Информационное обеспечение финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а так же разработка рекомендации по повышению эффективности деятельности ОАО «ЯГМЗ».
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность и назначение информационного обеспечения деятельности предприятия;
рассмотреть виды финансовой отчетности;
рассмотреть внешние и внутренние пользователи информации и
направления использования;
дать краткую характеристику предприятия;

Вложенные файлы: 1 файл

ФМ ЯГМЗ1.doc

— 451.50 Кб (Скачать файл)

Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному по сравнению со статистикой или  бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований.

С расширением компьютерной техники появились и новые  машинные источники информации. К  ним относятся данные, которые  содержатся в оперативной памяти компьютера, на гибких дисках. К внеучетным источникам информации относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее. В их число входят следующие документы:

1. Официальные документы,  которыми обязан пользоваться  субъект хозяйствования в своей  деятельности: законы государства,  указы президента, постановления правительства и местных органов власти, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия.

2. Хозяйственно-правовые  документы: договора, соглашения, решения  арбитража и судебных органов, рекламации.

3. Решения общих собраний  коллектива, совета трудового коллектива  предприятия в целом или отдельных  ее подотделов.

4. Материалы изучения  передового опыта, полученные  из разных источников информации (Интернет, радио, телевидение, газеты и т.д.).

5. Техническая и технологическая  документация.

6. Материалы специальных  обследований состояния производства  на отдельных рабочих местах (хронометраж,  фотография и т.п.).

7. Устная информация, которая получена во время  встреч с членами своего коллектива или представителями других предприятий.

По отношению к объекту  исследования информация бывает внутренней и внешней. Система внутренней информации - это данные статистического бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные, разработанные на предприятии и т.д. Система внешней информации - это данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяйственно-правовые документы и т.д.

По отношению к предмету исследования информация делится на основную и вспомогательную, необходимую для более полной характеристики изучаемой предметной области.

По периодичности поступления  аналитическая информация подразделяется на регулярную и эпизодическую. К  источникам регулярной информации относятся плановые и учетные данные. Эпизодическая информация формируется по мере необходимости, например сведения о новом конкуренте.

Регулярная информация в свою очередь классифицируется на постоянную, сохраняющую свое значение длительное время (коды, шифры, план счетов бухгалтерского учета и др.), условно-постоянную, сохраняющую свое значение в течение определенного периода времени (показатели плана, нормативы) и переменную, характеризующую частую сменяемость событий (отчетные данные о состоянии анализируемого объекта на определенную дату).

По отношению к процессу обработки информацию можно отнести  к первичной (данные первичного учета, инвентаризаций, обследований) и вторичной, прошедшей определенную стадию обработки  и преобразований (отчетность, конъюнктурные обзоры и т.д.).

Важную роль в использовании  информации играют способы ее регистрации, обработки, накопления и передачи; систематизированное  хранение и выдача информации в требуемой  форме; производство новой числовой, графической и иной информации.

  • 1.2 Виды финансовой отчетности

Финансовая отчетность представляет собой совокупность различных  форм, составленных на основе данных финансового  учета с целью сбора и обобщения  информации необходимой для дальнейшего  планирования деятельности предприятия.

Существует пять главных  видов финансовой отчетности. По длительности расчетного периода каждый из видов  может быть годовым либо промежуточным.

Рекомендуемые формы  бухгалтерской финансовой отчетности, а также указания к их заполнению, устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. Каждый из видов бухгалтерской финансовой отчетности раскрывает определенные сведения, необходимые для конкретных целей.

Форма №1 - Бухгалтерский  баланс.

Бухгалтерский баланс является главным источником информации об имущественном положении предприятия. Он характеризует в денежном измерении финансовое состояние предприятия на определенную дату.

Бухгалтерский баланс содержит наибольший из всех форм отчетности объем информации, необходимый для анализа. В нем имеется более 80 пунктов (статей), соотношения между которыми может быть охарактеризовано более чем 1000 расчетными показателями (пропорциями).

Бухгалтерский баланс, как отчетная форма - это характеристика хозяйственных средств предприятия по составу (актив = внеоборотные активы + оборотные активы) и источникам возникновения (пассив = собственные средства + долгосрочные и краткосрочные заемные средства).

Актив предприятия - это хозяйственные экономические ресурсы или средства, которые должны принести выгоды предприятию в будущем.   

Пассив предприятия - это обязательства предприятия перед собственниками и внешние обязательства.

В соотношении структур активов и пассивов бухгалтерского баланса выражается финансовое состояние предприятия.

Форма №2 - Отчет о прибылях и убытках.

Отчет о прибылях и  убытках - одна из основных форм бухгалтерской отчетности, которая характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и содержит данные о доходах, расходах и финансовых результатах в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.

Доходы - это увеличение активов или уменьшение обязательств компании, которые вызваны обычной  хозяйственной деятельностью компании и приводят к увеличению собственного капитала. К ним относятся выручка  от реализации продукции или оказания услуг, сборы, проценты, дивиденды, арендная плата и др.

Расходы - это уменьшение средств предприятия или увеличение его обязательств, которые возникают  в процессе хозяйственной деятельности предприятия в целях получения прибыли и приводят к уменьшению собственного капитала. Расходы включают: себестоимость реализованной продукции, внепроизводственные и административные расходы, выплата процентов, арендной платы, налогов, заработной платы. 
Прочие прибыли (случайные прибыли) и прочие убытки представляют увеличение или уменьшение собственного капитала в результате случайных, операций, не являющихся характерными для обычной хозяйственной деятельности.

Отчет обычно начинается со статьи выручка от реализации, которая  отражает валовую выручку от реализации продукции, работ, услуг, или со статьи чистая выручка от реализации, которая представляет собой выручку от реализации за вычетом скидок и возвращенных товаров.

Форма №3 - Отчет  об изменениях капитала

Отчет об изменениях капитала - форма бухгалтерской финансовой отчетности, показывающая движение уставного капитала, резервного капитала, дополнительного капитала, а также отражающая все изменения величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) предприятия. Данный вид финансовой отчетности предприятия состоит из двух частей,

В первой части «Изменения капитала» данные приводятся за два года - за отчетный и за предыдущий (с выделением суммарного результата на начало и конец каждого года).

Во второй части «Резервы» дается расшифровка составных частей резервного капитала, которая ранее находилась в самой форме бухгалтерского баланса. Кроме того, в ней отражается движение оценочных резервов и резервов предстоящих расходов.

Для оценки степени ликвидности активов предприятия в справке к форме № 3 показывается показатель «Чистые активы», который используют для анализа финансового состояния предприятия, при оценке его кредитоспособности.

Порядок оценки стоимости чистых активов регламентирован законодательно и утвержден приказом Минфина РФ № 10н от 29. 01. 2003 года.

Чистые активы - это имущество организации, освобожденное от обязательств со стороны.

Чистые активы предприятия рассчитываются с целью установления их соответствия размеру уставного капитала предприятия.

Существует 4 варианта анализа чистых активов:

1. Чистые активы больше уставного капитала. Положение предприятия финансово устойчиво.

2. Чистые активы меньше уставного капитала или складочного капитала. В этом случае предприятие должно объявить об уменьшении уставного капитала до величины не превышающий размер чистых активов.

3. Если стоимость чистых активов меньше минимального размера уставного капитала, по законодательству в этом случае общество обязано принять решение о своей ликвидации.

4. Чистый актив меньше суммы уставного капитала и резервного капитала или может стать меньше в результате решения о выплате дивидендов. В этом случае общество не должно принимать решение и объявлять о выплате дивидендов.

Чистые оборотные активы необходимы для поддержания финансовой устойчивости предприятия, так как их наличие означает ни только о возможности покрытия своих обязательств, но и о возможности расширения своей деятельности в будущем.

Отчет составляется ежеквартально, начиная со второго года открытия предприятия.

Форма №4 - Отчет  о движении денежных средств.

Предназначен для анализа  текущих потоков денежных средств и оценки способности предприятия погасить свою задолженность и выплатить дивиденды, а так же привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Эта форма бухгалтерской отчетности дополняет как бухгалтерский баланс, так и отчет о прибылях и убытках информацией о способности предприятия создавать, привлекать и использовать денежные средства.

Отчет разбит на три составные части, в которых отражается движение денежных средств:

    • по текущей деятельности;
    • по инвестиционной деятельности;
    • по финансовой деятельности.

Текущая деятельность- это деятельность, связанная с производством продукции (товаров, работ, услуг) по своему основному (уставному) предназначению.

В ходе осуществления текущей деятельности нормально работающее предприятие должно генерировать положительный денежный поток. Отрицательный или незначительный положительный денежными потоки являются сигналом о настоящих и будущих финансовых проблемах на предприятии.

Инвестиционная деятельность- это деятельность связанная с капитальными вложениями в бизнес, выпуском предприятием ценных бумаг долгосрочного характера, осуществлением других долгосрочных финансовых вложений.

Инвестиционная деятельность связана, прежде всего, с оттоком денежных средств и возможна при наличии у предприятия свободных денег.

Финансовая деятельность связана с эмиссией предприятием краткосрочных ценных бумаг, выплатой и получение дивидендов, погашением облигаций, выкупом собственных акций, осуществлением других краткосрочных финансовых вложений.

Финансовые операции призваны при недостатке денежных средств, необходимых предприятию для обеспечения своей финансово-хозяйственной деятельности, обеспечить их дополнительный приток.

Главная цель анализа движения денежных потоков- оценить способность предприятия генерировать денежные средства в размере и в сроки, необходимые для осуществления планируемых расходов, т.е. оценить платежеспособность предприятия.

Форма №5 —  Приложение к бухгалтерскому балансу.

Приложение к бухгалтерскому балансу раскрывают сведения, относящиеся  к учетной политике организации и обеспечивают пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.

  • 1.3 Внешние и внутренние пользователи информации и направления использования

В странах с развитой рыночной экономикой в рамках бухгалтерского учета в последнее время утвердилось деление бухгалтерского учета на две подсистемы, ориентированные на разные группы пользователей: финансовый учет, ориентированный на внешних пользователей и управленческий учет, ориентированный на внутренних пользователей.

Управленческий учет - это подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее менеджеров (управляющий аппарат) информацией, необходимой для прогнозирования, планирования деятельности, контроля и анализа результатов деятельности и, как итог, принятия управленческих решений для достижения оптимальных результатов деятельности организации.

Информация о работе Информационное обеспечение финансового менеджмента