Государственный долг и его последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о том, означает ли финансирование государственных расходов с помощью займов большее бремя для будущих поколений по сравнению с налогами, вызывает жаркие споры среди профессионалов. Одно из недоразумений связано с тем, что государственный долг зачастую рассматривают по аналогии с частным долгом. Это действительно справедливо для внешнего государственного долга, но совсем не для внутренней задолженности государства своим гражданам. Вот как выразился по этому поводу американский экономист А. Лернер

Содержание

Введение
1. Причины возникновения государственного долга и его виды
2. Последствия государственного долга и методы управления им
3. Влияние государственного долга на развитие экономики России
4. Практикум
Заключение
Литература
Приложение 1

Вложенные файлы: 1 файл

госдолг для марины.docx

— 47.96 Кб (Скачать файл)

Общий внешний долг России за 2007 г. вырос на 48% - до 459,6 млрд. долл., говорится в материалах ЦБ РФ. Задолженность  органов госуправления за год  уменьшилась на 16,2% до 37,4 млрд.долл. а долг российских банков перед нерезидентами, напротив, увеличился сразу на 618% до 163,7 млрд.долл.

Председатель Счетной  палаты РФ Сергей Степашин сообщил, что  на 1 января 2008 года корпоративный долг РФ составлял430 млрд.долл. (33% ВВП). Из этой суммы почти 90% приходится на долг российских корпораций и банков по кредитам иностранным  банкам. Такая зависимость при  ухудшении конъюнктуры и снижении финансовой устойчивости создает риски, в том числе и для бюджетной  системы. Именно на это Счетная палата обращала внимание Правительства и  Президента, и С. Степашин полагает, что соответствующие меры будут  приняты.

Внешний долг России за 1 квартал 2008 г. сократился с 44,9 млрд.долл. до 44,1 млрд.долл. задолженность перед странами –  членами Парижского клуба на 1 апреля 2008 г. составила 1,6 млрд.долл., сообщает Минфин РФ. Перед странами, не входящими  в Парижский клуб – 2,2 млрд.долл. Перед бывшими странами Совета экономической  взаимопомощи – 1,65 млрд. другим странам  бывший СССР задолжал 0,7 млрд.долл. Задолженность  перед международными финансовыми  организациями составила 4,8 млрд., по еврооблигационным займам – 28,2 млрд., по облигациям внутреннего валютного  займа – 4,5 млрд.долл.

Все это говорит о необходимости  продолжения переговорного процесса по реструктуризации внешнего долга. Надо не только стремиться к избавлению от внешнего долга, но главное - уметь  эффективно его использовать на благо  отечественной экономики. Для этого  нужны глобальные и эффективные  инвестиционные проекты и надежная кредитно-банковская система.

Текущая ситуация в области  государственных заимствований  характеризуется проведением достаточно взвешенной политики в области внешних  и внутренних заимствований, а также  переходом к применению методов  активного управления долгом с целью  сокращения расходов на его обслуживание.

При этом акцент в политике государственного заимствования на неуклонное снижение внешнего долга (вне  зависимости от реального финансового  состояния и потребностей развития) снижает потенциал этого важнейшего института развития национальной экономики, особенно важного в условиях активной ее интеграции в мировое экономическое  сообщество.

 

4. Практикум

 

Правительство для реализации инвестиционного проекта получило от транснационального банка заем в  размере 300 млн. долл. По годовой ставке 5%, который позволяет ежегодно увеличивать  ВВП на 30 млн. долл.

  1. Возрастет ли при этих условиях сумма долга правительства?
  2. Увеличатся ли налоги на граждан данной страны в связи с новыми долговыми обязательствами правительства? Почему?
  3. Через сколько лет возможно будет полностью погасить долг?

Решение

  1. В данных условиях сумма долга правительства не возрастет, так как сумма ежегодных платежей по долгу не будет превышать годового объема ВВП, что позволит уменьшать сумму долга правительства.

15 млн. долл. – ежегодный  платеж (300 млн. долл. – 100%, х –  5%, х=15 млн. долл.)

30 млн. долл. – годовой  объем ВВП. 

15 млн. долл. < 30 млн. долл.

2. В связи с новыми  долговыми обязательствами правительства  налоги на граждан данной страны  не увеличатся, т.к. ужесточение  налоговой политики используется  правительством в периоды увеличения  задолженности (государство может  использовать налоговую политику  в целях нейтрализации нежелательных  явлений государственного долга:  ее ужесточение в период увеличения  задолженности и смягчение в  период погашения долговых обязательств1), чего не происходит в данных условиях.

3. Полностью погасить  долг можно будет через 20 лет.

300 млн. долл. – общая  сумма долга.

15 млн. долл. – ежегодный  платеж.

300 млн. долл./15 млн. долл. = 20 лет – срок полного погашения  долга.

 

Заключение

 

Государственный долг –  совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Основными  причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета  и наличие свободных денежных средств у физических и юридических  лиц.

Государственный долг можно  классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный  долг делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему  долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и  другое определение внешнего долга  – как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как  совокупного долга резидентам.

Государственный долг также  делится на капитальный и текущий. Капитальный долг – вся сумма  выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая  проценты. Текущий долг – это  расходы по выплате доходов и  погашению обязательств.

Управление государственным  долгом является составной частью финансовой политики любой страны. Существуют различные формы управления государственным  долгом.

Проблемы государственного долга затрагивают широкий спектр социально-экономических последствий  внутренних и внешних заимствований  как в краткосрочной, так и  долгосрочной перспективе.

В России действует единая система учета и регистрации  государственного долга. Основным результатом  реформирования системы управления государственным долгом должно явиться  улучшение репутации Российской Федерации на международных рынках, существенное уменьшение рисков, связанных  с заимствованиями и управлением  государственным долгом, сокращение зависимости расходов федерального бюджета по погашению и обслуживанию государственного долга от изменения  рыночной конъюнктуры, обеспечение  доступа России на внутренние и внешние рынки заимствований, снижение стоимости заимствований, повышение степени доверия кредиторов и инвесторов к заемной политике Правительства РФ, выход России на качественный уровень заимствований и управления государственным долгом, соответствующий международным критериям.

Литература

 

  1. Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов В.А. Макроэкономика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2000.
  2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2001.
  3. Виноградов В.В. Экономика России: Учеб. Пособие. – М.: Юритсъ, 2002.
  4. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.
  5. Куликов Л.М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997.
  6. Курс экономической теории/ Под ред. М.Н. Чепурина. – М.: АСА, 1996.
  7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М.: Республика, 1992.
  8. Теоретическая экономика (политэкономия)./ Под ред. Г.П. Журавлевой. – М.: ЮНИТИ, 1997.
  9. Учебник по основам экономической теории/ Под ред. Камаева В. Д. – М.: ВЛАДОС, 1996.
  10. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: «Проспект», 2000.
  11. Васильев К. Мировой кризис и российский долговой рынок.// Консультант. 2008. № 17.
  12. Воистинова Т. Инвесторы стали осторожней.// Консультант. 2008. № 17.
  13. Мещерский А. Тяжкий крест долгов наших.// Аргументы и факты. 1999. № 48.
  14. Семенищев С. Парадоксы российского государственного долга.// Финансист. 1999. № 5.
  15. Хакамада И. Государственный долг: структура и управление.// Вопросы экономики. 1997. № 4.
  16. Хейфец Б.А. Внешний долг России.// Финансы. 1999. № 2.
  17. «Экономика и жизнь», №13, апрель 2008г. С. 2.
  18. «Экономика и жизнь», № 15, апрель 2008 г. С. 2.
  19. «Экономика и жизнь», №18, май 2008 г. С. 2.
  20. Российский статистический ежегодник: Стат. сб./ Госкомстат России. – М.: Финансы и статистика, 2007.

Приложение 1

 

Таблица 1 - Внешний долг России

показатель

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Внешний долг

             

СССР, млрд. долл.

104

103

108

103

100

97,8

95,0

России, млрд. долл.

2,8

9,0

11,3

17,4

24,2

33,0

55,0

Обслуживание долга % ВВП

0,7

0,3

0,5

0,9

0,9

0,7

1,2


 

Таблица 2 - Процентные расходы  федерального бюджета

Показатель

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Процентные расходы, млрд. руб.

0,1

3,3

12,2

52,3

125,4

114,5

148,2

В том числе в % к 

             

Официальному ВВП

0,7

1,5

2,0

3,3

5,7

4,4

5,4

Легальному ВВП

0,9

2,5

2,7

4,6

8,2

6,5

8,7

Расходам федерального бюджета

1,8

7,8

8,6

18,8

25,8

22,6

34,9


 

Приложение 2

 

Таблица 3 - Динамика и структура  государственного долга Российской Федерации (на конец года) в % к ВВП

 Годы

Всего

Внешний долг

Внутренний долг

1997

49,5

29,7

19,8

1998

146,4

118,6

27,8

1999

101,8

89,7

12,1

2000

61,3

53,7

7,6

2001

49,1

43,2

5,9

2002

44,8

37,9

6,9

2003

39,6

33,3

6,3

2004

26,1

20,9

5,2

2005

22,4

17,1

5,3


 

Таблица 4 - Погашение и обслуживание государственного долга (% ВВП)

Годы

Всего

Погашение

Обслуживание

2001

6,4

3,8

2,6

2002

5,5

3,1

2,4

2003

6,0

3,9

2,1

2004

3,0

1,5

1,5

2005

2,7

1,8

0,9


 

Таблица 5 - Государственный  внешний долг Российской Федерации (млрд. долл. США)

Наименование

На 01.01. 2003 г.

На 01.01. 2004 г.

На 01.01. 2005 г.

На 01.01. 2006 г.

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства  бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

124,4

121,0

113,7

104,9

по кредитам правительств иностранных  государств

52,3

54,0

52,6

50,1

задолженность официальным кредиторам Парижского клуба

43,6

46,6

46,1

44,4

задолженность кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба

4,9

4,4

3,3

2,9

задолженность бывшим странам СЭВ

3,8

2,9

3,2

2,8

по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм

3,4

-

0,3

-

задолженность кредиторам Лондонского  клуба

-

-

-

-

коммерческая задолженность

3,0

-

0,3

-

по кредитам международных финансовых организаций

13,4

11,0

10,1

8,9

Государственные ценные бумаги Российской Федерации, выраженные в иностранной  валюте

49,5

49,8

45,2

41,6

Еврооблигационные займы

39,9

42,5

37,9

34,4

ОВГЗ

9,6

7,3

7,3

7,2

По кредитам Центрального банка  Российской Федерации

6,2

6,2

5,5

4,3

Предельный размер предоставления гарантий

2,6

2,3

2,0

2,0

Государственный внешний долг Российской Федерации с учетом предельного  размера гарантий

127,0

123,4

115,7

106,9

Информация о работе Государственный долг и его последствия