Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.фин.право.docx

— 385.76 Кб (Скачать файл)

Правовые основы банковской деятельности в Российской Федерации, как и в промышленно развитых странах, стали складываться с момента ее возникновения. Но особое развитие и значение они получили после 1860 г., когда помимо государственных (казенных) банков начали появляться частные банки, нуждающиеся в более четком определении своей деятельности, в контроле и надзоре за ней. Серьезное изменение в правовом обеспечении банковской деятельности произошло после революции 1917 г., приведшей к ликвидации кредитных учреждений. Декрет ВЦИК 1917 г. «О национализации банков» декларировал монополию государства на банковскую деятельность и создание на базе объединения имеющихся банков «единого Народного Банка Российской республики — государственного банка с передачей ему их активов и пассивов».

Начало формированию новой  банковской системы положила реформа 1987 г. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 17 июля 1987 г. «О совершенствовании  системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности  экономики» предусматривало устранение накопившихся негативных тенденций  в банковской сфере и предлагало структурно-функциональное изменение  банковской системы; провозглашалась  новая денежно-кредитная политика. Кроме того, в нем утверждался ряд новых реформ и методов банковской деятельности, предусматривалось качественное обновление технической оснащенности кредитных учреждений.

Правовой основой возникающих  акционерных коммерческих банков стало  постановление Совета Министров  СССР от 1 сентября 1988 г. № 1061 (ч. 3 п.1) «Об  утверждении Устава Госбанка СССР», в котором они впервые были включены в перечень кредитно-банковских учреждений СССР. «Госбанк СССР... регулирует деятельность специализированных, коммерческих, акционерных, кооперативных банков и других кредитных учреждений в  СССР...».

Дальнейшее развитие банковской системы регламентировалось принятыми  Верховным Советом РСФСР двумя  специальными банковскими законами: «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», которые впоследствии неоднократно пересматривались.

Современной правовой основой  существования банковской системы  служит Гражданский кодекс РФ и Конституция  РФ. Конституционные нормы определяют органы, уполномоченные выполнять функции  управления кредитно-банковской системой, порядок их образования и принципы осуществления поставленных перед  ними задач. В Конституции РФ отражены статус, задачи, основные функции и  принципы организации и деятельности Центрального банка РФ как публично-правовой организации, его организационная  структура, а также основополагающие права и обязанности. В частности. Конституцией РФ регламентирована независимость  Банка России (ст. 75). Согласно ст. 75 п. 1 исключительной денежной единицей Российской Федерации является рубль, при этом денежная эмиссия монопольно осуществляется Центральным банком, а введение и  эмиссия прочими банками других денег не допускается. В соответствии с п. 2 ст. 75 Конституции РФ основными  функциями Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, ст. 74, 75 устанавливают важнейшие  принципы осуществления операций с  финансовыми средствами, в частности, принцип недопустимости установления каких бы то ни было препятствий  для свободного перемещения финансовых средств.

В Гражданском кодексе  РФ определяются правовые положения  субъектов, участвующих в гражданском  обороте и осуществляющих свою деятельность в кредитной сфере, порядок проведения государственной регистрации (ст. 51) и прекращения их деятельности (ст. 54). В нем также даны общие правила  о статусе юридических лиц (гл. 4), правила совершения сделок (гл. 9), общие правила о договорах  и обязательствах (подраздел 2). Подробно рассматриваются такие договоры, применяемые в банковской деятельности, как договор банковского вклада (гл. 44), договор банковского счета (гл. 45). Раскрываются вопросы займа  и кредита (гл. 42). Обеспечению исполнения обязательств посвящена гл. 23, где, в частности, указывается, что основными формами обеспечения могут служить неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия, задаток. Глава 25 и гл. 26 регламентируют ответственность за нарушение обязательств и прекращение обязательств. Глава 46 посвящена вопросам расчетов — наличных и безналичных. В главе 54 дается характеристика доверительного управления имуществом, рассматриваются вопросы финансового лизинга (§ 6 гл. 34).

Отдельные моменты банковской деятельности регламентируются и Уголовным  кодексом РФ, обеспечивающим защиту от наиболее серьезных и общественно-опасных посягательств на права и интересы государства, иных субъектов, осуществляющих свою деятельность в кредитно-банковской сфере, а также физических и юридических лиц, пользующихся услугами банков и иных кредитных учреждений. Например, в ст. 185—186 УК РФ предполагается уголовное преследование за изготовление или сбыт поддельных денег и ценных бумаг, а также выпуск любых денежных знаков, отличных от официальной денежной единицы. Статьи 158, 187 УК РФ предусматривают ответственность за подделку пластиковых карт и платежных документов. Глава 22 учреждает ответственность за совершение незаконных сделок с валютными ценностями, а также за сокрытие средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченные банки, и невозвращение средств в иностранной валюте за границу. Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за разглашение банковской тайны (ст. 183), а также за незаконную банковскую деятельность и осуществление банковской деятельности без регистрации (ст. 172).

Помимо данных законов  правовые основы банковской деятельности нашли отражение в изданных Центральным  банком РФ инструкциях, регламентирующих все сферы деятельности кредитных  организаций, а также в положениях, указаниях, письмах. Среди них наибольшее значение имеют следующие инструкции: № 1 — «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций», в которой отражаются основные экономические нормативы, регулирующие все стороны банковской деятельности; № 75-И — «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности», которая заменила Инструкцию № 49, содержавшую основные требования и положения создания и реорганизации кредитной организации; № 59 — «О мерах по пруденциальному надзору»; № 8 — «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации».

Отдельные виды банковских операций регламентируются федеральными законами, например, «О лизинге» — определяет понятие, виды лизинга, правовые основылизинговых платежей, объекты и субъекты лизинговой сделки; «Об ипотеке» — регламентирует возможности развития ипотечного кредитования в нашей стране; «О простом и переводном векселе» — отражает основные положения Женевских конвенций 1930 г., «О валютном регулировании и валютном контроле» — раскрывает суть валютных операций, проводимых коммерческими банками, «О залоге» — обеспечивает надежную основу кредитования. После августовского (1998 г.) кризиса был принят Закон РФ «О реструктуризации кредитных организаций», который устанавливает основания, порядок и условия проведения мероприятий по реструктуризации кредитных организаций, определяет основные действия кредитной организации по преобразованию обязательств в уставный капитал и т.д. Большое значение имеет и Федеральный закон РФ «О банкротстве кредитных учреждений», раскрывающий, критерии и процедуру банкротства.

В целом все основные банковские законодательные и подзаконные  акты призваны обеспечить управление банковской системой в целом. Так, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установил правовой статус ЦБ РФ, принципы его организации, основные задачи и функции, взаимоотношение с органами государственной власти, систему органов управления и их компетенцию, порядок отчетности, принципы организации наличного денежного обращения, основные инструменты и принципы осуществления денежно-кредитной политики, перечень операций, основные принципы и способы банковского регулирования и надзора, принципы организации безналичных расчетов, порядок вступления в силу нормативных актов, статус, права и обязанности служащих Банка России. В свою очередь Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» установил понятие кредитной организации, банка и небанковских кредитных организаций, банковской системы РФ, определил перечень банковских операций, особенности деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг, принципы взаимоотношений кредитных организаций с клиентами и государством, порядок создания кредитной организации, ее регистрации и лицензирования, основания для отзыва лицензий, порядок открытия филиалов и представительств, принципы обеспечения стабильности деятельности кредитных организаций, банковскую тайну, антимонопольные правила, принципы организации сберегательного дела, организацию отчетности кредитной организации.

И тем не менее действующее в Российской Федерации правовое обеспечение банковской деятельности, несмотря на прогрессивный характер и общую рыночную направленность, все же не в полной мере соответствует нынешней экономической ситуации и международному уровню правового регулирования общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

47.Банковская система России  как объект финансово-правового  регулирования.

Банковская  система – объект финансово-правового  регулирования поскольку, связанна с общественными отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения  бесперебойного осуществления его  задач и функций, обслуживания интересов  публичной власти.

Разветвленная банковская система – необходимое  условие развития рыночной экономики.

Банковский  сектор – важнейший элемент финансовой системы РФ. Банки многократно  превосходят всех других финансовых посредников по величине активов  и капитала.

В целях поступательного движения экономики, усиления функциональной роли банковского сектора Правительством РФ и Банком России принята Стратегия  развития банковского сектора Российской Федерации, реализация которой расчитанна на среднесрочную перспективу – пять лет. Стратегия определяет задачи развития банковского сектора и меры государственной политики по их решению.

Основными целями дальнейшего развития банковского  сектора признаны укрепление его  устойчивости, повышение качества осуществления  функций по аккумулированию денежных средств и их трансформации в  кредиты и инвестиции, укрепление доверия вкладчиков и других кредиторов банков, усиление защиты их интересов, предотвращения использования кредитных  организаций в недобросовестной коммерческой практике.

В последние несколько лет российский банковский сектор развивается более  высокими темпами, чем экономика  в целом.

Коммерческие  банки выполняют важную роль в  проведении операций со средствами государственного бюджета и государственными внебюджетными  фондами. Являясь объектом правового  воздействия, банковская система в  целом и все ее элементы в отдельности  оказываются активными участниками, субъектами финансово-правовых отношений.

Такого  рода отношения возникают между  органами публичной власти и элементами банковской системы по поводу аккумуляции, распределения. Перераспределения  денежных средств государства, направления  их на нужды государства, осуществление  контроля за движением денежных средств, правильностью расчетных, кассовых и валютных операций и т.д.

Можно выделить три группы финансово0-правовых отношений:

1.         Между органами государства и элементами банковской системы;

2.         Внутри банковской системы между элементами разных уровней;

3.         Между элементами банковской системы и хозяйствующими субъектами.

В этих отношениях отчетливо выступают  две важные составляющие:

1.         Обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно0властного характера;

2.         Отношения неразрывно связанны с деньгами (имуществом).

Первая  группа отношений возникает при  определении органами государственной  власти места и роли банковской системы  в финансовой системе государства, т.е. признание за банковской системой статуса финансовой правосубъектности. В первую очередь, это отношения между органами законодательной и исполнительной власти и Центральным банком РФ как важнейший элемент банковской системы. Так, Центральный банк РФ выступает в качестве субъекта финансовых правоотношений при выполнении им обязанностей по проведению совместно с Правительством РФ единой государственной денежно-кредитной политики, операций с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов Федерации, перечислением в федеральный бюджет части прибыли.

Центральный банк РФ – субъект финансовых правоотношений при возложении на него обязанностей по обслуживанию государственного долга  РФ, при получении бюджетных средств  на затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению  долговых обязательств России. Кредитные  организации могут вступать в  финансово-правовые отношения с  органами Федерального казначейства при  осуществлении операций со средствами федерального бюджета.

Вторая  группа отношений возникает между  Центральным банком РФ как государственным  учреждением, наделенным государственно-властными  полномочиями в финансово-кредитной  сфере, и кредитными учреждениями.

Кредитные организации занимают важное место  в экономической системе любого государства, построенного с учетом принципов рыночной экономики. Основные функции кредитных организаций  – обеспечение потребности хозяйствующих  субъектов, в том числе государственных  органов, в денежных средствах, предоставление кредитных ресурсов; сбережение и  накопление денежных ресурсов; перемещение  денежных средств. Кредитные организации  аккумулируют децентрализованные фонды  денежных средств, являющиеся составной  частью государственных финансов в  целом. В этой связи, исходя из значимости кредитных учреждений, как организаций, обеспечивающих функционирование публичной  власти и государства, из значимости основного инструментария их деятельности - денег, государственные органы наряду с общим гражданско-правовым методам  правового регулирования применяют  императивный финансово-правовой метод. В результате часть отношений  между Центральным банком и кредитными учреждениями в полной мере можно  охарактеризовать как финансово-правовые.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"