Методы оценки инвестиционных преприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Инвестирование является одним из наиболее важных аспектов деятельности любой динамично развивающейся организации, руководство которой отдает приоритет рентабельности с позиции долгосрочной, а не краткосрочной перспективы.
Принятие инвестиционных решений предполагает оценку приемлемости инвестиций, сопоставление предполагаемых результатов инвестирования и вложенных средств. При этом важную роль приобретает правильное определение действительной стоимости инвестируемого капитала.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и понятие инвестиционного проекта 5
1.1 Понятие и цели инвестиционного проекта 5
1.2 Классификация инвестиционных проектов 8
1.3 Анализ коммерческой выполнимости проекта 14
1.4 Жизненный цикл инвестиционного проекта 16
1.5 Бизнес-план 20
Глава 2. Экономическая эффективность инвестиционного проекта 22
2.1 Экспертиза инвестиционных проектов 22
2. 2. Методы оценки инвестиций, не включающие дисконтирование 24
2.2.1 Метод оценки эффективности инвестиций исходя из сроков их 24 окупаемости
2.2.2 Метод оценки инвестиций по норме прибыли на капитал 27
2.2.3 Метод сравнительной эффективности приведенных затрат (метод 33 минимума затрат)
2.2.4 Метод сравнения прибыли 35
2.2.5 Метод накопленного эффекта за расчетный период использования 36 инвестиционного проекта (cash-flow)
2.3. Методы оценки эффективности инвестиций, основанные на 39 дисконтировании
2.3.1 Метод чистой приведенной стоимости 39
2.3.2 Оценка эффективности инвестиционного проекта по методу 43 рентабельности
2.3.3 Дисконтированный срок окупаемости инвестиций 45
2.3.4 Внутренняя норма прибыли 47
2.3.5 Метод аннуитета 50
Заключение 51
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

сама работа.docx

— 68.89 Кб (Скачать файл)

Долгосрочными обычно являются проекты, реализующие капиталоёмкие вложения (например, вложение средств в строительство и реконструкцию объектов недвижимости).

III. По масштабам (чаще всего масштаб проекта определяется размером инвестиций):

• малые проекты, действие которых ограничивается рамками одной небольшой фирмы, реализующей проект. В основном они представляют собой планы расширения производства и увеличения ассортимента выпускаемой продукции. Их отличают сравнительно небольшие сроки реализации. Малые проекты, как правило, не требуют особой проработки технико-экономического обоснования и связанных с ним вопросов. Вместе с тем допущенные при формировании проектов ошибки могут серьёзным образом сказаться на их эффективности. К малым проектам можно отнести также создание объектов социально-культурной сферы.

• средние проекты — это, чаще всего, проекты реконструкции и технического перевооружения существующего производства продукции. Они реализуются поэтапно, по отдельным производствам, в строгом соответствии с заранее разработанными графиками поступления всех видов ресурсов, включая финансовые;

• крупные проекты — проекты крупных предприятий, в основе которых лежит прогрессивно «новая идея» производства продукции, необходимой для удовлетворения спроса на внутреннем и внешнем рынках;

• мегапроекты— это целевые инвестиционные программы, содержащие множество взаимосвязанных конечных проектов. Такие программы могут быть международными, государственными и региональными. Мегапроекты имеют следующие отличительные черты – они имеют высокую стоимость – от $1млрд.; фонды для реализации подобного рода проектов обычно превышают финансовые резервы, необходимы дополнительные источники финансирования, например, банковские кредиты, экспортные кредиты, смешанное кредитование.Мегапроекты требуют большой общий объём работ в человеко-часах: 2 млн. человеко-часов – на проектирование, 15 млн. человеко-часов – для строительства объектов; а сроки реализации  составляют 5-7 лет и более. Мегапроекты оказывают  влияние на социальную и экономическую сферы региона и даже страны, где он реализуется.

Для отнесения проекта к малым, средним или мегапроектам используют следующие показатели:

• объём капиталовложений;

• трудозатраты;

• длительность реализации;

• сложность системы менеджмента;

• привлечение иностранных участников;

• влияние на социально-экономическую среду региона и т.п.

IV.  По основной направленности:

• коммерческие проекты, главной целью которых является получение прибыли;

• социальные проекты, ориентированные, например, на решение проблем безработицы в регионе, снижение криминагенного уровня и т.д.;

• экологические проекты, основу которых составляет улучшение среды обитания;

• другие

V. В зависимости от степени влияния результатов реализации инвестиционного проекта на внутренние или внешние рынки финансовых, материальных продуктов и услуг, труда, а также на экологическую и социальную обстановку:

• глобальные проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на Земле;

• народнохозяйственные проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в стране, и при их оценке можно ограничиваться учетом только этого влияния;

• крупномасштабные проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в отдельно взятой стране;

• локальные проекты, реализация которых не оказывает существенного влияния на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в определенных регионах и (или) городах, на уровень и структуру цен на товарных рынках.

 

VI. Особенностью инвестиционного процесса является его сопряженность с неопределенностью, степень которой может значительно варьироваться, поэтому в зависимости от величины риска инвести¬ционные проекты подразделяются таким образом:

• надежные проекты, характеризующиеся высокой вероятностью получения гарантируемых результатов (например, проекты, выпол-няемые по государственному заказу);

• рисковые проекты, для которых характерна высокая степень неопределенности как затрат, так и результатов (например, проекты, связанные с созданием новых производств и технологий).

VII. С точки зрения участников проекта наиболее существенным является учёт следующих участников:

• государственных предприятий;

• совместных предприятий;

• зарубежных инвесторов.

На практике данная классификация не является исчерпывающей и допускает дальнейшую детализацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3  Анализ коммерческой выполнимости проекта

Отнесение проекта к той или иной классификационной группе позволяет определить объём прединвестиционных исследований, оценить степень рискованности принимаемых решений, сформулировать целевые установки ранжирования множества рассматриваемых проектов, более конкретно подойти к решению задачи об оценке эффективности проектов.

Работу над инвестиционным проектом можно представить как проведение серии взаимосогласованных видов анализа – технического, коммерческого, институционального, финансового, экономического, экологического, социального.

Технический анализ включает рассмотрение альтернатив и проблем технического плана, оценивание соответствующих затрат и определение графика осуществления проекта. Основная его задача – определение наиболее подходящей для данного инвестиционного проекта техники и технологии.

Коммерческий анализ имеет целью оценку инвестиций с точки зрения перспектив конечного рынка для предлагаемой проектом продукции. В ходе анализа определяются объём производства продукции и рынок закупаемых для проекта товаров (прежде всего цены на них).

Основной целью институционального анализа является оценка организационной, правовой, политической и административной обстановки, в рамках которой инвестиционные проекты реализуются.

Особое место занимает экологический анализ, задача которого – установление потенциального влияния проекта на окружающую среду и определения мер, необходимых для предотвращения, сведения до минимума или компенсации неблагоприятных экологических последствий проекта.

Задача социального анализа  - определение пригодности тех или иных предлагаемых вариантов проекта с точки зрения интересов той группы населения, для которой он предназначен. 

Принципиальный ответ на вопрос о ценности проекта дают финансовый и экономический направления анализа. Это ключевые направления анализа. Формально они аналогичны друг другу, так как и тот и другой базируются на сопоставлении затрат и выгод проекта, но отличаются подходом к их оценке. Разница состоит в том, что финансовый анализ – это расчёт с точки зрения инвестора и (или) фирмы – организатора проекта, а экономический анализ – расчёт с точки зрения национальных интересов.[1,с.35]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Жизненный цикл инвестиционного проекта

Каждый проект, независимо от его сложности, объёма работ, ограничений по ресурсам и т.п. имеет жизненный цикл. Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации называется жизненным циклом проекта (или проектным циклом).

Согласно методике финансового анализа ЮНИДО (UNIDO – Организация Объединённых наций по промышленному развитию) входит определение различных фаз разработки и реализации инвестиционного проекта. В данной методике выделяют четыре фазы, играющие особую роль в проектах ЮНИДО:

1. прединвестиционную,

2. инвестиционную,

3. операционную,

4.  ликвидационную.

В соответствии с концепцией ЮНИДО основная деятельность по проекту в течение жизненного цикла может быть разбита на следующие фазы и подфазы:

1) Прединвестиционная фаза проекта:

1.1. Анализ инвестиционных  возможностей.

1.2. Предварительный бизнес-план  проекта.

1.3. Бизнес-план инвестиционного  проекта и расчёт эффективности  инвестиционных вложений.

1.4. Доклад об инвестиционных  возможностях и резюме о целесообразности  перехода к следующей фазе.

 

2) Инвестиционная фаза  проекта:

2.1. Переговоры и заключение  контрактов.

2.2. Проектирование.

2.3. Строительство.

2.4. Маркетинг.

2.5. Обучение кадров.

2.6. Закупка материальных  ресурсов и создание их запасов.

3) Операционная фаза проекта:

3.1. Производство и реализация  продукции.

3.2. Ремонт, модернизация  и замена оборудования.

3.3. Развитие производства, совершенствование выпускаемой  продукции (инновация).

4) Ликвидационная фаза  проекта:

4.1. Прекращение производственной  деятельности.

4.2. Демонтаж оборудования.

4.3. Продажа и утилизация  не использованных полностью  средств проекта.

4.4. Завершение и прекращение  проекта.

Первые две фазы проекта – прединвестиционная и инвестиционная – как наиболее ответственные при его создании предполагают следующие этапы. Разработка концепции проекта направлена на установление конечных целей проекта и выбор оптимальных путей их достижения. На этом этапе в первом приближении устанавливаются количественные оценки степени достижения целей. Оценка жизнеспособности проекта включает предварительное технико-экономическое обоснование проекта. Обычно рассматриваются одна, две альтернативы, разработанные на предыдущем этапе. Каждая альтернатива оценивается по показателям издержек, прибыли, валового дохода (вновь созданной стоимости), рентабельности производства, эффективности капитальных вложений, степени риска вложений и др. Всё это вместе взятое представляет собой предварительную экспертизу проекта с позиций оценки эффективности будущего бизнеса. После обоснования преимуществ одной альтернативы перед другой и выносится решение о начале работ по проекту.

Планирование проекта представляет собой определение структурной последовательности этапов работ, ведущих к достижению всего комплекса целей. План проекта служит инструментом для работы и предпосылкой для составления подробного календарного графика работ и точной оценки их стоимости. Разработка технических требований охватывает процесс установления важнейших эксплуатационных характеристик объектов проекта (объём работ, производительность труда, материалоёмкость производства, экологические и другие показатели). Выбор и оформление земельного участка включает проведение геодезических и инженерно-геологических изысканий, подготовку технических условий на инженерное обеспечение участка и получение разрешительных свидетельств на ведение работ. Эскизное проектирование предполагает определение состава работ по рабочему проектированию, начиная от проектно-конструкторской деятельности, корректировки и утверждения бизнес-плана, уточнения оценки эффективности проекта. Контрактный этап включает отбор потенциальных исполнителей проекта и проведение торгов. На основе конкурсного отбора исполнителя оформляется контракт на выполнение проекта, в котором отражается задание на проектирование, график выполнения работ, их стоимость.

Затем осуществляется выбор подрядных организаций, отношения с которыми также оформляются контрактами. Фаза реализации проекта состоит из рабочего проектирования и собственно строительства. На этот этап приходится наибольший удельный вес как по затратам, так и по времени в общих показателях первых двух фаз проекта, о чём можно судить исходя из следующих среднестатистических данных об удельном весе каждого этапа проекта: концептуальный этап – 3%; этап планирования – 5%; этап проектирования – 20%; этап строительства – 60%; завершающий этап – 12%. При выполнении первых двух фаз проекта особое внимание уделяется тщательному экономическому обоснованию его реализации, как на стадии предварительной экспертизы, так и на заключительной стадии точных расчётов, либо подтверждающих или опровергающих целесообразность внедрения данного проекта в жизнь. Только в случае безусловной положительной экономической эффективности и целесообразности рассматриваемого проекта можно приступать к выполнению следующих его этапов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Бизнес-план

Особую роль в процессе инвестиционного проектирования играет бизнес-план, который служит для обоснования необходимости инвестиций, даёт представление о том, каким образом предполагается решить задачи выхода на рынок с новыми товарами или достигнуть других целей, намеченных инвестиционным проектом. [7,c.292]

В общем случае бизнес-план составляется для внешних и внутренних целей. Внешняя сторона бизнес-плана предназначается для оправдания доверия инвесторов и кредиторов, убеждения их в потенциальных возможностях компании, компетентности её сотрудников, а также необходимости оказания ей стратегической и финансовой помощи.

Другими словами, отсутствие тщательно продуманного бизнес-плана, систематически корректируемого в соответствии с меняющимися условиями, является существенным недостатком, отражающим слабость управления компанией, что в итоге усложняет привлечение финансовых ресурсов и достижение долгосрочной стабильности к конкурентной среде.[2,c.138]

Таким образом, бизнес-план – это критическая стартовая точка и базис всей плановой и исполнительской деятельности предприятия. Это наиболее важный источник аккумуляции стратегической информации и способ прямого управленческого воздействия на будущее положение предприятия, описывающий пути достижения прибыльности.

Ценность бизнес-плана определяется качеством содержащейся в нём информации и предложений. Он не должен отражать существующие в действительности преувеличения или предубеждения составителей. Качественно составленный бизнес-план – это также высокоэффективный и полезный инструмент маркетинговой деятельности. Вероятность его исполнения в течение отведённого времени прямо отражает компетентность управления предприятием, на чем особо акцентируется внимание инвесторов.

Информация о работе Методы оценки инвестиционных преприятий