Малый и средний бизнес в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и роль малого и среднего предпринимательства
В работе поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты формирования и развития малого и среднего предпринимательства как сегмента национальной экономики;
- проанализировать состояние и выделить проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
- с учетом зарубежного опыта развития частного предпринимательства сформулировать предложения по совершенствованию деятельности малого бизнеса в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 743.43 Кб (Скачать файл)

ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

мобилизация невостребованных ранее  материальных, финансовых и природных  ресурсов, а также более эффективное  их использование;

снижение фондовооруженности и  капиталоемкости при выпуске  более трудоемкой продукции, быстрая  окупаемость вложений;

 улучшение взаимосвязи между  различными секторами экономики.

Кроме того, собственники малых предприятий  более склонны к сбережениям  и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации  в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Сектор малого предпринимательства  образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Малому и среднему бизнесу присущи  определенные недостатки: более высок  уровень риска, поэтому высокая  степень неустойчивости положения  на рынке; высокая зависимость от крупных компаний; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении  кредитов и др. (таблица 1.1)

 

Сильные стороны малого и среднего бизнеса

Слабые стороны малого и среднего бизнеса

Гибкость

Высоко рискованный характер

Более высокая рентабельность по сравнению  с крупным бизнесом

Интуитивный характер и неспециализированное управление

Использование незанятых ресурсов на неформальных рынков

Ограниченный доступ к высококачественным ресурсам

Зависимость от поддержки крупных фирм и государства.

Недостаток финансовых ресурсов, сложный  доступ к информации и достижениям  НИОКР


 

Таблица 1.1 - Преимущества и слабости малого и среднего бизнеса

 

Таким образом, малый и средний  бизнес представляет собой особую модель бизнеса, ограниченную такими условиями, как численность занятых, размеры капитала, масштаб производства. Функционирование предприятия малого бизнеса на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, активное взаимодействие с потребителем, узкая специализация производства, низкая капиталоемкость бизнеса – данные преимущества повышают устойчивость на внутреннем рынке. Однако быстрое реагирование малых и средних предприятий на изменения условий функционирования делает его, с одной стороны, более мобильным и приспосабливаемым, с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных научно-технических, финансовых, производственных, трудовых ресурсов. [5, C. 52]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Роль предпринимательства на современном этапе

 

Предпринимательская деятельность в  современной экономике является специфическим фактором производства, объединяющим другие производственные факторы в рамках экономической  единицы. В результате разрозненные производственные факторы формируют  экономическую систему и приобретают  новые свойства - способность эффективно производить продукцию и создавать  новые ресурсы.

Значение предпринимательства  в рыночной экономике, очень велико. Без предпринимательства рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться  не в состоянии. Становление и  развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной  экономики к рыночной экономике. Абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность предпринимательства.

Следует признать, что общее состояние  и само развитие мелкого и среднего предпринимательства в Беларуси на текущий момент характеризуется  наличием ряда специфических черт [6, с. 11].

Во-первых, обратим внимание на то, что бизнес в Беларуси получает развитие в условиях, когда существует необходимость  предварительного восстановления в  общественном сознании самой идеи возможности  наличия частного предпринимательства. Такая идея была попросту вытравлена из национального менталитета идеологией большевизма за годы социалистического  строительства. Поэтому необходимо видеть специфику процесса развития предпринимательства, например, в Западной и Восточной Беларуси. В Западной Беларуси, где социалистический эксперимент  во времени оказался не столь продолжительным, уже сегодня обнаруживается значительная специфика в восприятии перспектив развития частного предпринимательства.

Во-вторых, следует признать, что  «первая волна» частных предпринимателей, или «новых белорусов», успела предоставить обществу много ярких факторов, которые  дискредитировали нарождающийся бизнес. К ним можно отнести заметную социальную дифференциацию, трансформацию  потенциала партийной и государственной  власти в частную собственность, ухудшение социального микроклимата на приватизированных предприятиях, бум спекуляции, стремление в первую очередь к личному обогащению в ущерб интересам развития производства, криминальные разборки и т.д.

В таких негативных социальных проявлениях  сказалось не только отсутствие многовековых традиций развития частного предпринимательства, но также и неверие в то, что  новая экономическая реформа, обозначившая поворот к рынку (после провала  в конце 80-х годов программы  перестройки и ускорения М. Горбачева), на сей раз будет доведена до логического  завершения.

В-третьих, вопреки заявленной концепции  разгосударствления и приватизации сохраняется высокая степень  бюрократизации экономической жизни (в виде регистрации и перерегистрации, сертификации, согласований, лицензирования предпринимательской деятельности и т.д.), что способствует развитию лишь одного типа бизнеса - номенклатурного.

В-четвертых, ставка на доминирование  в национальной экономике государственного сектора и усиление государственного регулирования заметно ослабляют  конкурентные позиции частного сектора. Высока степень вмешательства государства  в деятельность белорусских компаний. При этом государственный сектор, несмотря на усиление административного  контроля, не застрахован от того, чтобы  быть использованным в качестве теневого источника первоначального накопления капитала [6, с. 15].

В-пятых, сказывается достаточно скромная экономическая поддержка мелкого  и среднего бизнеса со стороны  государства, а также слабая правовая защищенность частного предпринимательства (противоречивость законодательства, его нестабильность и т.д.). В законодательстве четко не прописаны основные положения по созданию, ведению и ликвидации бизнеса.

В-шестых, в глаза бросается ассиметричное  развитие частного предпринимательства. При наличии достаточно высоких  темпов в первую очередь в Минске и западных областных центрах (Брест, Гродно) обнаруживается заметное отставание частного бизнеса в восточной  части республики, а также повсеместно  в небольших городах и местечках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Государственная поддержка предпринимательства в Республике Беларусь

 
В республике гарантируется:

  • право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущества;
  • защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством страны и договорами;
  • научно-техническая и правовая поддержка предпринимательской деятельности;
  • страхование предпринимательского риска; запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта, кроме случаев, предусмотренных в контракте.

Для повышения эффективности и  широкого распространения предпринимательской  деятельности государство создаёт  информационные, консультативные, исследовательские  и другие центры, инновационные и  другие фонды, оказывая тем самым  помощь в становлении этого сектора  экономики.

Причины, по которым небольшие предпринимательские  коллективы (без специальных мер  государственной поддержки) не могут  быть равноправными и равносильными  конкурентами крупных товаропроизводителей следующие:

  • их производственная и техническая привязка к крупным предприятиям-производителям, которым они доставляют узлы, детали, или оказывают услуги;
  • зависимость от кредитных банков, которые, не имея солидных гарантий от предпринимателей, могут ущемлять их в выделении финансовых ресурсов;
  • неустойчивость получаемых доходов вследствие небольших объёмов производства и ориентации на изменчивую рыночную конъюнктуру и т.п.

Учитывая эти и другие обстоятельства, в Республике Беларусь разработана  Государственная и региональные программы поддержки предпринимательства, образован Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей. Программа  включает:

  • создание целостной системы правовых, экономических, финансовых, информационных, технологических и других условий для развития предпринимательства;
  • организацию методического и кадрового обеспечения предпринимательской деятельности;
  • меры по привлечению иностранных инвестиций в экономику республики.
  • Средства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей формируются за счёт:
  • отчислений (взносов) министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей;
  • средств министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей, временно передаваемых фонду для осуществления уставных задач;
  • ассигнований из республиканского бюджета;
  • банковских процентов за использование временно свободных средств фонда;
  • иных поступлений и доходов.
  • Фонд осуществляет:
  • финансирование разработок и реализацию программ, связанных с развитием предпринимательской деятельности;
  • финансовую поддержку территориальных программ развития предпринимательства, непосредственное инвестирование частной инициативы и другие виды финансовой поддержки предпринимательства;
  • установление и развитие взаимовыгодных контактов с аналогичными фондами и другими организациями зарубежных стран.
  • Вмешательство государственных или иных органов либо их должностных лиц в деятельность предпринимателя не допускается, кроме как по установленным законодательством основаниям и в пределах компетенции указанных органов. Предприниматель имеет право обращаться в суд или хозяйственный суд с заявлением о признании недействительными и правомерными актов государственных и иных органов либо действий должностных лиц, касающихся его деятельности [7, С. 11-16].

Убытки, причинённые предпринимателю  в результате выполнения указаний государственных  или иных органов возмещаются  этими же органами. Споры о возмещении убытков решаются судом в соответствии с его компетенцией [8, С. 26].

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СПЕЦИФИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 О состоянии развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь

 

В 2012 году сохраняется положительная  динамика численности субъектов  малого и среднего предпринимательства  – юридических лиц.

Рисунок 1. Динамика численности субъектов  малого и среднего предпринимательства  – юридических лиц, единиц

 

По данным Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь, на 1 мая 2012 г. количество состоящих на учете  в налоговых органах и осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность малых и средних организаций  достигло 96 929 организаций, увеличившись по сравнению с началом года на 3 процента, а по сравнению с аналогичным  периодом 2011 года – на 5,3 процента.

Наибольшая активность отмечается среди микроорганизаций. Их прирост за 4 месяца 2012 года составил 3,2 процента, за период с 1 мая 2011 г. – 6 процентов. Это происходит как за счет появления на рынке новых субъектов предпринимательской деятельности, так и укрупнения бизнеса индивидуальных предпринимателей и их перехода в разряд юридических лиц.

Рисунок 2. Сравнение численности  субъектов малого и среднего предпринимательства  за периоды, %

 

Рисунок 3. Динамика численности индивидуальных предпринимателей, единиц

С начала 2012 года стабилизировалась  ситуация и в среде индивидуальных предпринимателей. Наблюдавшаяся с  мая 2011 года тенденция уменьшения их количества, обусловленная наличием проблем на валютном рынке, сменилась  поступательным ростом и за 4 месяца текущего года численность индивидуальных предпринимателей увеличилась почти  на 3 процента.

Уменьшение количества индивидуальных предпринимателей, имевшее место  в 2011 году, негативно отразилось на общей численности субъектов  малого и среднего предпринимательства. За период с мая 2011 года по январь 2012 года количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось более чем на 16 тысяч  человек.

Рисунок 4. Динамика структуры численности  субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц

В связи с началом функционирования с 1 января 2012 г. Единого экономического пространства Департаментом по предпринимательству  Министерства экономики совместно  с общественными объединениями  предпринимателей ведется работа по совершенствованию законодательства, регулирующего осуществление предпринимательской  деятельности, с тем, чтобы создать  более благоприятные условия  для развития бизнеса.[9]

Информация о работе Малый и средний бизнес в Беларуси