Аудит как форма негосударственного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 22:35, реферат

Краткое описание

Аудит как практика представляет собой вид предпринимательской деятельности, играющий важную роль в рыночной экономике. Независимая аудиторская деятельность является главной формой внешнего финансового контроля в развитых странах.
Цель данной работы – охарактеризовать аудит как форму негосударственного финансового контроля.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и задачи финансового контроля 4
2. Сущность аудиторского финансового контроля 6
2.1 Исторический аспект появления и развития аудита как финансового контроля 6
2.2 Аудит как независимый вид финансового контроля 9
3. Проблемы и перспективы российского аудита 14
Заключение 17
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Audit_kak_forma_negosudarstvennogo_kontrolya_93402.docx

— 39.54 Кб (Скачать файл)

Объект аудита представляет собой более широкое понятие и может быть определен как общественные отношения, возникающие в связи с необходимостью выражения мнения независимых аудитора, аудиторской организации по результатам проверки о достоверности ведения организациями бухгалтерского учета и ведения учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Методом аудита является аудиторская проверка. Методика аудита - совокупность специальных приемов, т.е. конкретных процедур, расчетов, математических моделей, сопоставлений, применяемых для обоснования мнения о степени достоверности бухгалтерской отчетности с помощью аудиторских доказательств.

Сущность аудита заключается не только и подтверждении или неподтверждении достоверности бухгалтерской отчетности, но и в оценке эффективности хозяйственной деятельности аудируемых лиц, их способности продолжать дальнейшую деятельность, по крайней мере, в течение следующего за отчетным года. Сформулировать рекомендации - главная задача процесса аудита.

По отношению к требованиям законодательства выделяют обязательный и инициативный аудит.

В соответствии со ст. 5 Закона об аудите обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую  форму открытого акционерного  общества;

2) ценные бумаги организации  допущены к обращению на торгах  фондовых бирж и (или) иных организаторов  торговли на рынке ценных бумаг;

3) организация является кредитной  организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным  участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой  организацией, обществом взаимного  страхования, товарной, валютной или  фондовой биржей, негосударственным  пенсионным или иным фондом, акционерным  инвестиционным фондом, управляющей  компанией акционерного инвестиционного  фонда, паевого инвестиционного  фонда или негосударственного  пенсионного фонда (за исключением  государственных внебюджетных фондов);

4) объем выручки от продажи  продукции (продажи товаров, выполнения  работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной  власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных  учреждений, государственных и муниципальных  унитарных предприятий, сельскохозяйственных  кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному  год превышает 400 млн руб. пли сумма  активов бухгалтерского баланса  по состоянию на конец предшествовавшего  отчетному года превышает 60 млн  руб.;

5) организация (за исключением органа  государственной власти, органа  местного самоуправления, государственного  внебюджетного фонда, а также  государственного и муниципального  учреждения) представляет и (или) публикует  сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных  федеральными законами.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Субъектами аудиторской деятельности в соответствии с Законом об аудите являются следующие лица: Минфин России; Совет по аудиторской деятельности при Минфине России; саморегулируемые организации аудиторов; аудитор; аудиторская организация; аудируемые лица, лица, заключившие договор оказания аудиторских услуг.

Под субъектами аудиторской деятельности понимаются лица, вступающие в правоотношения при непосредственном проведении аудита и оказании услуг, сопутствующих аудиту.

 

  1. Проблемы и перспективы российского аудита

 

В аудиторской отрасли назрело очень много серьезных проблем, связанных с ее регулированием и развитием. Представителей рынка по-прежнему держат в напряжении проведенные не так давно реформы. Многие ожидали, что они приведут к позитивным изменениям в отрасли, но по сути проблемы лишь нарастают.

Во-первых, речь идет о принятом повышении критериев обязательного аудита, которое привело к определенному снижению клиентской базы. Государство повысило порог выручки компаний, которым необходимо обязательно заверять отчетность у аудитора. Норма была принята в целях снижения нагрузки на бизнес, но оказала влияние и на рынок аудита. Причем, если крупные компании пострадали не так сильно, то небольшие аудиторские фирмы потеряли существенную часть своих клиентов.

Во-вторых – произошел переход на единый аттестат аудитора. До января 2013 года представителям отрасли требовалось пересдать экзамен на аттестат аудитора, чтобы иметь право проверять те или иные сектора экономики. И выяснилось, что данная система многим оказалась не по зубам.

И наконец, серьезнейшей и так до конца нерешенной проблемой для развития отрасли по-прежнему остается демпинг. В частности, на рынке продолжает действовать множество компаний, предоставляющих услуги низкого качества по необоснованно заниженным ценам. При этом стоит подчеркнуть, что, оказывая некачественные аудиторские услуги, они не только препятствуют развитию отрасли в целом, но и ставят под сомнение авторитет профессии. 

Бороться с компаниями, которые соглашаются оказывать такого рода услуги, по сути должны сами участники рынка. Можно рассмотреть два пути решения проблемы.

Первый – через самих клиентов, которые должны понимать, что дешевого аудита не бывает. Можно сказать, что в последнее время ситуация в этом направлении меняется. Клиенты начинают серьезней подходить к выбору аудитора, да и профессиональный уровень заказчиков постепенно растет, что также влияет на уровень компетентности сотрудников аудиторских фирм. 

Однако подобные случаи не так распространены и решить таким образом проблему недобросовестной конкуренции на рынке вряд ли удастся.

Второй напрашивающийся вариант решения проблем отрасли – через саморегулируемые организации. Именно они по сути должны развивать контроль качества аудиторской деятельности, вводить единые подходы к формированию цены, отстаивать интересы аудиторов через законодательные инициативы и т.д.

Но в настоящий момент, к сожалению, на практике саморегулирование не работает. За те четыре года с тех пор, как государственное регулирование в лице Минфина России было заменено на регулирование самими профессионалами, наиболее актуальные проблемы отрасли, такие как демпинг, низкое качество услуг и недобросовестная конкуренция, так и не были решены. Это связано с тем, что, по сути, СРО не могут оказать должного влияния на рынок и он по-прежнему регулируется государством в лице министерства финансов. Минфин держит СРО «на коротком поводке». Соответственно, настоящим регулятором рынка все-таки является государство, которому этот рынок не интересен, но очень важен. [3, c. 167]

На данный момент, для многих стало очевидным, что государство хочет сильно и жестко контролировать сферу аудиторских услуг, и всячески готовит её к этому. Причем не вызывает сомнения, что государственный контроль будет только расширяться. Ведь аудиторы могут влиять на политическую и коррупционную составляющие - вопросы, являющиеся ключевыми векторами властного курса.

Однако при всей своей заинтересованности в работе аудиторского сообщества, государство является большим тормозящим элементом. Создается впечатление, что оно не заинтересовано в развитии аудита: не дает ему преференций, не расширяет перечень обязательного аудита, не реагирует на законодательные инициативы аудиторского сообщества в области кадровых вопросов. Государство всячески пытается усложнить жизнь аудитора, в том числе, увеличивая критерии обязательного аудита.

Здесь стоит вспомнить о том, что государством было наделано много ошибок, например, в вопросах аттестации аудиторов. Возможно, это было связано с необходимостью следования каким-то локальным частным интересам, это лишь предстоит выяснить впоследствии.

Так или иначе, все пришло к тому, что на данном этапе ключевым игроком на рынке аудиторских услуг являются не аудиторы, не СРО и не представители бизнеса, а государство. Конечно, в идеале аудит, в первую очередь, должен ориентироваться на потребителей своих услуг, то есть на бизнес. Но поскольку у нас в России институт регулирования не работает, государство будучи к тому же одним из самых крупных инвесторов и держателей собственности в стране по сути определяет развитие отрасли. И поэтому решение ключевых проблем рынка будет зависеть, прежде всего, от его политики.

  
Заключение

 

Итак, делая вывод, необходимо отметить следующее:

Финансовый контроль – это особая функция финансов, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов законности и эффективности управления финансовыми ресурсами, а при наличии таких отклонений – своевременное принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер.

Финансовый контроль, в отличие от других видов контроля, имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов. Финансовый контроль образует систему.

Таким образом, в систему финансового контроля входят:  государственный финансовый контроль; общественный контроль; аудит (независимый контроль).

 Институт независимого аудита в России появился не так давно. Но уже сейчас с полным правом можно утверждать, что аудит в России состоялся и получает все большее развитие – создана мощная, законодательно регламентируемая аудиторская система, с учетом международных образцов совершенствуется ее институциональная, в том числе нормативно-законодательская, база, крупные отечественные аудиторские фирмы уже вполне конкурируют на российском рынке даже с общепризнанными мировыми аудиторскими объединениями.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финан. отчетности и соответствии порядка ведения б/у законодательству РФ. 

Завершая рассмотрение аудита как вида финансового контроля, отметим, что в сложившейся рыночной экономике должны использоваться различные виды, формы и способы осуществления финансового контроля, одним из которых и выступает аудит.  
Список использованных источников

 

  1. Федеральный закон  от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
  2. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебник. 3-е изд. М., 2010.
  3. Данилевский  Ю.А.  Становление  аудита  в  России  учеб.  пособие.  М:  Омега-Л,  2010.
  4. Клинова М.В. Государство и частный капитал: от теории к практике взаимодействия в европейских странах. – М.: Магистр, 2011.
  5. Мироненко, О. В. Основы аудита : учеб. пособие / О.В. Мироненко. – Кострома : Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2011.
  6. Овсянников Л.Н. Государственный финансовый контроль: подходы к стандартизации // Финансы. – 2007. - № 2. – С. 41
  7. Сребник, Б. В. Финансовые рынки: профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг : учеб. пособие / Б. В. Сребник, Т. В. Вилкова. – М. : ИНФРА-М, 2013.
  8. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. 2-е изд. М., 2009.

 

 


Информация о работе Аудит как форма негосударственного контроля