Анализ финансового состояния предприятия (на примере «Мебельный Рай»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2015 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является анализ финансового состояния предприятия.
Объектом исследования является предприятие «Мебельный Рай». Основной целью деятельности «Мебельный Рай» является получение прибыли.
Предметом исследования являются основные показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия 1.1 Сущность и особенности анализа финансового состояния………………..5
1.2 Основные показатели эффективности функционирования предприятия……………………………………………………………………..10
1.3 Методы оценки финансового положения предприятия………………….16
Глава 2. Анализ финансового состояния (на примере "Мебельный Рай")
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия «Мебельный Рай»........................................................................................................................32
2.2 Оценка финансовой устойчивости и платежеспособности………………37
2.3 Анализ деловой активности………………………………………………...44
2.4 Анализ финансовых результатов деятельности…………………………...46
Заключение............................................................................................................49
Список использованной литературы…………………………………………...51

Вложенные файлы: 1 файл

5fan_ru_Анализ финансового состояния предприятия (на примере «Мебельный Рай»).doc

— 492.00 Кб (Скачать файл)

 Таблица 1.3.3Финансовые коэффициенты, применяемые для оценки ликвидности предприятия

Коэффициент

Что показывает

Как рассчитывается

Комментарий

1.Коэффициент текущей ликвидности (покрытия)

Достаточность оборотных средств предприятия, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств. Характеризует запас прочности, возникающей вследствие превышения ликвидного имущества над имеющимися обязательствами

Кn=Ra\Kt

Отношение текущих активов (оборотных средств) к текущим пассивам (краткосрочным обязательствам)

1 ≥ Кп ≤ 2

Нижняя граница указывает на то, что оборотных средств должно быть достаточно, чтобы покрыть свои краткосрочные обязательства. Превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами более, чем в два раза считается нежелательным, поскольку это свидетельствует о нерациональном вложении своих средств и неэффективном их использовании

2. Коэффициент критической (срочной) ликвидности

Прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами

Ккл=(Д+ra)/kt Отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений плюс суммы мобильных средств в расчетах с дебиторами к текущим пассивам

Ккл ≥ 1

Низкое значение указывает на необходимость постоянной работы с дебиторами, чтобы обеспечить возможность обращения наиболее ликвидной части оборотных средств в денежную форму для расчетов с поставщиками

3. Коэффициент абсолютной ликвидности

Какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Характеризует платежеспособность предприятия на дату составления баланса

Кал=Д/Kt

Отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к текущим пассивам

Кал ≥ 0,2 – 0,5

Низкое значение указывает на снижение платежеспособности предприятия


 

В исследуемом методе заложены ограничения информативного характера, поэтому при проведении анализа платежеспособности и ликвидности предприятия с использованием коэффициентов ликвидности внешний аналитик может столкнуться с некоторыми трудностями, например такими:

 - статичность показателей. Представленные коэффициенты одномоментны, рассчитываются на основе балансовых данных, составленных на определенную дату;

- малая информативность  для прогнозирования. Трудно определить, способно ли предприятие генерировать денежные средства в объеме, достаточном для осуществления инвестиций;

- неполноценная и недостаточная  информационная база для расчета. Это связано с ограничениями, заложенными в финансовую отчетность. Предприятие на основе проводимой  учетной политики может показывать в балансе завышенные значения дебиторской задолженности (за счет «неликвидных» статей). В этом случае показывается сумма основного долга без процентов за использование заемных средств и др.

Главное достоинство показателей – простота и наглядность – может обернуться существенным недостатком – неточностью выводов. Поэтому следует осторожно подходить к оценке платежеспособности предприятия этим методом.

 Завершающим этапом анализа финансового состояния предприятия является оценка эффективности хозяйственной деятельности.

 Анализ эффективности хозяйственной деятельности может проводиться:

 - по данным бухгалтерской отчетности, и в этом случае будет являться общей оценкой сложившейся ситуации на изучаемом объекте;

 - с привлечением данных внутренней отчетности хозяйствующего субъекта для углубленного проведения анализа, что даст возможность внутреннему пользователю информации провести комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности.

Цель анализа для внешнего пользователя информации – получить небольшое число ключевых параметров, позволяющих дать точную оценку как текущего состояния объекта, так и ожидаемых перспектив развития. Эффективность хозяйственной деятельности предприятия характеризуется двумя показателями.

 - деловой активностью, отражающей результативность работы предприятия по поводу величины авансированных ресурсов или величины их потребления в процессе производства;

- рентабельностью (прибыльностью  или доходностью), отражающей полученный  эффект относительно результатов и затрат, использованных для достижения этого эффекта.8

Для расчета применяются абсолютные итоговые данные за отчетный период по выручке, прибыли и т.п. Но показатели баланса исчислены на начало и конец периода, т.е. имеют одномоментный характер. Это вносит некоторую неясность в интерпретацию данных расчета. Поэтому при расчете коэффициентов применяются показатели, рассчитанные к усредненным значениям статей баланса. Можно также использовать данные баланса на конец года.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

  1. Показатели доходности продукции. Рассчитываются на основе выручки от реализации продукции (работ, услуг) и затрат на производство (рентабельность продаж, рентабельность основной деятельности).
  2. Показатели доходности имущества предприятия. Формируются на основе расчета уровня рентабельности, в зависимости от изменения размера имущества (рентабельность всего капитала, рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов).
  3. Показатели доходности используемого капитала. Рассчитываются на базе инвестируемого капитала (рентабельность собственного капитала, рентабельность переменного капитала).

Расчет показателей, характеризующих рентабельность предприятия основан на определении среднегодовых величин. Это обусловлено тем, что прибыль учитывается нарастающим итогом с начала года и за весь отчетный период. Величина в числителе, например, размеры собственного капитала, может существенно изменяться.

 Доходность (рентабельность) капитала определяется как процентное отношение балансовой прибыли предприятия к стоимости его активов. Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли предприятие получает в расчете на рубль своего имущества. От его уровня зависит при прочих равных условиях размер дивидендов на акции.

 В показателе рентабельности капитала результат текущей деятельности данного периода (балансовая прибыль) сопоставляется с имеющимися у предприятия основными и оборотными средствами (активами). С помощью тех же активов предприятие будет получать прибыль и в последующие периоды деятельности.

Рентабельность активов – показатель, производный от выручки от реализации, приходящейся на рубль их стоимости.

 Рентабельность капитала может повышаться при неизмененной рентабельности реализованной продукции, и росте объема реализации, опережающем увеличении стоимости активов, т.е. ускорением оборачиваемости активов. И, наоборот, при неизменной оборачиваемости активов рентабельность капитала может расти за счет роста рентабельности реализации.

 При анализе рентабельности капитала, безусловно, надо принимать во внимание роль отдельных его элементов – как в активах, так и в источниках средств. Но зависимость, целесообразно строить не через оборачиваемость элементов, а через оценку структуры капитала в увязке с динамикой его рентабельности.

До сих пор мы рассматривали показатель рентабельности капитала как отношение балансовой прибыли к стоимости активов предприятия. Это самый общий показатель. Величина балансовой прибыли в определенной степени зависит от случайных воздействий (внереализационные доходы и расходы, прибыль от прочей реализации, не связанной с основной деятельностью). В отдельные периоды эти случайные воздействия могут быть больше, в другие – меньше. Точнее отражает рентабельность капитала отношение прибыли от реализации продукции к стоимости активов. Оценка такого показателя обеспечивает большую сопоставимость его в динамике.

 Но еще точнее можно измерить степень инвестиционной привлекательности предприятия уровнем его чистой рентабельности, т.е. отношением чистой прибыли к средней за анализируемый период стоимости активов. Однако к сумме чистой прибыли при действующем порядке налогообложения надо подходить индивидуально. Кроме чистой прибыли, целесообразно вводить в финансовый анализ показатель чистой прибыли в свободном распоряжении.

Финансовый анализ основан на расчете относительных показателей, характеризующих различные аспекты деятельности предприятия и его финансовое положение. Однако главное при проведении финансового анализа не расчет показателей, а умение трактовать полученные результаты.

 Для финансового анализа используются следующие группы показателей:

  • Показатели прибылей и убытков (финансовые результаты).
  • Показатели активов и пассивов.
  • Показатели эффективности деятельности предприятия, характеризующие рентабельность его деятельности и доходность вложений.
  • Показатели устойчивости, характеризующие степень независимости предприятия от внешних источников финансирования, изменения процентных ставок, показатели платежеспособности, отвечающие на вопрос о том, способно ли предприятие расплатиться с текущими долгами, не наступит ли его банкротство в ближайшее время.9

Подробный финансовый анализ предприятия необходимо проводить в динамике за ряд кварталов, для экспресс-анализа достаточно сопоставить данные на начало и на конец периода анализа. И при одном и при другом способе анализа необходимо помнить, что финансовый анализ (основанный на анализе баланса и отчета о прибылях и убытках) позволяет обратить внимание на «узкие» места в деятельности предприятия и сформировать перечень вопросов, на которые можно будет ответить лишь при более детальном ознакомлении с деятельностью предприятия.

 

 

Глава  2. Анализ финансового состояния (на примере  "Мебельный Рай")

2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия «Мебельный Рай»

 

Сеть магазинов «Мебельный рай» работает на рынке города Улан-Удэ с 1999 года. Этот срок позволил убедиться, что выбранная нами стратегия развития верна. «Мебельный Рай» обладаем уверенностью, финансовой прочностью, динамичностью и нацелены на внедрение в сфере деятельности низкозатратных технологий.

 Основным видом деятельности  является производство и оптово-розничная  продажа корпусной и мягкой мебели в Улан-Удэ и Республике Бурятия, а также в Читинской области. «Мебельный Рай» определил свое место на рынке, объединив функции производителя и продавца мебели.

 «Мебельный Рай» изучает  продукцию многих производителей, проводит маркетинговую работу  с одной целью – предложить  покупателям наиболее востребованный  товар хорошего качества по самым оптимальным ценам. Наша производственная база имеет мобильную, гибкую структуру и стабильно обеспечивает выполнение оптовых заказов клиентов практически любой партии мебели, благодаря обширной складской программе.

«Мебельный рай» динамично развивается, постоянно обновляя ассортимент предлагаемого товара, расширяя географию продаж и увеличивая клиентскую базу.

 Также осуществляется продажа  мебели оптом по выгодным ценам, предлагается помощь в подборе  ассортимента, скидки и отсрочку  платежа для постоянных оптовых покупателей.

 Для удобства жителей города  и Республики наша компания  предлагает приобрести выпускаемую  нами мебель в розницу в  сети магазинов «Мебельный рай», для постоянных покупателей предлагается гибкая система скидок, а также бесплатная доставка по городу.

 

Обратимся к балансу анализируемого предприятия - "Мебельный Рай", который представлен в приложении 1.

Как уже отмечалось, для оценки имущественного состояния организации проводится анализ динамики и структуры ее активов и капитала (горизонтальный и вертикальный анализ).

Результаты такого анализа по рассматриваемой нами организации представлены в Таблице 2.1.1

Таблица 2.1.1

Динамика и структура активов и капитала "Мебельный Рай". (тыс. руб.)

№ п/п

Показатели

Код

строки

На начало года

 

На конец года

 

Отклонение за год (+, - )

 

Темп

роста, %

     

Сумма

Удельный вес в валюте баланса, %

Сумма

Удельный вес в валюте баланса, %

По сумме

По удельному весу, %

 
                   

А

В

С

1

2

3

4

5=3-1

6=4-2

7=3/1*100

1.

Внеоборотные активы - итого

190

5 108, 9

7,71

7 106,4

9,29

2 051,5

1,58

140,2

 

в том числе:

               

1.1

Нематериальные активы

110

21,6

0,03

36,6

0,05

15

0,02

169,4

1.2

Основные средства

120

3 588,4

5,42

5 128,0

6,66

1 539,6

1,24

142,9

1.3

Незавершённое строительство

130

1 281,3

1,93

1 778,2

2,31

496,9

0,38

138,8

1.4

Долгосрочные финансовые вложения

140

217,6

0,33

217,6

0,28

0

- 0,05

100

2.

Оборотные активы - итого

290

61 149,9

92,29

69 881,5

90,71

8 731,6

-1,58

114,3

 

в том числе:

               

2.1

Запасы

210

49 714,5

75,03

51 799,3

67,24

2 084,8

-7,79

104,2

 

из них:

               

2.1.1

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

211

548,1

0,83

1 162,8

1,51

614,7

0,68

212,2

А

В

С

1

2

3

4

5=3-1

6=4-2

7=3/1*100

2.1.2

готовая продукция и товары для перепродажи

214

49 166,4

74, 20

50 636,5

65,73

1 470,1

-8,47

103

2.2

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 мес. после отчетной даты)

230

3 110,8

4,69

3 548,4

4,61

437,6

-0,08

114,1

2.3

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. после отчетной даты)

240

1568,9

2,37

7 304,0

9,48

5 735,1

7,11

465,5

2.4

Денежные средства

260

6 663,6

10,06

7 093,5

9,21

429,9

-0,85

106,5

3.

ВСЕГО АКТИВОВ

300

66 258,8

100

77 041,9

100

10 783,1

0

116,3

4.

Собственный капитал - итого

490

19 388,9

29,26

29 301,7

38,03

9 912,8

8,77

151,1

 

в том числе:

               

4.1

Уставный капитал

410

712,5

1,08

712,5

0,92

0

-0,16

100

А

В

С

1

2

3

4

5=3-1

6=4-2

7=3/1*100

4.2

Добавочный капитал

420

2 241,0

3,38

4 472,7

5,81

2 231,7

2,43

199,6

4.3

Резервный капитал

430

106,9

0,16

106,9

0,14

 

-0,02

100

4.4

Нераспределённая прибыль

470

16 328,5

24,64

24 009,6

31,16

7 681,1

6,52

147,0

5.

Заёмный капитал - итого

590+690

46 869,9

70,74

47 740,2

61,97

870,3

-8,77

101,9

 

в том числе:

               

5.1

Долгосрочные обязательства

590

             

5.2

Краткосрочные обязательства - итого

690

46 869,9

70,74

47 740,2

61,97

870,3

-8,77

101,9

 

из них:

               

5.2.1

Займы и кредиты

610

   

3 511,6

4,56

3 511,6

4,56

0

5.2.2

Кредиторская задолженность

620

46 385,9

70,01

44 210,1

57,38

-2 175,8

-12,63

95,3

6.

ВСЕГО КАПИТАЛА

700

66 258,8

100

77 041,9

100

10783,1

0

116,3

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия (на примере «Мебельный Рай»)