Дебиторская задолженность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 22:19, отчет по практике

Краткое описание

Целью преддипломной практики является - подготовка к написанию дипломной работы.
2. Задачи практики:
- систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний в области финансов и кредита;
-формирование умения применять полученные в стенах ВУЗа знания при решении конкретных производственных, исследовательских и научных задач;

Содержание

Введение 3
1. Обзор и анализ литературных источников по теме «Дебиторская задолженность» 4
2. Краткая характеристика предприятия 10
3. Анализ финансового положения ОАО НКО «ИНКАХРАН» 17
4. Анализ дебиторской задолженности 21
5. Мероприятия по эффективному управлению дебиторской задолженностью 29
Выводы и предложения 35
Библиографический список 37

Вложенные файлы: 1 файл

дораб 0182 Отчет по дебиторской задолженности.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра финансов, кредита и биржевого дела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТЧЕТ

о преддипломной  практике

 

 

 

 

 

Исполнитель - студент V курса

дневного/ заочного / вечернего /отделения

экономического факультета специальности  «ФКР»

____________( и.о. фамилия)

(подпись)

 

Руководитель практики от организации

(и.о. фамилия)

(подпись) 

 

 

Руководитель практики от кафедры

(подпись)

(и.о. фамилия)

 

 

 

 

 

Пермь 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Каждая организация, осуществляя свои хозяйственные функции, имеет в наличие, дебиторскую задолженность и поэтому правильное управления данными статьями баланса необходимо, так как их структура влияет на формирования показателей деятельности и финансовое положения предприятия. Основным способом эффективного управления задолженностью, является ее периодический анализ, особенно в период кризиса, так как несвоевременно погашенная дебиторская задолженность ведет к снижению финансовой активности предприятия, в результате чего увеличивается кредиторская задолженность и все это приводит предприятия к банкротству.

Целью преддипломной  практики является - подготовка к написанию дипломной работы.

2. Задачи практики:

- систематизация,    закрепление    и    расширение    теоретических    и практических знаний в области финансов и кредита;

-формирование умения  применять полученные в стенах  ВУЗа знания при решении конкретных  производственных, исследовательских  и научных задач;

- развитие   навыков   ведения   самостоятельной   работы  в    сфере финансового управления;

-сбор материала для  написания дипломной работы и  отчета по практике за V курс;

-применение методик  исследования при решении разрабатываемых  в выпускной работе проблем  и вопросов.

Объект исследования: ОАО НКО «ИНКАХРАН».

Предмет исследования - дебиторская  задолженность предприятия. Период проведения анализа 2010-2011 года

 

1. Обзор и анализ литературных источников по теме «Дебиторская задолженность»

Дебиторская задолженность - обязательства других предприятий, организаций, являющихся юридическими лицами, или отдельных граждан (физических лиц) перед данным предприятием. Эти обязательства возникают в связи с предоставлением им продукции или денежных средств (в виде займов, подотчетных сумм и т. п.), выполнением работ, оказанием услуг. Таких участников по обязательствам принято называть «дебиторами» [7, с. 78].

Любые хозяйствующие субъекты предпочли  бы продавать свои товары либо услуги за деньги, а не в кредит, однако требования конкуренции вынуждают большинство  предприятий предлагать товары в кредит. В процессе поставки товаров запасы хозяйствующего субъекта сокращаются и образуется дебиторская задолженность. Дебиторская задолженность это суммы, которые покупатели должны предприятию. Эта задолженность образуется во время реализации и превращается в денежные средства по истечении определенного времени.

Управление дебиторской  задолженности на предприятии происходит с учетом следующих факторов: оценка и классификация покупателей  в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты; контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности; анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации [22, с. 131].

Оценка реального состояния  дебиторской задолженности, то есть оценка вероятности безнадежных  долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта  оценка ведется отдельно по группам  дебиторской задолженности с  различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов.

На уровень дебиторской  задолженности основное влияние  оказывают макроэкономические условия  и принятая фирмой политика предоставления кредита и инкассации. Предоставление кредита является одним из многих факторов, под воздействием которых изменяется спрос на продукцию. Управление дебиторской задолженностью требует прямых и косвенных издержек, но предоставление кредита, как правило, увеличивает объем продаж. Оптимальная кредитная политика - это политика, максимизирующая стоимость компании.

Внешний анализ состояния  расчетов с дебиторами базируется на данных форм №1 и №5. Для внутреннего  анализа используются данные аналитического учета счетов, предназначенных для обобщения информации о расчетах с дебиторами [7, с. 81].

На основе оперативной  отчетности производят ранжирование задолженности  по срокам оплаты счетов,  которые  классифицируются  по  группам:  срок оплаты не наступил, просрочка от 1 до 30 дней (до 1 месяца), от 31 до 90 дней (от 1 до 3 месяцев), от 91 до 180 дней (от 3 до 6 месяцев), от 181 до 360 дней (от 6 месяцев до 1 года), от 360 дней и более (более 1 года). Контроль за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения; наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку (дней): 0-30; 31-60; 61-90; 91-120; свыше 120. Возможны и иные группировки. Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва [22, с. 136-137].

Анализ и контроль уровня дебиторской задолженности  можно проводить с помощью  абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике. В  частности, значительный интерес представляет контроль за своевременностью погашения задолженности дебиторами.

Управление  дебиторской задолженностью непосредственно  влияет на прибыльность компании и  определяет дисконтную и кредитную  политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

К приемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиска путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Вы также должны оценивать возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, то есть упущенная выгода от неиспользования средств, вместо их инвестирования.

Управление  дебиторской задолженностью связано  с двумя видами резервов времени - на выписку счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета - это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что компании следует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовой доставки - между подготовкой счета-фактуры н получением его покупателем. Время почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи).

В составе оборотного капитала важным элементом является дебиторская задолженность. Дебиторская  задолженность - комплексная статья, включающая расчеты: с покупателями и заказчиками; по векселям к получению; с дочерними и зависимыми обществами; с участниками (учредителями) по взносам в уставный капитал; по выданным авансам; с прочими дебиторами.

Дебиторская задолженность  условно делится на две группы - нормальная и ненормальная. Нормальной считается задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Ненормальная - задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Она возникает вследствие недостатков в работе предприятия (несвоевременное возмещение материального ущерба, неосмотрительная кредитная политика по отношению к покупателям, неправильный выбор партнеров), а также из-за длительных неплатежей и даже банкротства покупателей (клиентов) или слишком высоких темпов наращивания объема продаж. Наличие значительной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, свидетельствует об иммобилизации оборотных средств и ухудшении  финансового состояния предприятия. Общая сумма средств,  находящихся в конкретный момент времени на счетах дебиторов, определяется двумя факторами [13, с. 105]:

1) средним периодом  между реализацией товаров (услуг)  и получением выручки от их  продажи;

2) объемом реализации товаров в кредит.

Задачи анализа оборачиваемости  дебиторской задолженности состоят  в выявлении размеров и оценке динамики неоправданной задолженности, причин ее возникновения или роста.

Анализ состояния дебиторской  задолженности начинают с общей оценки динамики ее объема в целом и продолжают в разрезе отдельных статей; определяют долю дебиторской задолженности в оборотных активах,  анализируют ее  структуру,  определяют удельный вес дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение года, оценивают динамику этого показателя и  проводят последующий анализ качественного состояния дебиторской задолженности с целью оценки динамики неоправданной (сомнительной) задолженности.

Анализ и контроль дебиторской и кредиторской задолженности  можно производить с помощью абсолютных и относительных показателей в динамике за ряд кварталов или лет, важнейшие среди которых следующие [22, с. 138-141]:

1.Инкассация наличности - процесс получения денежных  средств за реализованную продукцию). Коэффициенты инкассации позволяют установить, когда и в какой сумме ожидается поступление денежных средств от продаж данного периода.

       (1)    

2.Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности (КОдз):

КОдз =  (2)

где ВР - выручка от реализации в  свободных оптовых ценах;


 ДЗ - средняя дебиторская  задолженность за период.

3. Продолжительность  оборачиваемости дебиторской задолженности  (Пдз):

Пкз = Д / КОдз , (3)

где КОдз - коэффициент  оборачиваемости дебиторской задолженности

Д – период (365 – год, 90 – квартал, 30- месяц)

Период погашения дебиторской  задолженности устанавливается по формуле продолжительность оборачиваемости дебиторской задолженности. Следует иметь в виду, что чем больше период просрочки задолженности, тем выше риск ее непогашения.

4.Средняя дебиторская  задолженность за период (квартал,  год):

ДЗ =              (4) 


где Д3нп и ДЗкп - дебиторская задолженность на начало и конец расчетного   периода.

Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Замедление оборачиваемости свидетельствует об отвлечении оборотных средств предприятия для расчетов с покупателями и заказчиками, а также с другими партнерами.

5. Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности (Кцдз) определяется по формуле:

Кпдз = ДЗ / ВР      (5) 

где ДЗ - средняя за расчетный  период дебиторская задолженность;

ВР - выручка от реализации продукции (работ, услуг) в свободных  оптовых ценах.

В состав средней за расчетный период дебиторской задолженности включаются: задолженность покупателей и заказчиков, векселя к получению, авансы выданные, прочие дебиторы.

Значение данного показателя зависит  от вида договоров, заключаемых конкретным предприятием. Так, например, если основной типовой договор предусматривает оплату в течение двух     недель с момента отгрузки товара, то критическое значение коэффициента равно 1/26. Если расчетное значение коэффициента    превышает данную величину, то можно констатировать, что у  предприятия возникли трудности во взаиморасчетах со своими дебиторами (клиентами). С целью определения конкретных причин образования сомнительной дебиторской задолженности проводится внутренний анализ суммы этой задолженности по дебиторам и срокам возникновения, основанный на оперативных данных бухгалтерского учета.

6. Доля сомнительной задолженности  (со сроком погашения более  12 месяцев) в общем объеме дебиторской  задолженности:

Уд.сом.ДЗ = Сомнительные дебиторы / ДЗ * 100 (6)

Данный показатель характеризует «качество» дебиторской задолженности. Тенденция к ее росту свидетельствует о снижении ликвидности дебиторов, а следовательно, об ухудшении финансового состояния предприятия.

7. Коэффициент оборачиваемости  кредиторской задолженности:

КО кз = ВР / КЗ (7)

где ВР - выручка от реализации в  свободных оптовых ценах;


 ДЗ - средняя дебиторская  задолженность за период.

7. Продолжительность  одного кредиторской задолженности:

Пкз = Д / КОкз (8)

8. Продолжительность  оборачиваемости кредиторской задолженности  (Пкз):

Пкз = Д / КОкз , (9)

где КОкз - коэффициент  оборачиваемости дебиторской задолженности

Д – период (365 – год, 90 – квартал, 30- месяц)

9. Доля дебиторской  задолженности в общем объеме  оборотных активов (Ддз) вычисляется по формуле:

Ддз = Дебиторы / ОА (10)

Сравнение показателя производится за ряд периодов (кварталов, лет). Рост доли дебиторской задолженности (в процентах), особенно дебиторов с длительным сроком погашения, свидетельствует о снижении ликвидности оборотных активов предприятия.

Информация о работе Дебиторская задолженность