Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 05:50, курсовая работа
Итак, целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного регулирования инвестиционной деятельности организации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть сущность инвестиций, классификацию их видов;
раскрыть понятие инвестиционной деятельности предприятий, а также ее субъекты и объекты;
выделить основные направления инвестиционной деятельности предприятий;
охарактеризовать влияние государства на инвестиционную деятельность;
рассмотреть формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности;
выявить роль государственного регулирования в развитии инвестиционной деятельности предприятия.
Государственные гарантии прав участников инвестиционной деятельности имеют большое значение для стимулирования развития инвестиционной деятельности и позволяют ее участникам быть уверенными в том, что в условиях кризисных ситуаций вложенный капитал не будет безвозвратно потерян.
Государственные гарантии прав субъектов изложены в ст. 15 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
В их число включены следующие гарантии прав всех субъектов независимо от формы собственности:
Стабильность прав обеспечивается законом лишь участникам приоритетных инвестиционных проектов.
Приоритетным инвестиционным проектом называется проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям российского законодательства и включенный в перечень, утвержденный Правительством РФ.
Правительство РФ устанавливает критерии оценки изменения условий взимания налогов, утверждает порядок, определяющий день начала финансирования проекта, и порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов. В случае неисполнения инвестором принятых на себя обязательств по приоритетному инвестиционному проекту Правительство РФ имеет право лишить его предоставленных льгот.
Защита капитальных вложений заключается в том, что они могут быть национализированы и реквизированы только при условии предварительного и равноценного возмещения участнику инвестиционного проекта причиненных убытков в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации. Капитальные вложения могут быть застрахованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае нарушения требований законодательства Российской Федерации и условий договоров и контрактов участники инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инвестиционная деятельность может быть приостановлена или прекращена органами власти и управления в случаях:
• признания инвестора банкротом;
• возникновения стихийных бедствий и катастроф;
• введения чрезвычайного положения;
• если продолжение инвестиционной деятельности может привести к нарушению установленных законом экологических, санитарно-гигиенических и других норм и правил, охраняемых законом прав и интересов граждан, юридических лиц и государства.
Порядок возмещения ущерба участникам инвестиционной деятельности в этих случаях определяется законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также заключенными договорами и государственными контрактами [11, c. 30-31].
Таким образом, государственное регулирование инвестиционной деятельности предприятия позволяет обеспечить достаточный уровень инвестиционной активности, соблюдение законных прав участников инвестиционного процесса, а также реализацию целей и задач инвестиционной политики государства [9, c. 75].
Итак, можно отметить следующее, что:
Современное состояние инвестирования в стране оценивается как кризисное. Объем инвестиций составляет 25% к уровню 1990 г., причем высокими темпами сокращаются инвестиции в производственную сферу, от которых в первую очередь зависит структурная перестройка экономики. И если в промышленно развитых странах инвестиции составляют 8-10% от валового внутреннего продукта, то у нас они в 4-5 раз меньше - и это при том, что основные фонды в отечественной промышленности устарели, изношены на 60-80% и остро нуждаются в обновлении и модернизации [24].
Развитию инвестиционных процессов в российских предприятиях на современном этапе придается важное значение со стороны государственного регулирования [19, с. 310].
Действенность государственного регулирования инвестиционной деятельности остается низкой, несмотря на ряд принятых правительственных решений. Ее главная слабость, по мнению экспертов, в незащищенности расходов бюджета на инвестиционные цели. Финансирование этих расходов осуществляется по-прежнему по остаточному принципу. Правительство РФ не смогло обеспечить своевременное финансирование даже быстроокупаемых проектов, где доля государства составляет всего 20%, а остальные средства мобилизируются инвестором.
Причины инвестиционного кризиса лежат в методах осуществления экономических реформ на уровне национальной экономики. Так, не удалось создать эффективного собственника и стратегического инвестора, заинтересованного не столько в потреблении, сколько в развитии производства; несовершенна система налогообложения промышленности, особенно в части стимулирования инвестиционной деятельности; фонд амортизации зачастую используется не по назначению и не является главным источником накоплений, необходимых для инвестиций [18, c. 95].
Осуществляемая государственная финансово-кредитная политика не обеспечивает нормальных условий воспроизводства капитала. Даже имевшее место снижение инфляции оказалось недостаточным для усиления притока иностранных инвестиций, цена кредита остается высокой, высоким остается и инвестиционный риск.
Объем привлекаемых иностранных инвестиций намного ниже возможностей российского инвестиционного рынка. Нынешний объем иностранных инвестиций нужно увеличить в два раза [24].
Если говорить о странах, которые инвестировали в российскую экономику, то инвестиции преимущественно приходили из таких стран, как Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, США и Франция. На их долю приходилось порядка 81 % от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых – порядка 79,7 % [19, с. 310].
Ситуация углубляется слабой разработанностью и недейственностью правовых норм в инвестиционной деятельности. Следствием чего является развитие теневой экономики, потеря контроля над распределением прибыли и вывозом капитала за рубеж.
И все-таки существуют объективные предпосылки для выхода из инвестиционного кризиса.
В концентрированном виде экономический рост - это накопление капитала. Для достижения этого требуется, по нашему мнению, усилить функции государства как «стратегического инвестора». Основная идея корректировки инвестиционной политики состоит в том, чтобы государство смогло (и заинтересовало других) реально направлять инвестиционные вложения в предприятия. Для этого надо ускоренными темпами формировать нормативно-стимулирующий, в существенной степени понуждающий механизм накопления капитала в специфической переходной российской экономике [24].
Поэтому к приоритетным направлениям государственного регулирования инвестиционной деятельности предприятий относится формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный предпринимательский климат, что подразумевает:
Также следует отметить, что политика государственного регулирования должна включать арсенал средств удержания отечественного капитала в национальном экономическом пространстве. Такие меры давно существуют и проверены в других рыночных экономиках. Это могут быть различные формы протекционизма для отечественных производителей и таможенное регулирование ввоза товаров и капитала [24].
Все это позволит РФ улучшить инвестиционную деятельность фирм и выйти на траекторию устойчивого экономического роста.
Многие эксперты выделяют в настоящее время ряд основных конкурентных преимуществ РФ: