однако данный Фонд начал действовать с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г.

Пенсионный фонд РФ — это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.

Основными задачами Пенсионного фонда являются [4, с 276]:

• накопление страховых взносов;

• финансирование расходов, предусмотренных  законом о фонде;

• организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

• увеличение средств фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

• контроль за своевременным и  полным поступлением у страховых  взносов, правильным и рациональным расходованием средств фонда;

• организация и ведение индивидуального  — персонифицированного учета застрахованных лиц;

• участие в разработке и реализации межгосударственных и международных  договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

• проведение научно-исследовательской  работы в области государственного пенсионного страхования.

Фонд может принимать участие  в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан и др.

ПФР осуществляет следующие основные функции [4, с 283]:

  • получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;
  • организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;
  • межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

1.2. Формирование и направления  использования средств Пенсионного  фонда РФ

 

Доходы Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников [5, с 382]:

  • отчислений от единого социального налога, поступающего в Федеральный бюджет;
  • отчислений от единого налога по специальным режимам налогообложения, поступающего в Федеральный бюджет;
  • страховых взносов;
  • средств Федерального бюджета;
  • сумм пеней и иных финансовых санкций;
  • доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
  • добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
  • иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

В настоящее время в состав ЕСН  работодатель перечисляет в Пенсионный фонд России 20% фонда оплаты труда, которые  идут на формирование трех частей трудовой пенсии [6, с 55]:

  • базовая – фиксированная часть, которая устанавливается в твердой сумме. Ее размер дифференцируется в зависимости от вида пенсии (старости, инвалидности и т.д.), группы инвалидности и наличия иждивенцев;
  • страховая – дифференцированная часть, которая зависит от результатов труда застрахованного лица, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете в форме расчетного пенсионного капитала;
  • накопительная – часть, исчисляемая из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета.

Базовая часть обеспечивает минимальный  гарантированный доход при наступлении  страхового случая. Размер страховой  и накопительной частей трудовой пенсии определяется законодательством.

Пенсионный фонд РФ обеспечивает выполнение основной функции в пенсионной системе  – финансирование выплат назначенных  пенсий своевременно. Возможность перехода от распределительной системы пенсионного  обеспечения к накопительной  была заложена в 1996г., когда был введен Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионной страхования". Он установил правовую основу и порядок учета сведений о гражданах, на которых распространяется действия Федерального закона "О государственных пенсиях Российской Федерации" от 5 мая 1997 г. № 77-ФЗ. В соответствии с этим Законом застрахованным является лицо, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, а также занятое на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиям труда, лицо, за которое уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наиболее весомая часть бюджета  Пенсионного фонда РФ – страховые  взносы, уплачиваемые субъектами пенсионного страхования. К ним относятся: работодатели (предприятия, учреждения, организации), крестьянские хозяйства, родовые семейные общины малочисленных народов Севера, индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и частные детективы.

Для данных категорий с 1 января 2011г. Установлены соответствующие процентные ставки: [6, с 216]:

  • 20% для работодателей;
  • 15,8% для сельскохозяйственных производителей и народов Севера;
  • 7,3% для индивидуальных предпринимателей;
  • 5,3% для адвокатов и детективов.

Поступающие в бюджет Пенсионного  фонда РФ средства направляются на [5, с 383]:

  • выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
  • перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;
  • доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов).

Наряду с бюджетным финансированием и внебюджетными социальными фондами дополнительным источником средств, направляемых на цели социального развития, являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ), функционирующие на добровольной коммерческой основе. Начало деятельности НПФ связано с принятием 16 сентября 1992 г. Указа Президента Российской Федерации "О негосударственных пенсионных фондах".

С помощью  НПФ обеспечиваются дополнительные возможности Государственного пенсионного  фонда. Негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников пенсионного фонда [4, с 53].

 

Глава 2 Оценка деятельности Пенсионного  фонда за 2008-2011 г.

2.1. Источники формирования средств  Пенсионного фонда РФ по составу  и структуре.

Источниками финансового  обеспечения пенсий являются:

  • федеральный бюджет в отношении пенсий гражданам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, отдельным категориям лиц в связи с особенностями прохождения ими государственной службы (федеральным государственным служащим, депутатам, судьям, прокурорским и таможенным работникам и другим), гражданам в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и вследствие других радиационных аварий и катастроф, а также социальных пенсий;
  • Пенсионный фонд России - в отношении «трудовых»  пенсий гражданам, работавшим по трудовому договору, по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, индивидуальным предпринимателям, членам производственных кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств, лицам свободных профессий ( писатели, композиторы, художники и т.п. ) и другим гражданам, подлежащим государственному пенсионному страхованию.

Средства Пенсионного  Фонда РФ формируются за счет:

  • страховых взносов, налоговых платежей;
  • средств из Федерального бюджета РФ;
  • прочих поступлений.

Проанализируем источники формирования средств Пенсионного фонда.

Доходы  бюджета Фонда на 2011г. были запланированы в размере 1608,7 млрд. руб., что превосходит кассовое исполнение бюджета 2006г. на 259,1 млрд. руб. и на 592,9 млрд. руб. кассовое исполнение бюджет 2008г.

Определим долю доходов Фонда за период с 2008г. по 2011г. в объеме ВВП за соответствующие годы. В 2008г. она составляла 5,96%, в 2006г. – 6,24%, а в 2011г. – 6,01%.

Рассмотрим  долю доходов Фонда в объеме ВВП  в 2011г. по отношению к 2008 и 2006 годами.  Данный показатель в 2011г. по сравнению  с 2008г. увеличился на 0,05%, а 2011г. по отношению к 2006г. снизился на 0,23%.

Наибольшая  доля доходов Фонда в объеме ВВП  была в 2006г., а наименьшая в 2008г. Доходов  Пенсионного Фонда в 2008г. составили 1015,8 млрд. руб., а в 2006г они были равны 1349,6 млрд. руб. То есть доходы Фонда  в 2006г. увеличились на 333,8 млрд. руб. В то время как ВВП увеличилось на 4572 млрд. руб.

Бюджет  Пенсионного фонда РФ является 2 по величине после федерального. Рассмотрим долю доходов Фонда в доходах  Федерального бюджета. В 2008г. она составила 29,96%, в 2006г. – 26,33%, в 2011г. – 25,63%. Рассмотрим отношение доходов Фонда к доходам Федерального.

Максимальное  значение было отмечено в 2008, оно составило 29,62%, а минимальное в 2011г. (25,63%). В  период с 2006г. по 2011г. наблюдается снижение данного показателя за счет увеличения доходов Федерального бюджета.

Наибольшую  долю в доходах Фонда за 2008г. составляет сумма страховые взносов и  налоговых платежей, их величина составляет 932,5 млрд. руб. или 91,80%. Средства из Федерального бюджета образуют наибольшую долю в доходах Фонда на 2006г. Они равны 693,1 млрд. руб. или 51,36% от величины всех доходов. Средства из Федерального бюджета на 2011г. равны 788,0 млрд. руб. или 48,98% от величины доходов Фонда. Данный источник формирования дохода также является наибольшим.

Наибольшая  величина суммы страховых взносов  и налоговых платежей была отмечена в бюджете Фонда 2008г. В 2006г. она  составила 635,6 млрд. руб. или 47,10% от общей  величины доходов, что на 296,9 млрд. руб. меньше значения 2008г., а в 2011г. эта  величина составила 720,6 млрд. руб. то есть сумма страховых взносов и налоговых платежей выросла на 85 млрд. руб. по сравнению с 2006г.

Рассмотрим более подробно изменение  в структуре страховых взносов  и налоговых платежей за 2011г. Данный показатель за 2011г. снизился на 47,01% по сравнению с 2008г., однако, следует отметить, что этот же показатель снизился на 2,37% в 2011г. по сравнению с 2006г. Таким образом, можно сказать, что сумма страховых взносов и неналоговых платежей сократилась в 2006г., а в 2011г. ее величина увеличилась.

Величина поступлений из Федерального бюджета в период с 2008г. по 2011г. имела  тенденцию к росту. Наибольшая величина поступлений была в 2011г. Она составила 788,0 млрд. руб., что больше значений того же показателя за 2006г. и 2011г на 94,9 млрд. руб. и на 727,5 млрд. руб. соответственно. В 2006г. доля поступлений средств из Федерального бюджета в общей величине доходов Фонда была наибольшей - 51,36%, что на 45,4% больше удельного веса 2008г и на 2,38% больше значения 2011г.

Рассмотрим изменения в структуру средств, поступающих из Федерального бюджета за 2011г. Данный показатель увеличился в 2011г. по сравнению с 2008г. на 43,03% и уменьшился на 2,37% в 2011г. по сравнению с 2006г.

Самым наименьшим источником в формировании доходов бюджета Фонда являются прочие поступления. В 2011г. они увеличились на 3,98% по сравнению с 2008г. Также произошло увеличение прочих поступлений на 4,67% в 2011г. по сравнению с 2006г.

Информация о работе Направление использования средств Пенсионного фонда по составу и структуре