Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 18:05, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие, виды и функции финансов.
Финансы - экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом.
Признаки финансов:
денежное отношение;
распределительное отношение;
безэквивалентное отношение.

Вложенные файлы: 1 файл

финансовое право ответы.docx

— 100.09 Кб (Скачать файл)

каждое юридическое и физическое лицо обязано выполнить предписание, поступившее от органа государственной власти;

властные предписания не основаны на отношениях подчинения «по вертикали».

Основной метод финансово-правового регулирования - императивный метод, или метод властных предписаний, предполагающий неравенство субъектов данных правоотношений. Суть данного метода состоит в том, что государство принимает решения в одностороннем порядке, давая обязательные для исполнения другой стороной финансового правоотношения предписания. Такие предписания исходят в основном от финансовых, налоговых и кредитных органов, входящих в систему государственных органов, которые наделены соответствующими полномочиями.

6. Система финансового  права. Финансовое право как наука  и учебная

дисциплина.

Система финансового права - не просто совокупность норм соответствующего содержания, а совокупность финансово-правовых норм, внутри которой финансово-правовые нормы расположены в определенной последовательности и взаимосвязаны настолько, насколько это обусловлено соответствующей системой общественных финансовых отношений.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли и институты.

Общая часть финансового права - охватывает нормы, которые регулируют общие принципы и методы финансовой деятельности государства. В Общей части определяется правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, в том числе государственных органов и учреждений, осуществляющих финансовую деятельность.

Общая часть изучает:

принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства;

систему органов Российской Федерации, осуществляющих финансовую деятельность;

структуру финансовых звеньев финансовой системы;

вопросы регулирования финансового контроля в Российской Федерации;

финансово-правовую ответственность;

другие вопросы.

Особенная часть финансового права - конкретизирует нормы Общей части финансового права, регулирует круг финансовых отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства.

Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты, которые имеют свой объект правового регулирования:

бюджетную систему;

внебюджетные государственные и муниципальные денежные фонды;

финансы государственных и муниципальных предприятий;

государственные и муниципальные доходы;

государственный и муниципальный кредит;

организацию имущественного и личного страхования;

государственные и муниципальные расходы;

банковское кредитование;

денежное обращение и расчеты;

валютное регулирование.

Значение системы финансового права состоит в том, что удобнее изучать и использовать на практике систематически расположенные нормы.

Управление финансами в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственного аппарата.

7. Источники финансового  права.

Источники финансового права - разнообразные нормативно-правовые акты, содержащие в себе нормы финансового права.

Источники финансового права:

Конституция РФ;

Кодексы РФ (Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Арбитражно-процессуальный, Таможенный и др.);

федеральные законы;

указы Президента РФ;

постановления Правительства РФ;

акты органов государственного управления, ведомственные положения, приказы, инструкции;

решения Конституционного Суда РФ;

международные договоры и соглашения Российской Федерации с другими государствами.

8. Понятие финансовых  правоотношений, их особенности и виды.

Финансовые правоотношения - общественные отношения в бюджетной сфере, в области кредитования, страхования и налогообложения, урегулированные нормами финансового права.

Признаки финансовых правоотношений - существуют строго в правовой форме, т. е. представляют собой общественные отношения, регламентированные финансово-правовыми нормами.

Структура финансовых правоотношений:

субъект - физические, юридические лица, государственные (Российская Федерация и ее субъекты) и муниципальные образования;

объект - денежные фонды государственных, муниципальных образований, а также юридических и физических лиц;

содержание - совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов финансовых правоотношений;

основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений - юридические факты (события и действия: правомерные либо неправомерные) и юридические составы;

метод финансово-правового регулирования – чаще всего императивный;

способ защиты финансовых правоотношений - выделяют 3 способа: самозащиту, защиту прав и интересов в административном и судебном порядке.

Особенности финансовых правоотношений:

обязательным субъектом финансовых правоотношений является государство или муниципальное образование (государственный или муниципальный орган). При этом права и обязанности участников финансовых правоотношений четко определены нормативно-правовыми актами и не могут определяться соглашением сторон;

обязательным объектом финансовых правоотношений являются соответствующие денежные фонды;

финансовые правоотношения возникают в процессе перераспределения денежных фондов;

финансовые правоотношения имеют властно-имущественный характер;

финансово-правовые отношения, особенно налоговые, наиболее подвержены законодательным изменениям.

Классификации финансовых правоотношений:

в зависимости от институтов и подотраслей финансового права:

а) правоотношения, возникающие в сфере государственного страхования;

б) правоотношения, возникающие в сфере государственного кредитования;

в) правоотношения в сфере государственного финансирования;

г) налоговые правоотношения;

д) правоотношения, возникающие в сфере денежного обращения;

е) правоотношения, возникающие в банковской сфере;

ж) валютные правоотношения;

по характеру:

а) материальные;

б) процессуальные;

по субъектному составу:

а) финансовые правоотношения с участием федеральных органов РФ;

б) финансовые правоотношения с участием органов власти субъектов РФ;

в) финансовые правоотношения с участием органов местного самоуправления;

в зависимости от источников правовых норм, регулирующих финансовые отношения:

а) урегулированные исключительно нормами финансового права;

б) урегулированные как нормами финансового, так и нормами иных отраслей права.

Например, отношения в сфере страхования или кредита. Правовое регулирование отношений в сфере финансовой деятельности осуществляется посредством источников финансово-правовых норм, в том числе международных соглашений, Конституции РФ, Бюджетного, Налогового кодексов и т. д.

9. Финансово-правовая норма. Понятие, классификация.

Финансово-правовая норма - установленное государством, обеспеченное возможностью применения принуждения и закрепленное в источниках финансового права правило поведения, регулирующее отношения в сфере государственного управления.

Особенности финансово-правовой нормы:

императивность - в отличие от норм, например гражданского или трудового права, нормы финансового права носят государственно-властный характер и изменению в зависимости от воли участников финансовых правоотношений не подлежат;

финансово-правовые нормы регулируют особый вид правоотношений - финансовые.

Классификация финансово-правовых норм:

по юридической силе:

а) законодательные;

б) подзаконные;

по характеру воздействия на поведение субъектов правоотношений:

а) обязывающие - нормы в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений совершать определенные активные действия.

б) управомочивающие - диспозитивные нормы, предоставляют субъектам финансовых правоотношений право выбора: совершать какие-либо действия или воздерживаться от них. Например, норма, предоставляющая бюджетные правомочия законодательным органам в сфере осуществления бюджетного процесса;

в) запрещающие - в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений воздержаться от совершения определенных активных действий. Например, в процессе исполнения федерального бюджета запрещается осуществление операций, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства;

по характеру содержащихся в них предписаний:

а) материальные - финансово-правовые нормы, закрепляющие совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов финансово-правовых отношений;

б) процессуальные - нормы, регулирующие порядок реализации материальных норм финансового права;

по охвату территории действия:

а) федеральные;

б) субъектов РФ;

в) муниципальных образований;

по сроку действия:

а) постоянные;

б) срочные (например, нормы бюджета на очередной год).

Структура финансово-правовой нормы:

гипотеза - закрепляет те обстоятельства, при которых могут возникнуть (либо не возникнуть) определенные финансовые правоотношения;

диспозиция - непосредственно определяет меру должного поведения субъектов финансово-правовых отношений;

санкция - регулирует меру ответственности субъектов финансовых правоотношений за нарушение законодательных предписаний, закрепленных в диспозиции.

10.Особенности финансово-правовой ответственности.

Финансово-правовая ответственность — это применение к правонарушителю мер государственного принуждения – санкций, установленных финансово-правовыми нормами.

Особенность финансово-правовой ответственности проявляется в том, что она выражается в лишениях имущественного (материального) характера. По своей сути финансовые правоотношения являются имущественными, поэтому и воздействие на правонарушителя происходит в присущих финансовому праву формах. Всякое финансовое правонарушение наносит вред финансовым интересам общественно-территориального образования (государству или муниципальному образованию).

Финансово-правовая ответственность осуществляется не по субъективному желанию должностного лица, органа, а имеет определенные основания. Таких оснований три, и они имеют место последовательно, одно за другим:

1) норма права, запрещающая деяние  и предусматривающая ответственность  за него, – нормативное основание;

2) правонарушение (состав правонарушения) как юридический факт – фактическое  основание;

3) правоприменительный акт, определяющий  конкретную меру государственного  принуждения, – конкретное основание.

11.Понятие и значение  финансового контроля. Виды и  методы фи-

нансового контроля.

Финансовый контроль - регламентированная нормами финансового права деятельность государства и муниципальных образований по проверке правильности финансового планирования, полноты и своевременности поступления доходов, обоснованности произведенных расходов и т. д.

Виды финансового контроля:

контроль законодательных (представительных) органов, которые имеют право на:

а) получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

б) получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;

в) утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

г)создание собственных контрольных органов для проведения внешнего аудита бюджетов;

д) вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты;

контроль исполнительных органов:

а) осуществляемый Министерством финансов РФ внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;

б) осуществляемый Федеральным казначейством предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу;

в) осуществляемый главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств - финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

Формы финансового контроля:

предварительный - контроль, осуществляемый до проведения финансовой деятельности, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

текущий - контроль, осуществляемый непосредственно входе проведения финансовых мероприятий, например, в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

последующий - контроль, осуществляемый по завершении определенных финансовых действий, по результатам их проведения, например, в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Значение финансового контроля - обеспечение законности в финансовых правоотношениях.

Методы финансового контроля – различные приемы, способы и средства проведения финансового контроля.

В Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за:

исполнением федерального бюджета;

исполнением бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

организацией денежного обращения;

использованием кредитных ресурсов;

состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"