Источники правового регулирования договора доверительного управления имуществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:28, реферат

Краткое описание

Договор доверительного управления имуществом, как основа отдельного вида гражданско-правового обязательства, впервые появился в законодательстве Республики Беларусь с принятием и введением в действие нового Гражданского кодекса. Это было обусловлено развитием рыночных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Источники правового регулирования договора доверительного управления имуществом.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Договор доверительного управления имуществом, как основа отдельного вида гражданско-правового  обязательства, впервые появился в  законодательстве Республики Беларусь с принятием и введением в  действие нового Гражданского кодекса. Это было обусловлено развитием рыночных отношений.

Договор доверительного управления денежными средствами является особым видом договора доверительного управления имуществом, урегулированного главой 52 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Особая регламентация данного договора Банковским кодексом в дополнение к Гражданскому кодексу связано с предметом доверительного управления по данному договору, а именно с денежными средствами.

Введение особого регулирования объясняется тем, что в п. 2 ст. 896 ГК установлено, что деньги не могут быть самостоятельным предметом доверительного управления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В силу этого, для того чтобы возникли отношения по доверительному управлению денежными средствами, и необходимо было принятие акта законодательства, который бы разрешил подобные отношения.

При этом регламентация доверительного управления денежными средствами в  Банковском кодексе должна опираться  на регулирование доверительного управления имуществом в Гражданском кодексе  Республики Беларусь, так как в силу ст. 3 ГК и Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, в том числе кодексах (а регламентация доверительного управления денежными средствами в Банковском кодексе является регулированием гражданских отношений), должны соответствовать Гражданскому кодексу, в случае расхождения указанных актов с Гражданским кодексом действует Гражданский кодекс.

Итак, в основе регламентации доверительного управления денежными средствами лежат нормы Гражданского кодекса и соответствующие им положения Банковского кодекса.

 

  1. Источники правового регулирования договора доверительного управления имуществом

 

Целью учреждения доверительного управления имуществом является перенесение  бремени содержания имущества и управления им с реального собственника данного имущества на иное лицо. При этом собственник или указанное им лицо (выгодоприобретатель) получают все выгоды от использования имущества, а доверительный управляющий имеет право только на вознаграждение за проделанную работу (и то только при коммерческой форме доверительного управления). В рамках указанной общей цели учреждения доверительного управления имуществом возможно выделить наиболее частные мотивы и причины соответствующих действий.

Отношения по доверительному управлению имуществом урегулированы  нормами гл. 52 Гражданского кодекса. Отдельные вопросы доверительного управления рассматриваются в иных актах законодательства Республики Беларусь. К ним относятся: Закон Республики Беларусь от 4 сентября 1999 г. «О финансово-промышленных группах»; Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 1995 г. № 482 «О создании и деятельности в республике хозяйственных групп»; Закон Республики Беларусь от 12 марта 1992 г. «О ценных бумагах и фондовых биржах»; Положение о доверительном управлении ценными бумагами, утвержденное постановлением Государственного комитета по ценным бумагам Республики Беларусь от 12 июня 2000 г. № 10/П; Банковский кодекс Республики Беларусь, предусматривающий возможность доверительного управления денежными средствами, драгоценными металлами и драгоценными камнями; Положение о доверительном управлении денежными средствами, утвержденное постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. № 25.1; постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 16 января 2001 г. № 14 «Об операциях банков»; Закон Республики Беларусь от 3 июня 1997 г. «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» (ч. 2 ст. 8); Указ Президента Республики Беларусь от 30 декабря 1995 г. № 526 «Об утверждении Программы разгосударствления и приватизации государственных объектов, находящихся в республиканской собственности на 1996 год»; постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1677 «Об утверждении Положения о порядке управления имуществом подопечных»; Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» и некоторые иные акты законодательства республики.

 

  1. Элементы договора

 

Сторонами договора доверительного управления имуществом являются вверитель (кредитор) и доверительный управляющий (должник). Договор доверительного управления имуществом может заключаться в  пользу третьего лица (выгодоприобретателя), которое не участвует в заключении договора, но является стороной возникшего из данного договора обязательства.

По общему правилу, вверителем имущества, передаваемого в доверительное  управление, является собственник (ст. 897 ГК).

В случае передачи в доверительное  управление имущества, находящегося в государственной собственности, вверителем может быть лишь орган, уполномоченный собственником управлять этим имуществом. Например, при передаче юридическому или физическому лицу в доверительное управление на конкурсной основе акций, принадлежащих государству в открытом акционерном обществе, созданном в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, таким органом является Министерство экономики.

Субъекты права полного  хозяйственного ведения и оперативного управления не могут быть вверителями по договору доверительного управления имуществом. Это положение законодательства представляется вполне оправданным, поскольку «в противном случае возникает дополнительная надстройка, дробление правомочий собственника» (Чигир В.Ф. Правовое регулирование доверительного управления имуществом // Судовы веснiк. 1996. N° 4. С. 46.).

Вверителями могут быть и лица, обладающие имуществом на праве  общей собственности (долевой или  совместной), в частности супруги.

В случаях, предусмотренных  ст. 909 ГК, в роли вверителя выступает  не собственник имущества, а иное уполномоченное лицо. Такая ситуация складывается, когда собственник  имущества неизвестен или не обладает необходимым объемом дееспособности. Так, на основании ст. 39 ГК орган опеки и попечительства, действуя в интересах собственника имущества, признанного судом безвестно отсутствующим, заключает от собственного имени договор доверительного управления имуществом данного лица. Аналогичная ситуация имеет место при управлении имуществом подопечного (ст. 36 ГК).

Поскольку в доверительное  управление могут передаваться не только вещи, но и права, удостоверенные бездокументарными  ценными бумагами, а также исключительные права, вверителями могут быть не только собственнники, но и носители упомянутых прав.

Основной целью учреждения доверительного управления является извлечение прибыли или получение иной выгоды от переданного в управление имущества, поэтому доверительным управляющим  может быть либо индивидуальный предприниматель, либо одна из коммерческих организаций, за исключением унитарного предприятия (п. 1 ст. 898 ГК).

Не могут выступать  в роли доверительных управляющих  государственные органы или органы местного управления и самоуправления (п. 2 ст. 898 ГК).

Кроме коммерческой формы доверительного управления имуществом, существует и некоммерческая форма, которая осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством. Основной целью некоммерческого доверительного управления является не приумножение, а лишь сохранение имущества, поэтому в роли доверительного управляющего здесь может выступать гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением учреждения (п. 1 ст. 898 ГК).

Фидуциарный характер доверительного управления имуществом обуславливает тот факт, что доверительный управляющий осуществляет свои обязательства по договору лично (п. 1 ст. 904 ГК). Исключения из этого правила предусмотрены п. 2 ст. 904 и не могут толковаться расширительно.

В качестве выгодоприобретателя по договору доверительного управления имуществом по сути может выступать любое лицо, но выгодоприобретателем не может быть доверительный управляющий, в противном случае сам договор утратил бы свой смысл.

Предметом доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество (п. 1 ст. 896 ГК). Приведенный перечень является открытым и может включать в себя также отдельные объекты движимости.

Наиболее значимым объектом доверительного управления являются имущественные  комплексы, среди которых особо  выделяются предприятия. К имущественным  комплексам относится и все имущество, входящее, например, в наследственную массу.

В соответствии с Положением о доверительном управлении ценными  бумагами объектом доверительного управления могут являться: акции акционерных  обществ, облигации коммерческих организаций, другие ценные бумаги, за исключением векселей, чеков, депозитных и сберегательных сертификатов, банковских сберегательных книжек на предъявителя и коносаментов, условия выпуска и обращения которых не допускают передачу их в доверительное управление (п. 6 и 10 Положения).

Не могут быть самостоятельным предметом доверительного управления деньги, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (п. 2 ст. 896 ГК). Однако, согласно Положению о доверительном управлении денежными средствами, «на отношения по учреждению, исполнению и прекращению доверительного управления денежными средствами распространяются акты законодательства Республики Беларусь, регулирующие доверительное управление имуществом, с учетом особенностей, установленных настоящим Положением». Банковский кодекс также относит доверительное управление денежными средствами, драгоценными металлами и драгоценными камнями к самостоятельному виду банковских операций (гл. 23 БК).

Объектом доверительного управления могут быть не только вещи, но и субъективные права, в частности прав, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, и исключительные права. Особый интерес представляет управление исключительными правами, которое имеет ряд особенностей, например, не все исключительные права могут быть предметом доверительного управления. Как верно отметил О. Городов, «личные неимущественные права, носящие исключительный характер, и могут быть объектами доверительного управления, поскольку не входят в само понятие имущества» (Городов О. Доверительное управление исключительными правами // Хозяйство и право. 1999. № 3. С. 35 ).

В доверительное управление может быть передано государственное  и частное имущество. Однако имущество, находящееся в хозяйственном  ведении или в оперативном  управлении, не может быть передано в доверительное управление (п. 3 ст. 896 ГК).

Объектом доверительного управления может быть имущество, обремененное залогом, но доверительный управляющий  должен быть предупрежден о таком  обременении.

Договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме (п. 1 ст. 900 ГК). Договор может быть заключен, по общему правилу, путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 404 ГК).

Договор доверительного управления недвижимым имуществом заключается в письменной форме, причем только путем составления одного документа, подписанного сторонами (ст. 521 ГК). Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.

Несоблюдение письменной формы договора доверительного управления имуществом или требования регистрации  передачи недвижимого имущества  в доверительное управление влечет за собой недействительность договора (п. 3 ст. 900 ГК).

Передача в доверительное  управление недвижимого имущества  должна сопровождаться составлением соответствующего письменного документа о передаче.

В ст. 899 ГК прямо перечислены  условия, которые являются существенными  для договора доверительного управления имуществом:

- предмет договора, в том числе характеристика имущества, передаваемого в доверительное управление, и его стоимость. Предмет договора является существенным условием исходя из содержания п. 1 ст. 402 ГК, тем не менее законодатель продублировал данное положение в ст. 899 ГК. Это объясняется особой важностью предмета для данного договора, поскольку именно от характеристики имущества, передаваемого в доверительное управление, зависит будущая прибыль вверителя или выгодоприобретателя, именно на это имущество сохраняется право собственности вверителя и именно оно должно быть ему возвращено по прекращении договора;

- пределы использования имущества доверительным управляющим;

- наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которого осуществляется управление имуществом (вверителя или выгодоприобретателя);

- размер и форма вознаграждения доверительному управляющему. Существует и некоммерческая форма доверительного управления, которая осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством. В этом случае указанное условие утрачивает смысл, так как доверительный управляющий действует на безвозмездных началах.

Информация о работе Источники правового регулирования договора доверительного управления имуществом