Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Коммерческая деятельность, как и любая иная предпринимательская деятельность, в значительной степени регулируется государством. Прежде всего, это относится к правовым основам, особенностям создания и функционирования коммерческих организаций. Как известно, эти вопросы регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, соответствующими федеральными законами.
Изначальный недостаток подходов различных зарубежных школ и наших соотечественников к вопросам управления заключался в том, что они сосредотачивали внимание на каком-либо одном элементе, а не рассматривали эффективность управления как результирующую и зависящую от многих факторов деятельности.

Содержание

Введение. 3
1. Сущность финансового менеджмента. 6
1.1. Понятие финансового менеджмента……….………………………..6
1.2. Функции финансового менеджмента………………………………..7
1.3. Финансовый менеджмент как форма предпринимательства………9
2. Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия. 11
2.1. Цели, функции и методы государственного регулирования коммерческой деятельности 12
2.2. Органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование коммерческой деятельности 21
2.3. Нормативная документация при государственном регулировании финансовой деятельности предприятия. 22
Список использованной литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия ориентированы на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.

Механизм государственного регулирования коммерческой деятельности осуществляется с помощью организационно-административных методов регулирования. Административный механизм базируется на силе государственного влияния и ограничивается выдачей лицензий на тот или иной вид товаров (деятельности) или его запрещение, а также охраной окружающей среды и созданием минимальной защиты слабо защищенных слоев населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование коммерческой деятельности

Государственные организационные структуры, участвующие в регулировании коммерческой деятельности:

Торговопромышленная палата РФ, Российское агентство поддержки малого предпринимательства, общественных объединений предпринимателей страны.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства,

Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Государственном комитете РФ по управлению государственного имущества (Роскомпредпринимательства),

Совет по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве РФ.

Органы, контролирующие все стороны коммерческой деятельности и их функции: Госстандарт России, Министерство здравоохранения РФ.

Контролирующие органы, проверяющие отдельные виды торговли и выполняемые ими функции:

Федеральная служба России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию (осуществляет специальные исполнительные, контрольные и разрешительные функции по обеспечению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции),

Министерство финансов РФ (осуществляет контролирующие функции в отношении торговли драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями их содержащими),

Министерство природных ресурсов РФ и Государственный комитет по Охране Окружающей Среды (осуществляют контроль за продажей меховых товаров), Российская ассоциация развития малого предпринимательства (осуществляет защиту прав предпринимателей; обобщение и распространение опыта деятельности малых предприятий; оказание информационной, консультационной, методической, правовой и иной помощи организациям поддержки малого предпринимательства).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Нормативная документация при  государственном регулировании  финансовой деятельности предприятия

Современное финансовое право, регулирующее соответствующую деятельность предприятий, насчитывает свыше тысячи законодательных и иных нормативных актов, хотя по мнению специалистов ими не охвачены еще многие аспекты этой деятельности. Эти акты носят иногда взаимоисключающий характер, подвержены частой разных уровней и взносов в государственные целевые фонды, которые уплачиваются в установленном порядке. Система налогообложения дифференцируется по отдельным уровням, а также по источникам уплаты налогов (последняя дифференциация налогов особенно важна для управления финансовой деятельностью предприятия). Так, по источникам уплаты налоги, сборы и другие обязательные платежи делятся на три группы:

1) налоги и сборы, включаемые  в цену продукции;

2) налоги, сборы и другие обязательные платежи, относимые на себестоимость продукции;

3) налоги и другие обязательные  платежи, уплачиваемые за счет  прибыли предприятия.

Учитывая, что эта группа налоговых платежей играет определяющую роль в механизме финансового управления предприятием, рассмотрим ее более подробно. В группе налоговых платежей, включаемых в цену продукции, главное место занимают:

• налог на добавленную стоимость. Он является частью вновь созданной предприятием стоимости продукции в процессе ее реализации покупателям. Базой его исчисления является объем реализации продукции предприятия (за отдельным изъятием предусмотренных сумм);

• акцизный сбор. Он является непрямым налогом на высокорентабельные и монопольные товары, который включается в состав их цены. Промышленные предприятия уплачивают этот налог при производстве подакцизных товаров, а торговые предприятия — при их импорте. Перечень товаров, на которые устанавливается акцизный сбор, и его ставки подлежат законодательному утверждению;

• таможенные пошлины. Товары, ввозимые на территорию страны и реализуемые в ней, подлежат обложению по единым таможенным тарифам, дифференцированным по видам товаров, группам стран и т.п. Эти ставки являются едиными для всех субъектов внешнеэкономической деятельности.

В группе налогов, сборов и других обязательных платежей, относимых на себестоимость продукции, основное место занимают следующие их виды:

• отчисления на обязательное социальное страхование;

• отчисления на обязательное пенсионное страхование;

• отчисления на обязательное медицинское страхование;

• отчисления для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы;

• отчисления в фонд содействия занятости населения.

Так как эти налоги и сборы в составе себестоимости входят в цену продукции, они также возмещаются предприятию в процессе ее реализации.

В группе налогов и других обязательных платежей, уплачиваемых за счет прибыли, главное место принадлежит налогу на прибыль. Ряд более мелких налоговых платежей не оказывают столь весомого влияния на разницу между балансовой и чистой прибылью предприятия. Система налогового регулирования существенным образом влияет на уровень доходности и риска отдельных направлений финансовой деятельности предприятия и осуществляемых им финансовых операций.

1. Регулирование финансовых аспектов создания предприятий различных организационно-правовых форм. Так, действующее законодательство регламентирует минимальный размер уставного фонда предприятий, создаваемых в формах общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества. По корпоративным предприятиям, создаваемым в форме открытого акционерного общества, регламентируется также порядок проведения эмиссии акций, объем приобретения пакета акций его учредителями, минимальный объем приобретения акций всеми акционерами в период предусмотренного срока открытой подписки и некоторые другие финансовые аспекты их учреждения.

2. Регулирование порядка формирования  информационной базы управления  финансовой деятельностью предприятия. Это регулирование определяет  порядок организации и методов осуществления финансового (бухгалтерского и налогового) учета; содержание Плана счетов и порядка его применения; содержание бухгалтерского отчетного баланса и стандарты финансовой отчетности предприятия; рекомендации по организации и ведению учета отдельных видов активов, финансовых обязательств и других финансовых операций. Перечисленные формы регулирования в основном отражают существующий опыт организации финансового учета в странах с развитой рыночной экономикой, учитывая при этом национальные традиции его ведения. Формируемая в процессе финансового учета и отчетности информационная база позволяет получить достаточно полную и достоверную информацию о финансовой деятельности и финансовом состоянии предприятия как для внутренних, так и для внешних пользователей (руководителей и финансовых менеджеров предприятия, акционеров и других собственников, потенциальных инвесторов, кредиторов, контролирующих органов и др.).

3. Налоговое регулирование. Оно  безусловно составляет основу  государственного регулирования не только финансовой, но и всей хозяйственной деятельности предприятий в рыночной экономике. Общие принципы построения налоговой системы страны разрабатываются и утверждаются в законодательном порядке. Система налогообложения представляет собой совокупность налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты нормативно-правовые акты регулируют общий порядок осуществления этих операций, формы и виды кредитов, порядок их обеспечения, ответственность сторон и т.п.

4. Регулирование порядка и форм амортизации основных средств и нематериальных активов. Так как амортизационные отчисления являются одним из важнейших внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, это регулирование существенным образом влияет на состав этих ресурсов и инвестиционные возможности субъектов хозяйствования. Основу такого регулирования составляют утвержденные формы амортизации различных видов внеоборотных активов и ее нормы. Амортизация основных средств разрешена в настоящее время в двух основных формах — прямолинейной и ускоренной (последняя может быть применена лишь по активной части основных средств — машинам и оборудованию, используемым в операционном процессе) с жестким регламентированием норм списания по каждой из них. Что касается нематериальных активов, то нормы их списания предприятия устанавливают

самостоятельно в пределах до 10 лет.

5. Регулирование кредитных операций. В процессе кредитных отношений  с партнерами предприятие может  выступать как в роли кредитора (при предоставлении коммерческого или потребительского кредита покупателям своей продукции), так и в роли заемщика (припривлечении финансового или товарного кредита). Действующие корректировке принципиальных положений и норм, но тем не менее в целом они создают достаточно обширную основу государственного регламентирования различных аспектов финансовой деятельности предприятий.

6. Регулирование денежного обращения  и форм расчетов. Так как денежный  оборот каждого предприятия интегрирован  с механизмом денежного обращения  страны в целом, его регулирование осуществляется по многим параметрам. Предметом этого регулирования являются формы денежных расчетов по отдельным хозяйственным операциям (наличные или безналичные), порядок хранения свободного остатка денежных средств предприятия, лимитирование сумм наличных денег в его кассе, порядок оприходования поступивших денежных средств и т.п. За несоблюдение установленного правовыми нормами порядка ведения денежных и расчетных операций установлены меры не только финансовой, но даже административной и уголовной ответственности, которые на современном этапе значительно ужесточены в связи с низким уровнем платежной дисциплины в стране.

7. Валютное регулирование. Система  валютного законодательства определяет  порядок зачисления иностранной  валюты, поступающей в результате внешне экономической деятельности предприятий, на счета в уполномоченных банках страны; условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в зарубежных банках; разграничение валютных операций на текущие и связанные с движением капитала и т.п. За нарушение валютного законодательства к предприятиям и их руководителям применяется широкий диапазон мер финансового, административного и уголовного воздействия.

8. Регулирование инвестиционных  операций. Это регулирование является  одним из наиболее обширных и состоит в настоящее время более чем из 200 нормативно-правовых актов. Оно включает формы инвестиций предприятий и используемые ими инвестиционные инструменты, порядок подготовки и экспертизы инвестиционных проектов, формы иностранного инвестирования и его защиты, условия осуществления предприятиями инвестиций за рубежом, принципы использования современных форм финансирования инвестиций и т.п.

9. Регулирование рынка ценных  бумаг. Выступая эмитентом ценных  бумаг (акций, облигаций и т.п.), а  также их покупателем в процессе осуществления финансовых инвестиций предприятия являются активными участниками фондового рынка. Государственное регулирование рынка ценных бумаг определяет основные и производные их виды, правила их эмиссии и обращения, обязательные требования к операциям с ценными бумагами, расчетно-депозитарным операциям, порядку ведения реестра и т.п. В процессе этого регулирования соответствующие государственные органы осуществляют разработку основных направлений развития фондового рынка, утверждают стандарты эмитируемых предприятиями отдельных видов ценных бумаг и проспекты их эмиссии, предусматривают меры по защите интересов предприятий — инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов и финансовых посредников.

10. Регулирование операций страхования на финансовом рынке. Характер этого регулирования определяет систему основных требований, предъявляемых к страховщикам финансовых рисков предприятий, формы и условия обязательного страхования их активов (имущества), обязательные требования к осуществлению этих операций, формы ответственности страховщика и страхователя, порядок определения сумм ущерба в результате наступления страхового случая и т.п.

11. Регулирование порядка и форм  санации предприятий. При диагностировании  угрозы банкротства действующие правовые нормы предусматривают условия осуществления санации предприятия как по его инициативе, так и по желанию сторонних хозяйствующих

Информация о работе Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия