Инвестиционная деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 05:50, курсовая работа

Краткое описание

Итак, целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного регулирования инвестиционной деятельности организации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть сущность инвестиций, классификацию их видов;
раскрыть понятие инвестиционной деятельности предприятий, а также ее субъекты и объекты;
выделить основные направления инвестиционной деятельности предприятий;
охарактеризовать влияние государства на инвестиционную деятельность;
рассмотреть формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности;
выявить роль государственного регулирования в развитии инвестиционной деятельности предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_finansy_organizatsii_Min_Mi_Ok.docx

— 71.63 Кб (Скачать файл)
  1. Косвенное регулирование включает разнообразные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. Его задачей является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
  • совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
  • установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
  • защиты интересов инвесторов;
  • предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
  • расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
  • создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
  • принятия антимонопольных мер;
  • расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
  • развития финансового лизинга в Российской Федерации;
  • проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
  • создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;
  1. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации капитальных вложений в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами, а также по предложениям Правительства и Президента РФ. Конкретными формами такого участия являются:
  • разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
  • ежегодного формирования федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и плановый период, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности, и ее реализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • размещения средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;
  • проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;
  • выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
  • вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
  • предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации [11, c. 27-29].
    1. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита инвестиций

Государственные гарантии прав участников инвестиционной деятельности имеют большое значение для стимулирования развития инвестиционной деятельности и позволяют ее участникам быть уверенными в том, что в условиях кризисных ситуаций вложенный капитал не будет безвозвратно потерян.

Государственные гарантии прав субъектов изложены в ст. 15 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

В их число включены следующие гарантии прав всех субъектов независимо от формы собственности:

    • обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
    • гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
    • право обжалования в суде любых действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления;
    • защита капитальных вложений.

Стабильность прав обеспечивается законом лишь участникам приоритетных инвестиционных проектов.

Приоритетным инвестиционным проектом называется проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям российского законодательства и включенный в перечень, утвержденный Правительством РФ.

Правительство РФ устанавливает критерии оценки изменения условий взимания налогов, утверждает порядок, определяющий день начала финансирования проекта, и порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов. В случае неисполнения инвестором принятых на себя обязательств по приоритетному инвестиционному проекту Правительство РФ имеет право лишить его предоставленных льгот.

Защита капитальных вложений заключается в том, что они могут быть национализированы и реквизированы только при условии предварительного и равноценного возмещения участнику инвестиционного проекта причиненных убытков в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации. Капитальные вложения могут быть застрахованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае нарушения требований законодательства Российской Федерации и условий договоров и контрактов участники инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Инвестиционная деятельность может быть приостановлена или прекращена органами власти и управления в случаях:

• признания инвестора банкротом;

• возникновения стихийных бедствий и катастроф;

• введения чрезвычайного положения;

• если продолжение инвестиционной деятельности может привести к нарушению установленных законом экологических, санитарно-гигиенических и других норм и правил, охраняемых законом прав и интересов граждан, юридических лиц и государства.

Порядок возмещения ущерба участникам инвестиционной деятельности в этих случаях определяется законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также заключенными договорами и государственными контрактами [11, c. 30-31].

Таким образом, государственное регулирование инвестиционной деятельности предприятия позволяет обеспечить достаточный уровень инвестиционной активности, соблюдение законных прав участников инвестиционного процесса, а также реализацию целей и задач инвестиционной политики государства [9, c. 75].

Итак, можно отметить следующее, что:

  • Важным рычагом воздействия на инвестиционную деятельность предприятия является государственное регулирование - одна из составных частей экономической политики государства. Под государственным регулированием инвестиционной деятельности организации понимается целенаправленная деятельность государства по обеспечению благоприятных условий для осуществления инвестирования, для эффективного использования инвестиционного потенциала организации в целях подъема экономики и решения задач социально-экономического развития;
  • Государственное регулирование инвестиционной деятельности организации осуществляется с помощью следующих методов:
    • Косвенное регулирование - включает разнообразные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. Его задачей является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;
  • Прямое участие государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации капитальных вложений в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами, а также по предложениям Правительства и Президента РФ.
  • Государственные гарантии прав участников инвестиционной деятельности имеют большое значение для стимулирования развития инвестиционной деятельности и позволяют ее участникам быть уверенными в том, что в условиях кризисных ситуаций вложенный капитал не будет безвозвратно потерян;
  • Государство особо поддерживает реализацию крупных инвестиционных проектов.
  • В случае нарушения требований законодательства Российской Федерации и условий договоров и контрактов участники инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

  1. Роль государственного регулирования в инвестиционной деятельности предприятия

Современное состояние инвестирования в стране оценивается как кризисное. Объем инвестиций составляет 25% к уровню 1990 г., причем высокими темпами сокращаются инвестиции в производственную сферу, от которых в первую очередь зависит структурная перестройка экономики. И если в промышленно развитых странах инвестиции составляют 8-10% от валового внутреннего продукта, то у нас они в 4-5 раз меньше - и это при том, что основные фонды в отечественной промышленности устарели, изношены на 60-80% и остро нуждаются в обновлении и модернизации [24].

Развитию инвестиционных процессов в российских предприятиях на современном этапе придается важное значение со стороны государственного регулирования [19, с. 310].

Действенность государственного регулирования инвестиционной деятельности остается низкой, несмотря на ряд принятых правительственных решений. Ее главная слабость, по мнению экспертов, в незащищенности расходов бюджета на инвестиционные цели. Финансирование этих расходов осуществляется по-прежнему по остаточному принципу. Правительство РФ не смогло обеспечить своевременное финансирование даже быстроокупаемых проектов, где доля государства составляет всего 20%, а остальные средства мобилизируются инвестором.

Причины инвестиционного кризиса лежат в методах осуществления экономических реформ на уровне национальной экономики. Так, не удалось создать эффективного собственника и стратегического инвестора, заинтересованного не столько в потреблении, сколько в развитии производства; несовершенна система налогообложения промышленности, особенно в части стимулирования инвестиционной деятельности; фонд амортизации зачастую используется не по назначению и не является главным источником накоплений, необходимых для инвестиций [18, c. 95].

Осуществляемая государственная финансово-кредитная политика не обеспечивает нормальных условий воспроизводства капитала. Даже имевшее место снижение инфляции оказалось недостаточным для усиления притока иностранных инвестиций, цена кредита остается высокой, высоким остается и инвестиционный риск.

Объем привлекаемых иностранных инвестиций намного ниже возможностей российского инвестиционного рынка. Нынешний объем иностранных инвестиций нужно увеличить в два раза [24].

Если говорить о странах, которые инвестировали в российскую экономику, то инвестиции преимущественно приходили из таких стран, как Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, США и Франция. На их долю приходилось порядка 81 % от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых – порядка 79,7 % [19, с. 310].

Ситуация углубляется слабой разработанностью и недейственностью правовых норм в инвестиционной деятельности. Следствием чего является развитие теневой экономики, потеря контроля над распределением прибыли и вывозом капитала за рубеж.

И все-таки существуют объективные предпосылки для выхода из инвестиционного кризиса.

В концентрированном виде экономический рост - это накопление капитала. Для достижения этого требуется, по нашему мнению, усилить функции государства как «стратегического инвестора». Основная идея корректировки инвестиционной политики состоит в том, чтобы государство смогло (и заинтересовало других) реально направлять инвестиционные вложения в предприятия. Для этого надо ускоренными темпами формировать нормативно-стимулирующий, в существенной степени понуждающий механизм накопления капитала в специфической переходной российской экономике [24].

Поэтому к приоритетным направлениям государственного регулирования инвестиционной деятельности предприятий относится формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный предпринимательский климат, что подразумевает:

  • Кардинальное улучшение условий инвестирования и хозяйствования;
  • Существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной систем;
  • Достижение сбалансированности бюджетной системы и повышение эффективности ее функционирования;
  • Стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в российской экономике;
  • Создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения среднесрочной финансовой стабильности;
  • Создание условий для интеграции РФ в мировую экономику [19, c. 318].

Также следует отметить, что политика государственного регулирования должна включать арсенал средств удержания отечественного капитала в национальном экономическом пространстве. Такие меры давно существуют и проверены в других рыночных экономиках. Это могут быть различные формы протекционизма для отечественных производителей и таможенное регулирование ввоза товаров и капитала [24].

Все это позволит РФ улучшить инвестиционную деятельность фирм и выйти на траекторию устойчивого экономического роста.

Многие эксперты выделяют в настоящее время ряд основных конкурентных преимуществ РФ:

    • Квалифицированная рабочая сила;
    • Политическая и социальная стабильность;
    • Высокий научный потенциал;
    • Значительные запасы природных ресурсов.

Информация о работе Инвестиционная деятельность предприятия