Анализ состояния финансового менеджмента на примере ОАО «Автодизель»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы на основе показателей, характеризующих внутреннее финансовое состояние предприятия, рассмотреть систему его финансового менеджмента и предложить способы повышения эффективности финансового менеджмента на ОАО «Автодизель»
При написании работы мы ставим следующие задачи:
• Раскрыть сущность финансового менеджмента и при вести его основные характеристики;
• Выявить основную цель, принципы и задачи финансового ме-неджмента для российских предприятий;
• Дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Автодизель»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты финансового менеджмента
1.1 Понятие и основные характеристики финансового менеджмента на предприятии
1.2 Основная цель и задачи финансового менеджмента
2. Анализ состояния финансового менеджмента на примере ОАО «Автодизель»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Автодизель»
2.2. Анализ состояния финансового менеджмента на ОАО «Автодизель»
3. Рекомендации по проведению мероприятийфинансового менедж-мента для увеличения прибыли ОАО «Автодизель».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

фин менеджмент.doc

— 570.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. Теоретические аспекты финансового менеджмента
    1. Понятие и основные характеристики финансового менеджмента на предприятии
    2. Основная цель и задачи финансового менеджмента
  2. Анализ состояния финансового менеджмента на примере ОАО «Автодизель»

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ОАО «Автодизель»

2.2. Анализ состояния финансового  менеджмента на ОАО «Автодизель»

  1. Рекомендации по проведению мероприятийфинансового менеджмента для увеличения прибыли ОАО «Автодизель».

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

        ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее  время в современной  России существует  большое количество предприятий различных форм собственности и характера деятельности, рост и усложнение  хозяйственных связей. Все это приводит к значительному увеличению  глубины финансовой работы и огромному влиянию внешней среды на деятельность предприятий. Одновременно  это влечет за собой существенное изменение роли и значения финансовой работы в деятельности предприятия, недооценка которой может привести к потере финансовой устойчивости и наступлению неблагоприятных последствий для деятельности предприятия.

Определение финансовой политики предприятия относится к числу наиболее важных экономических задач в условиях глобализации рыночной экономики и появлением иностранных предприятий на российском рынке, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к отсутствию у предприятий средств для развития производства, лишению конкурентных преимуществ, что в итоге приведет к снижению их платежеспособности и, в конечном счете, может привести к банкротству. В то же время преувеличенная или даже «избыточная» устойчивость будет отягощать затраты предприятия излишними запасами и резервами, не давая свободных средств для развития предприятия и укрепления его на рынке.

Глобализация  экономики в условиях развивающегося рынка требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу финансовой деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Цель данной работы заключается в том, чтобы на основе показателей,  характеризующих внутреннее финансовое состояние предприятия, рассмотреть систему его финансового менеджмента и предложить способы повышения эффективности финансового менеджмента на ОАО «Автодизель»

При написании  работы мы ставим следующие задачи:

    • Раскрыть сущность финансового менеджмента и при вести его основные характеристики;
    • Выявить основную цель, принципы и задачи финансового менеджмента для российских предприятий;
    • Дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Автодизель»;
    • Проанализировать состояние финансового менеджмента на ОАО «Автодизель»;
    • Дать рекомендации по проведению мероприятий финансового менеджмента для максимизации на исследуемом предприятии.

          Предметом исследования является совокупность финансово-экономических отношений в области финансового менеджмента по укреплению и стабилизации финансового состояния ОАО «Автодизель»

           Объектом исследования является  Ярославский моторный завод ОАО  «Автодизель».

         В работе использованы работы российских и зарубежных экономистов в области финансового менеджмента, таких как Лямин В.А., Бригхем Ю., Балабанов И.Т . Карасева И.М. и других, а также метериалы периодической печати и публикуемые материалы отчетности ОАО «Автодизель».

         В работе используются методы  экономического анализа: табличный,  графический и др.

На основании исследования в работе предлагаются рекомендации по усовершенствованию системы финансового менеджмента на ОАО «Автодизель» в будущем и улучшению ряда экономических показателей финансово-экономической деятельности предприятия.

Анализ строится на обобщении теоретической, методической, нормативной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА.

 

    1. Понятие и основные характеристики финансового менеджмента на предприятии.

 

Финансовый  менеджмент —  управление финансовыми операциями, денежными потоками, призванное обеспечить привлечение, поступление денежных средств и их рациональное расходование в соответствии с программами, планами, реальными нуждами, а также совокупность приемов, методов и средств, используемых предприятиями для повышения доходности и минимизации риска неплатежеспособности.1

Основная цель финансового менеджмента — получить наибольшую выгоду от деятельности предприятия в интересах его собственников. К основным функциям управления финансами как подсистемы в системе управления предприятием относятся:

- внутреннее финансовое планирование;

- анализ и оценка финансового состояния;

- управление оборотными средствами и ликвидностью;

- управление инвестиционным портфелем;

- управление структурой капитала;

- управление финансовыми рисками; организация расчетов с бюджетной системой;

- заключение договоров с банками, биржами, фондами; прочие функции.

Финансовое  управление состоит из процедур разного  уровня сложности и ответственности. Первый уровень — принятие финансовых решений по перспективам развития и текущей деятельности, привлечению источников финансирования и их использованию, проведение определенной финансовой политики. Это задачи высшего уровня сложности и ответственности, их решение входит в компетенцию высших руководителей предприятия. Второй уровень — выполнение различных финансовых расчетов, оформление финансовых документов, составление отчетов, то есть более простые технические задачи, которые решают работники бухгалтерской, финансовой, экономической служб. Состав финансовой службы, объем и особенности организации финансовой работы зависят от характера и специфики деятельности предприятия, объемов финансовых ресурсов, которыми распоряжается предприятие.  
Наиболее сложными становятся функции по управлению финансами в крупных корпорациях. Для экономического стимулирования менеджеров к поиску прибыльных инвестиционных решений поощрения и продвижения по службе должны соответствовать способности каждого отдела выполнять поставленные долгосрочные цели. Практика показала эффективность организации управления финансами, при которой делегирование ответственности за получение дохода (прибыли) и достаточно широких полномочий в управлении текущей деятельностью сочетается с централизацией принятия финансовых решений по распределению и использованию финансовых результатов. Информация о финансовом состоянии предприятия содержится в финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая составляется по стандартам и правилам, установленным государством и международными соглашениями.

  Методы финансового управления, применяемые в рамках финансового менеджмента на предприятии многообразны, и основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, лизинг и аренда.

Составным элементом  приведенных методов являются специальные  приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет бухгалтерская отчетность; сообщения финансовых органов; информация учреждений банковской системы; информация товарных, фондовых и валютных бирж; прочая информация2.

Техническое обеспечение  системы финансового управления является самостоятельным и весьма важным ее элементом. Многие современные  системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ.

Функционирование  любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы и др. 3

В условиях рыночной экономики финансовый менеджер становится одной из ключевых фигур на предприятии. Он ответствен за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использования того или иного способа их решения и иногда за принятие окончательного решения по выбору наиболее приемлемого варианта действий.4

В наиболее общем  виде деятельность финансового менеджера может быть структурирована следующим образом: общий финансовый анализ и планирование; обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств); распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами) 5.

В рамках областей деятельности финансового менеджера  осуществляется общая оценка следующих показателей:

  • активов предприятия и источников их финансирования;
  • величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания достигнутого экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности;
  • источников дополнительного финансирования;
  • системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов;
  • объема требуемых финансовых ресурсов;
  • формы их представления (долгосрочный или краткосрочный кредит, денежная наличность);
  • степени доступности и времени представления (доступность финансовых ресурсов может определяться условиями договора; финансы должны быть доступны в нужном объеме и в нужное время);
  • стоимости обладания данным видом ресурсов (процентные ставки, прочие формальные и неформальные условия предоставления данного источника средств);
  • риска, ассоциируемого с данным источником средств (так, капитал собственников как источник средств гораздо менее рискован, чем срочная ссуда банка);
  • оптимальность трансформации финансовых ресурсов в другие виды ресурсов (материальные, трудовые, денежные);
  • целесообразность и эффективность вложений в основные фонды, их состав и структура;
  • оптимальность оборотных средств;
  • эффективность финансовых вложений.6

Принятие решений  с использованием приведенных оценок выполняется в результате анализа альтернативных решений, учитывающих компромисс между требованиями ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности7.

Далее рассмотрим структуру источников финансирования предприятия, как одного из основополагающих направлений финансового менеджмента.

Источниками собственных  средств являются: уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников); резервы, накопленные предприятием; собственный капитал предприятия; прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).

К основным источникам привлеченных средств относятся: ссуды  банков; заемные средства; средства от продажи облигаций и других ценных бумаг; кредиторская задолженность.

Принципиальное  различие между источниками собственных  и заемных средств кроется  в юридической причине - в случае ликвидации предприятия его владельцы имеют право на ту часть имущества предприятия, которая останется после расчетов с третьими лицами.

В настоящее  время на большинстве российских предприятий основными источниками финансирования собственные средства. Приведем краткую характеристику этих источников.

Уставный капитал  формируется при первоначальном инвестировании средств. Его величина объявляется при регистрации  предприятия, а любые корректировки  размера уставного капитала (дополнительная эмиссия акций, снижение номинальной стоимости акций, внесение дополнительных вкладов, прием нового участника, присоединение части прибыли и др.) допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством и учредительными документами8.

Прибыль является основным источником средств динамично  развивающегося предприятия. В балансе она присутствует в явном виде как "прибыль отчетного года" и "неиспользованная прибыль прошлых лет", а также в завуалированном виде - как созданные за счет прибыли фонды и резервы. В условиях рыночной экономики величина прибыли зависит от многих факторов, основным из которых является соотношение доходов и расходов.

Также необходимо отметить, что финансы - один из важнейших  инструментов, с помощью которого осуществляется воздействие на экономику, хозяйствующего субъекта (страна, регион, предприятие).

Финансовый  менеджмент представляет собой систему  организации, планирования и использования  финансовых ресурсов. В состав финансового  менеджмента входят: финансовые инструменты, финансовые приемы и методы, обеспечивающие подсистемы (кадровое, нормативное, правовое, информационное, техническое и программное обеспечение).

Информация о работе Анализ состояния финансового менеджмента на примере ОАО «Автодизель»