Курс лекций по"Финансовому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 16:40, курс лекций

Краткое описание

В работе содержатся конспекты лекций по финансовому менеджменту.

Вложенные файлы: 1 файл

обновленные лекции по фин. мен..docx

— 113.61 Кб (Скачать файл)

 

3 КОММЕРЧЕСКИЙ КРЕДИТ

 

Коммерческий (фирменный) кредит – это кредитование, осуществляемое самими участ–никами производства и  реализации товаров (работ, услуг) в  виде предоставления отсрочки, рассрочки  платежа, предварительной оплаты товара (работы, услуги) либо аванса. 
 
Аванс – денежная сумма, которая уплачи–вается в счет денежного обязательства вперед и не имеет обеспечительного характера (как, на–пример, задаток). 
 
Предварительная оплата – полная или частичная оплата покупателем товара до его передачи продавцом в срок, установленный до–говором. 
 
Отсрочка платежа – такой способ погаше–ния задолженности, при котором ее внесение в полной сумме переносится на более поздний срок, чем это предусмотрено договором. 
 
Рассрочка платежа – такой способ оплаты товаров (работ, услуг), при котором платеж производится не в полной сумме их стоимости, а по частям. 
 
Преимущества коммерческого кредита состоят в том, что он облегчает реализацию то–вара; способствует ускорению оборачиваемо–сти оборотных средств, что приводит к умень–шению потребности предприятия в кредитных ресурсах и в денежных средствах; обходится, как правило, дешевле банковского кредита во всех его формах; характеризуется достаточно простым механизмом оформления в сравнении с дру–гими видами кредита, а также оперативностью предоставления средств в товарной форме; расширяет возможности маневрирования обо–ротными средствами; позволяет фирмам ока–зывать финансовую поддержку друг другу.

Недостатки коммерческого  кредита – риск для поставщика при изменении цены товара, несоблюдении покупателем сроков оплаты, банкротстве покупателя, а также незначительный срок пользования этим видом кредита (пе–риод его предоставления ограничивается обыч–но несколькими месяцами).

Особенности коммерческого  кредита:

1) в роли кредитора при коммерческом кредитовании выступают не специализированные кредитные организации, а предприниматель–ские фирмы, связанные с производством либо реализацией товаров или услуг;

2) кредит предоставляется  исключительно в то–варной форме;

3) средняя стоимость коммерческого  кредита всегда ниже средней  процентной ставки по банковским  кредитам на данный период;

4) плата за коммерческий  кредит, как правило, включается  в цену товара, а не определяется  специально (через фиксированный  процент от базовой суммы).

По способу оформления в хозяйственной практике выделяют несколько видов коммерче–ского кредита: коммерческий кредит с отсрочкой  платежа по условиям контракта, коммерческий кредит по открытому счету, коммерческий кредит с оформлением задолженности  векселем, ком–мерческий кредит в  форме консигнации.

 

4 ЛИЗИНГ И ЕГО ФУНКЦИИ

 

Лизинг – это сделка, при которой одна сто–рона (лизингодатель) по поручению (специфи–кации) другой стороны (предприятия) вступает в соглашение о поставке с третьей стороной (производителем), по условиям которого лизинго–датель приобретает машины, средства произ–водства или другое оборудование на условиях, одобренных лизингополучателем (предприяти–ем), поскольку они затрагивают его  интересы, и вступает в соглашение (лизинговый контракт) с лизингополучателем, предоставляя послед–нему право  использовать оборудование в обмен  на уплату лизинговых платежей. 
 
Предметом лизинга могут быть предприя–тия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные сред–ства и другое движимое и недвижимое имущество. 
 
Субъектами лизинга являются: 
 
1) лизингодатель – физическое или юриди–ческое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобре–тает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставля–ет его в качестве предмета лизинга лизинго–получателю за определенную плату, на опре–деленный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с пере–ходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга; 
 
2) лизингополучатель – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять пред–мет лизинга за определенную плату, на опре–деленный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в со–ответствии с договором лизинга;

3) продавец (поставщик) –  физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором  купли-продажи с лизингодателем  продает лизингодателю в обусловленный  срок производимое (закупаемое) им  имущество, являющееся предметом  лизинга. По сравнению с другими  способами приобретения оборудования (оплатой по факту поставки, покупкой  с отсрочкой оплаты, банковским  кредитом и т.д.) лизинг имеет  ряд существенных преимуществ.

Лизинг дает возможность  предприятию-арендатору расширить  производство и наладить обслуживание оборудования без крупных едино–временных  затрат и необходимости привлече–ния заемных средств. Смягчается проблема ограниченности ликвидных средств, за–траты на приобретение оборудования рав–номерно распределяются на весь срок дей–ствия договора. Не привлекается заемный капитал, и в балансе  предприятия поддержива–ется оптимальное  соотношение собственного и заемного капиталов.

Арендные платежи производятся после уста–новки, наладки и пуска  оборудования в эксплуа–тацию, и  поэтому арендующее предприятие  имеет возможность осуществлять платежи из средств, поступающих  от реализации продук–ции, выработанной на арендуемом оборудо–вании.

 

5 ВИДЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

 

Лизинг – это сделка, при которой одна сто–рона (лизингодатель) по поручению (специфи–кации) другой стороны (предприятия) вступает в соглашение о поставке с третьей стороной (производителем), по условиям которого лизинго–датель приобретает машины, средства произ–водства или другое оборудование на условиях, одобренных лизингополучателем (предприяти–ем), поскольку они затрагивают его  интересы, и вступает в соглашение (лизинговый контракт) с лизингополучателем, предоставляя послед–нему право  использовать оборудование в обмен  на уплату лизинговых платежей.

Различают следующие виды лизинга:

1) оперативный лизинг. Этот  вид лизинга при–меняется при  небольших сроках аренды обо–рудования,  при которых продолжительность  жизненного цикла изделия значительно  боль–ше контрактного срока аренды. При оператив–ном лизинге оборудование  не полностью амортизируется  за время аренды;

2) финансовый лизинг. Лизинговые  сделки этого типа представляют  собой операцию по специальному  приобретению имущества в собственность  и последующей сдаче его во  временное владение и пользование  на срок, приближающийся по продолжительности  к сроку его эксплуатации и  амортизации всей или большей  части стоимости имущества. В  течение срока договора лизингодатель  за счет лизинговых платежей  возвращает себе всю стоимость  имущества и получает при–быль  от финансовой сделки;

3) возвратный лизинг. По  сути дела, он пред–ставляет собой  двустороннюю лизинговую сделку. Особенностью подобного рода  до–говоров лизинга является  то, что лизинго–получатель является  одновременно и «по–ставщиком»  лизингуемого оборудования, другими  словами, собственник оборудования  продает его лизинговой компании  и одновре–менно заключает с  ней договор лизинга на это  же оборудование в качестве  лизингопо–лучателя;

4) леверидж – кредитный,  паевой, раз–дельный лизинг, или  лизинг с дополнитель–ным привлечением  средств. Этот вид наибо–лее  сложен, так как связан с многоканальным  финансированием и используется, как пра–вило, для реализации  дорогостоящих проек–тов. Лизингодатель,  покупая оборудование, выплачивает  из своих средств не всю  его сум–му, а только часть.  Остальную сумму он бе–рет  в ссуду у одного или нескольких  кредито–ров;

5) лизинг «помощь в  продажах» представля–ет собой  осуществление сбыта имущества  с использованием лизинга на  основании специального соглашения, заключенного между поставщиком  (продавцом) имущества и лизинговой  компанией;

6) сублизинг. Часто лизинг  осуществляется не напрямую, а  через посредника. Схематично это  выглядит так. Имеется основной  лизин–годатель, который через посредника (как пра–вило, тоже лизинговую  компанию) сдает оборудование в  аренду лизингополучателю.

 

 

ТЕМА 9: ОСОБЕННОСТИ  ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ  НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

 

1 ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

 

Финансовое планирование – подсистема внутрифирменного планирования. Объекты финансового планирования:

1) финансовые ресурсы  – это денежные до–ходы и  поступления, находящиеся в распоря–жении  коммерческой организации и предна–значенные  для осуществления затрат по  расширенному воспроизводству, экономи–ческому  стимулированию, выполнению обя–зательств  перед государством, финансиро–ванию  прочих расходов;

2) финансовые отношения  – денежные от–ношения, возникающие  в процессе расши–ренного воспроизводства;

3) стоимостные пропорции  – пропорции, которые формируются  при распределении финансовых  ресурсов. Данные пропорции должны  быть экономически обоснованными,  поскольку влияют на эффективность  деятель–ности коммерческой организации;

4) финансовый план предприятия  – до–кумент, отражающий объем  поступления и расходования денежных  средств, фиксирую–щий баланс  доходов и направлений расходов  предприятия, включая платежи  в бюджет на планируемый период.

Цели финансового планирования ком–мерческой организации зависят  от выбранных критериев принятия финансовых решений, к ко–торым относятся  максимизация продаж; макси–мизация  прибыли; максимизация собственности  владельцев компании и т.д.

Основные задачи финансового  планиро–вания – обеспечение  финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной, финансо–вой деятельности предприятия; определение пу–тей эффективного вложения капитала, оценка степени  рационального его использования; вы–явление внутрихозяйственных резервов увели–чения прибыли; установление рациональных фи–нансовых отношений  с бюджетом, банками, контрагентами; соблюдение интересов инвесто–ров; контроль за финансовым состоянием пред–приятия.

Значение финансового  планирования заключается в том, что оно воплощает вырабо–танные  стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; обеспечивает финан–совыми ресурсами заложенные в производ–ственном плане экономические  пропорции раз–вития; предоставляет  возможность определить жизнеспособность (эффективность) проекта предприятия  в условиях конкуренции; служит ба–зой для оценки инвестиционной привлекательно–сти для инвесторов.

Основными задачами финансового  прог–нозирования являются выявление  объектив–но складывающихся тенденций  хозяйствования; анализ потенциала фирмы; выявление альтер–натив развития; определение проблем, требую–щих решения  в прогнозный период.

В условиях изменяющейся внешней  среды финансовое прогнозирование  может быть све–дено к расчету  вариабельного значения прибыли  в зависимости от меняющихся значений ряда па–раметров, таких как объем  производства, состав и структура  затрат по различным направлениям деятельности хозяйствующего субъекта и др.

 

2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ, ДОЛГОСРОЧНОЕ И КРАТКОСРОЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Финансовое планирование на предприя–тии включает три основных подсистемы: перспективное финансовое планирование, те–кущее финансовое планирование, оперативное финансовое планирование.

Стратегическое финансовое планирова–ние определяет важнейшие  показатели, пропор–ции и темпы  расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей  предприятия. Охватывает период 3–5 лет. Период от 1 года до 3 лет носит условный харак–тер, так как зависит от экономической стабиль–ности и  возможности прогнозирования объемов  финансовых ресурсов и направлений  их исполь–зования. В рамках стратегического  планирова–ния определяются долгосрочные ориентиры раз–вития и цели предприятия, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов. Ведется  поиск альтернативных вариан–тов, осуществляется выбор лучшего, и  на его ос–нове стоится стратегия  предприятия.

Долгосрочное финансовое планирова–ние является планированием  «осуществле–ния». Охватывает период 1–2 года. Основы–вается на разработанной  финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финан–сового планирования заключается в разработ–ке  конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность  предприя–тию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформи–ровать структуру ее доходов и затрат, обеспе–чить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру ее активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.

Информация о работе Курс лекций по"Финансовому менеджменту"