Анализ формирования и использования финансовых результатов железнодорожного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Качество финансового анализа зависит от:
- применяемой методики;
- достоверности данных бухгалтерской отчетности;
- компетентности лица, проводящего анализ.
Единой методики финансового анализа не существует. Выбор методики определяется исходя из цели и задач, которые ставят пользователи финансовой информации.
Основными задачами финансового анализа являются:
- определение финансового состояния предприятия на момент исследования;
- выявление тенденций и закономерностей развития предприятия в исследуемый период;
- определение узких мест, отрицательно влияющих на финансовое состояние предприятия;

Содержание

Введение 3
1. Анализ динамики и структуры баланса 5
2. Анализ имущественного положения компании 22
2.1. Анализ основных фондов и прочих внеоборотных активов предприятия 22
2.2. Анализ текущих активов 30
3. Анализ финансового состояния железной дороги. Показатели ликвидности и финансовой устойчивости 35
4. Анализ формирования и использования финансовых результатов железнодорожного предприятия 39
Заключение 44
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

lyakina-gotovo.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

3. Анализ финансового состояния железной дороги. Показатели ликвидности и финансовой устойчивости

 

Оценка финансового состояния предприятия может осуществляться на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Вне зависимости от временного периода она будет определяться структурой баланса, соответствием между структурой источников финансирования компании и направлениями их использования. В краткосрочном периоде финансовое состояние предприятия характеризуется показателями платежеспособности, в среднесрочном – показателями ликвидности, в долгосрочном - финансовой устойчивости.

Ликвидность компании характеризует ее способность погашать свои обязательства в среднесрочной перспективе. Степень ликвидности определяется как общим соотношением текущих активов и текущих пассивов компании (т.е. наиболее ликвидной части активов и обязательств компании, которые должны быть погашены в ближайшее время), так и отдельных их элементов.

Для оценки ликвидности  баланса рассчитываются следующие коэффициенты:

  1. Коэффициент общей ликвидности, как отношение текущих активов к текущим пассивам компании. Нормативное значение показателя: от 1 до 2. Данный показатель является наиболее общим. Совпадение его значения с нормативным является необходимым, но не достаточным условием для оценки финансового состояния предприятия как удовлетворительного.
  2.   Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности, как отношение текущих активов за вычетом запасов к текущим пассивам. Нормативное значение показателя: более 1. Этот показатель более жесткий, так как при его расчете из текущих активов убирается их самый неликвидный элемент – запасы.
  3. Коэффициент абсолютной ликвидности, как отношение суммы денежных средств компании к общей сумме текущих пассивов. Нормативное значение показателя: более 0,2. Данный коэффициент показывает, какую часть своих краткосрочных  обязательств компания может погасить немедленно, то есть характеризует платежеспособность компании.

Коэффициенты  ликвидности рассчитываются за весь анализируемый период по  агрегированному балансу.

Показатели  финансовой устойчивости предназначены для оценки финансового положения предприятия на долгосрочную перспективу. Они строятся на основе анализа структуры источников финансирования компании (пассивов) и направлений использования собственного капитала. Наиболее надежным источником является собственный капитал. Поэтому, чем больше доля собственного капитала в общей сумме пассивов компании, тем надежнее положение компании в долгосрочной перспективе.

Вместе с  тем, собственный капитал является самым дорогим источником финансирования компании. Вследствие этого возникает  проблема – более высокая финансовая стабильность требует дополнительных финансовых издержек. Не существует каких-либо жестко установленных нормативных значений доли собственного капитала в пассивах компании, тем более что она, безусловно, зависит от сферы деятельности организации. Но считается, что если у предприятия реальной сферы экономики собственный капитал составляет 60% пассивов, структура источников финансирования надежна.

4. Коэффициент  автономии также строится на основе анализа структуры пассивов. Он рассчитывается как отношение заемных средств (долгосрочных и краткосрочных) к собственным источникам финансирования и показывает, какое количество заемных источников приходится на каждый рубль собственного капитала.

5. Коэффициент  маневренности рассчитывается по следующей формуле:

Кманевр = (СК - ПА) /СК = СОК/СК,

 где СК  — собственный капитал;

   ПА —  постоянные активы;

СОК — собственный  оборотный капитал.

Собственный капитал  как самый надежный источник в  первую очередь должен использоваться для финансирования постоянных активов – наименее ликвидных активов компании с длительным периодом кругооборота. Оставшаяся часть собственного капитала (собственный оборотный капитал) может быть направлена на финансирование оборотного капитала (текущих активов). Коэффициент маневренности показывает, какую часть собственного капитала компания в состоянии направить на финансирование текущих активов. Чем больше значение этого показателя, тем выше финансовая устойчивость компании.

Собственный оборотный  капитал используется и при определении  доли собственных источников в финансировании оборотного капитала компании. Этот показатель рассчитывается как отношение собственного оборотного капитала к оборотному капиталу.

Кроме вышеперечисленных  рассчитываются также коэффициенты ликвидности за вычетом прочих текущих активов и прочих текущих пассивов. Эти коэффициенты будут наиболее достоверно отражать текущее положение дел, поскольку вышеуказанные статьи являются следствием внутриотраслевых расчетов и обладают крайне низкой ликвидностью.

Таблица 3.1

Показатели  ликвидности и финансовой устойчивости (в долях)

Наименование  показателей

2007

2008

2009

2010

2011

Показатели  ликвидности

Кобщ.ликв =Текущ.активы/Тек.пассивы

1,08

0,77

0,69

0,59

0,87

Ксрочн.ликв (вар.1)

(Обс-запасы)/Текущие  пассивы

0,70

0,45

0,49

0,37

0,61

Ксрочн.ликв (вар.2)

(денеж.сре-ва+дебетор.задолж.)/Текущ.пассивы

0,44

0,34

0,43

0,31

0,04

Кабс.ликв=Денеж.сре-ва/Тек.пассивы

0,13

0,03

0,17

0,08

0,20

Показатели  финансовой  устойчивости

Доля собственного капитала в общей сумме пассивов компании

Собств.капитал/Пассивы

0,92

0,91

0,84

0,81

0,83

Кавтономии

(Краткосроч.+Долгосроч.заём.средства)/Собств.капитал

0,08

0,10

0,19

0,24

0,20

Кманевр.=(СК – ПА + ДЗС) /СК = СОК/СК

0,004

-0,02

-0,04

-0,05

-0,01

Доля собственных  источников в финансировании оборотного капитала компании = СОК/ОК

0,755

-0,295

-0,448

-0,699

-0,146


За анализируемый  период коэффициент общей ликвидности  снизился с 1,08 в 2007 году до 0,87, что связано  со значительным ростом величины текущих  пассивов в 2007-2011 гг. Это означает, что  оборотный капитал финансируется только за счет текущих пассивов.

Коэффициент срочной  ликвидности ниже норматива по обоим  вариантам расчета. Из этого следует, что компания не в состоянии покрыть  текущие долги наиболее ликвидными ресурсами. Также можно отметить уменьшение коэффициентов в течение анализируемого периода

Коэффициент абсолютной ликвидности находится в допустимом нормативами диапазоне. Это означает, что при необходимости компания сможет погасить свои краткосрочные  обязательства немедленно.

Доля собственного капитала в общей сумме пассивов в среднем составляет около 88%,  что объясняется незначительными долями долгосрочных заемных обязательств и текущих пассивов.

В целом, анализ коэффициентов показывает, что предприятие  не является стабильным.

 

4. Анализ формирования и использования финансовых результатов железнодорожного предприятия

В заключительной части будут рассмотрены процессы  формирования и использования прибыли  железнодорожного предприятия. В последние  годы в обоих этих процессах произошли  существенные изменения.

Таблица 4.1

Анализ  динамики прибыли от обычной деятельности

Наименование  показателя

2006г.

2007г.

Прибыль от продаж, всего (стр. 050), тыс. руб.

70 797 790

76 585 375

В % к базовому году

100,00%

108,17%

В том числе:

Прибыль о т  грузовых перевозок, тыс. руб.

105 279 138

115 533 705

В % к базовому году

100,00%

109,74%

Финансовый  результат от пассажирских перевозок  в дальнем сообщении, тыс. руб.

-21 216 441

-22 793 903

В % к базовому году

100,00%

107,44%

Финансовый  результат от пассажирских перевозок в пригородном сообщении, тыс. руб.

-21 932 792

-27 725 472

В % к базовому году

100,00%

126,41%

Финансовый  результат от  ПВД, тыс. руб.

8 667 885

11 571 045

В % к базовому году

100,00%

133,49%


Прибыль от продаж в 2006 году произошел рост до 70,8 млрд. руб., в 2007 году снова небольшой рост до 76,6 млрд. руб.

Пассажирские  перевозки традиционно убыточны. В дальнем сообщении  в 2006 году 21,2 млрд. руб., в 2007 году убыток увеличился до 22,8 млрд. руб., в 2008 году убыток вырос  еще на 8,9 млрд. руб., а в 2009 году убыток снизился до 27,5 млрд. руб. В пригородном сообщении убыток в 2005 году составил 20,4 млрд. руб., в 2006 году 21,9 млрд. руб., в 2007 году – 27,7 млрд. руб., в 2008 году увеличение убытка до 34,8 млрд. руб., в 2009 году уменьшение убытка до 24,8 млрд. руб. Прибыль по ПВД за анализируемый период практически неуклонно растет, от866до115млрд.руб.

Практически единственным источником прибыли являются показатели грузовых перевозок, доля прибыли ПВД совсем мала. Отрицательный вклад вносит убыток от пассажирских перевозок.

 

Таблица 4.2

Анализ  динамики прибыли от обычной деятельности 2008-2010

Наименование  показателя

2008г.

2009г.

2010 г.

Прибыль от продаж, всего (стр. 050), тыс. руб.

66 391 516

50221394

114612156

В % к базовому году

100,00%

65,58%

149,65%

В том числе:

     

Прибыль о т  грузовых перевозок, тыс. руб.

124 351 390

91 899 506

142 836 648

В % к базовому году

100,00%

79,54%

123,63

Финансовый  результат от пассажирских перевозок  в дальнем сообщении, тыс. руб.

-31 682 879

-27491138

-22958860

В % к базовому году

100,00%

86,77%

83,51%

Финансовый  результат от пассажирских перевозок  в пригородном сообщении, тыс. руб.

-34 825 867

-24789300

-29114288

В % к базовому году

100,00%

71,18%

83,60%

Прибыль от  предоставления услуг инфраструктуры, тыс. руб.

1 744 094

623542

2474138

В % к базовому году

100,00%

35,75%

141,86%

Прибыль от  предоставления услуг локомотивной тяги

2 743 340

2743837

3061685

В % к базовому году

100,00%

100,01%

111,60%

Прибыль от ремонта подвижного

2 312 068

610899

588410

В % к базовому году

100,00%

26,42%

25,45%

Прибыль от строительства  объектов инфраструктуры

20 117

288990

22144

В % к базовому году

100,00%

1436,55%

110,08%

Прибыль от НИОКР

11 900

26399

21544

В % к базовому году

100,00%

221,84%

181,04%

Прибыль от прочих видов деятельности (ПВД)

9435799

12588650

22857957

В % к базовому году

100%

133,41%

242,25%

Прибыль от предоставления услуг социальной сферы

-7718446

-6279991

-5177222

В % к базовому году

100%

81,36%

67,08%


 

 

Таблица 4.2

Показатели  рентабельности и соотношение доходов  и расходов по убыточным видам  деятельности

Наименование  показателя

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010

  Рентабельность  основной деятельности, (прибыль  от продаж/ расходы по основной  деятельности)%   ( стр.50/ стр.20)      

9,14%

8,55%

6,41%

5,02%

10,6%

Рентабельность  оборота, (прибыль от продаж/ доходы по основной деятельности)%  

( стр.50/ стр.10)      

8,34%

7,85%

6,03%

4,78%

9,59%

Рентабельность  грузовых перевозок 1. (прибыль  по грузовым перевозкам / расходы по грузовым  перевозкам), % ( стр.51/ стрр.21)      

19,05%

18,07%

17,21%

13,30%

18%

Рентабельность  грузовых перевозок 2. (прибыль  по грузовым перевозкам / доходы по грузовым  перевозкам), % ( стр.51/ стр.11)      

16,00%

15,30%

14,68%

6,41%

12,24%

Степень покрытия расходов доходами от пассажирских перевозок  в пригородном сообщении (доходы по пригородн. пасс.перевозкам / расходы  по данному виду деятельности), %

( стр.13/ стр.23)      

50,08%

42,00%

36,10%

42,55%

32,16%

Степень покрытия расходов доходами от пассажирских перевозок в дальнем следовании, %

( стр.12/ стр.22)      

81,26%

82,75%

80,49%

82,83%

55,87%

Рентабельность  чистых активов

Чистая операционная прибыль/ чистые активы компании, %: числитель: (стр.190 ф.2- стр.70 ф.2 (1-0,24);ЧП-% к уплате

Знаменатель: валюта баланса – кредиторская задолженность (стр.300 ф.1, -620 ф.1)

1,28%

3,38%

0,72%

0,49%

2,46%

Рентабельность  собственного капитала

ЧП/СК

1,19%

3,39%

0,46%

0,50%

2,46%

Информация о работе Анализ формирования и использования финансовых результатов железнодорожного предприятия