Ценные бумаги в гражданском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:29, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность избранной темы диплома связана с тем, что в последнее время многие предприятия начали вкладывать значительные денежные средства в операции на рынке ценных бумаг и, в частности, такой доходный сектор, как государственные ценные бумаги, рассматриваемые государством как одно из направлений неинфляционного покрытия бюджетного дефицита путем привлечения частных средств. Наиболее популярными среди государственных ценных бумаг являются облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ), государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) и облигации государственного сберегательного займа (ОСЗ). Широкое применение получили казначейские обязательства (КО) и векселя.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Характеристика и организационно - правовое обоснование выпуска и обращения ценных бумаг Российской Федерации 8
1.1 Нормативные документы, регулирующие рынок ценных бумаг 8
1.2 Классификация ценных бумаг 10
1.3 Содержание и функции ценных бумаг 11
1.4 Обращение ценных бумаг 12
1.5 Понятие и классификация финансовых вложений 13
1.6 Вексель как ценная бумага 15
1.7 Инвестиционные ценные бумаги 17

Глава 2 Условия выпуска и обращения государственных ценных бумаг 19
2.1 Основные виды государственных ценных бумаг 19
2.2 Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) 20
2.3 Облигации федерального займа с переменным купонным
доходом (ОФЗ) 21
2.4 Облигации государственного сберегательного займа (ОСЗ) 22
2.5 Казначейские обязательства (КО) 23

Глава 3 Бухгалтерский учет государственных ценных бумаг, налогообложение прибыли и доходов по ним 26
3.1 Особенности налогообложения доходов по государственным ценным бумагам 26
3.2 Операции с государственными краткосрочными бескупонными облигациями (ГКО) 27
3.3 Операции с государственными облигациями федеральных займов (ОФЗ) с переменным купоном 32
3.4 Операции с облигациями государственного сберегательного займа (ОСЗ) 39
3.5 Операции с казначейскими обязательствами (КО) 41

Глава 4 Отдельные виды налогов, рассматриваемые при операциях с государственными ценными бумагами (без учета налогообложения инвестиционных институтов) 49
4.1 Налог на добавленную стоимость 49
4.2 Налог на имущество 50
4.3 Налог на операции с ценными бумагами 51
4.4 Налог на пользователей автомобильных дорог и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально- культурной сферы 52



Глава 5 Учет и налогообложение операций с векселями 55
5.1 Операции с финансовыми векселями 55
5.2 Приобретение финансовых векселей 56
5.3 Реализация финансовых векселей 67
5.4 Учет организациями операций с товарными векселями 71
5.5 Учет операций с товарными векселями у организации-покупателя 72
5.6 Учет операций с товарными векселями у организации-продавца 74
Заключение 78
Список использованной литературы 80

Вложенные файлы: 1 файл

ЦБ2.doc

— 412.50 Кб (Скачать файл)

- инскрипции (государственные  ценные бумаги);

- банковские  сертификаты (депозитный и сберегательный).

Кроме того, в  современной России получил распространение  выпуск так называемых “банковских векселей”, которые также могут быть отнесены к инвестиционным бумагам.

Чем объясняется  объединение вышеназванных ценных бумаг в одну группу со специальным  наименованием? Такое объединение  может быть объяснено исключительно  экономической их спецификой, поскольку по юридической природе это совершенно различные ценные бумаги. Экономический же критерий, объединяющий эти ценные бумаги, очень точно подмечен К.Марксом: по его выражению, все перечисленные ценные бумаги являются титулами собственности на доход с капитала. Не права собственности, а собственности, поскольку объектом права собственности может быть только определенная вещь, а доход по таким бумагам, например, как обыкновенные акции, не может быть заранее известен. Кроме того, речь ведется о титулах собственности на доход с капитала, а не на сам капитал, ибо последний является собственностью лица-эмитента соответствующих ценных бумаг.

Таким образом  получается, что отношения, опосредуемые всякой инвестиционной бумагой, состоят  в передаче одним лицом (инвестором) в собственность другому лицу (эмитенту), имеющихся у него активов определенной стоимости, взамен на обязательства эмитента:

- либо использовать  их в своей предпринимательской  деятельности, допускать инвестора  до управления переданными активами, но при этом выплачивать вознаграждение за использование активов, определяющееся величиной прибыли от такого использования;

- либо самостоятельно  распоряжаться полученными активами, но за это выплачивать вознаграждение  за их использование, независимое от наличия и величины прибыли от такого использования.

Принятые на себя обязательства эмитент удостоверяет соответствующей ценной бумагой. Отсюда и обозначение этих ценных бумаг - инвестиционные, то есть бумаги, основанием выдачи которых является получение материальных активов эмитентом ценной бумаги для их использования в целях извлечения прибыли или достижения иного положительного социального эффекта, то есть инвестиционная деятельность.

Инскрипция - государственная ценная бумага, удостоверяющая факт предоставления государству на заимообразных условиях денежной суммы и право лица-держателя инскрипции потребовать по истечении срока займа возврата этой суммы, а также выплаты дохода в виде процента или дисконта (единовременно или периодически) либо предоставления иного имущественного эквивалента.

В настоящее  время правовое регулирование инскрипций (государственных облигаций) в Российской Федерации выражается в установлении особых условий и правил выпуска  и обращения отдельных их видов. К сегодняшнему дню на внутреннем фондовом рынке России обращаются виды государственных ценных бумаг, рассмотренные в следующей главе.

 

 

ГЛАВА 2

 

УСЛОВИЯ ВЫПУСКА И ОБРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ЦЕННЫХ БУМАГ

 

2.1 Основные  виды государственных ценных  бумаг

 

Государственные ценные бумаги в настоящее время представлены на рынке ценных бумаг в основном государственными облигациями и векселями.

Государственные облигации выпускаются в следующих  формах:

- облигации  государственного республиканского  внутреннего займа РСФСР 1991г;

- облигации  внутреннего государственного валютного  облигационного займа;

- облигации  федерального займа с постоянным  купонным доходом;

- облигации  федерального займа с переменным  купонным доходом;

- государственные   краткосрочные бескупонные облигации;

- облигации  золотого федерального займа;

- облигации  государственного сберегательного  займа;

- облигации  государственных нерыночных займов.

Государственные векселя существуют в основном в  форме векселей Министерства финансов Российской Федерации.

В данной работе рассмотрены  операции только с определенным рядом  ценных бумаг.

Теперь об условиях выпуска и обращения государственных  ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

2.2 Государственные  краткосрочные бескупонные облигации  (ГКО)

Основные Условия  выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107 “О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций” ( с изменениями от 27.09.94г. № 1105). Этими Условиями предусмотрено, что эмиссия ГКО осуществляется периодически в форме отдельных выпусков на срок до одного года.

Номинальная стоимость  ГКО составляет 1 000 000 руб. Погашение  этих облигаций проводится в безналичной  форме путем перечисления их владельцам номинальной стоимости облигаций на момент погашения.

Доходом по ГКО  считается разница между ценой  реализации или погашения и ценой  покупки.

Государственные краткосрочные облигации не изготавливаются  на специальных бумажных бланках, а  оформляются глобальным сертификатом отдельно на каждый выпуск, который хранится в Банке России. Право собственности на ГКО оформляется путем регистрации их владельца в книгах Банка России или дилера.

Владельцами государственных  краткосрочных облигаций могут  быть юридические и физические лица,то есть инвесторы, не являющиеся дилерами, приобретающие ГКО на праве собственности или полного хозяйственного ведения и имеющие право в соответствии с действующим законодательством на владение ГКО. Для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев.

Владелец имеет  право на зачет стоимости погашаемых ГКО при оплате приобретаемых  облигаций следующего выпуска.

Сведения об очередном выпуске ГКО объявляются  не позднее чем за семь дней до начала его размещения. Выпуск считается состоявшимся, если в период размещения было продано не менее 20% от количества предполагавшихся к выпуску государственных краткосрочных облигаций.

 

 

 

2.3 Облигации  федерального займа с переменным  купонным

 доходом  (ОФЗ)

 

Условия выпуска  облигаций федерального займа с переменным купонным доходом утверждены приказом Минфина РФ 13 июня 1995 г. № 52 на основании Постановления Правительства РФ от 15.05.95г. №458 “О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов”.

В условиях определены порядок выпуска и обращения облигаций федерального займа с переменным купонным доходом.

Облигации являются именными купонными среднесрочными государственными ценными  бумагами и предоставляют их владельцам право  на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации.

Эмиссия облигаций  осуществляется в форме отдельных  выпусков.

Номинальная стоимость  облигаций выражена в валюте Российской Федерации и составляет 1 000 000 руб.

Минфин РФ по согласованию с Банком России устанавливает  для каждого отдельного выпуска  ОФЗ объем, порядок расчета купонного  дохода, дату размещения, даты выплаты  купонного дохода.

Расчет купонного  дохода облигации производится на основе доходности по государственным краткосрочным купонным облигациям (ГКО).

Порядок расчета  доходности ГКО изложен в письме ЦБ РФ от 5 сентября 1995 г. № 28-7-3/А-693.

Величина купонного  дохода рассчитывается отдельно для  каждого периода выплаты купонного дохода и объявляется по первому купону не позднее чем за семь дней до даты начала размещения, по следующим купонам, включая последний, - не позднее чем за семь дней до выплаты дохода по предшествующему купону.

Проценты по первому купону исчисляются с  даты выпуска облигаций до даты его выплаты. Проценты по другим купонам начисляются с даты выплаты предшествующего  купонного дохода до даты выплаты соответствующего купонного дохода

Все операции по размещению и обращению облигаций  на рынке ценных бумаг, включая расчеты и учет прав на облигации, осуществляются через учреждения Банка России или уполномоченные им организации.

 

2.4 Облигации  государственного сберегательного  займа (ОСЗ)

 

Указом Президента РФ от 9 августа 1995 г. № 836 “О государственном  сберегательном займе Российской Федерации Правительству Российской Федерации было поручено осуществить выпуск государственного сберегательного займа Российской Федерации.

Генеральные условия  выпуска и обращения облигаций  государственного сберегательного  займа Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 10 августа 1995 г. № 812.

Эмитентом ОСЗ  является Министерство финансов РФ.

Облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации выпускаются в документарной  форме и являются государственными ценными бумагами на предъявителя, выпускаемыми сроком на один год с  номинальной стоимостью 100 тыс. и 500 тыс. рублей.

Каждая облигация  имеет 4 купона. Купонный период составляет три календарных месяца и определяется с даты начала выпуска. Процентный доход  по купону определяется эмитентом на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федерального займа с переменным купонным доходом.

Владельцы облигаций  имеют право на получение процентного  дохода, начисляемого ежеквартально  к номинальной стоимости облигаций  государственного сберегательного займа Российской Федерации, и получение номинальной стоимости облигаций при их погашении.

Владельцами облигаций  могут быть юридические и физические лица, которые по Законодательству Российской Федерации являются резидентами  и нерезидентами, если иное не предусмотрено условиями отдельных выпусков займа.

Облигации государственного сберегательного займа свободно продаются и покупаются на территории Российской Федерации уполномоченными  банками и другими финансовыми  организациями, определяемыми Министерством финансов Российской Федерации.

 

2.5 Казначейские  обязательства

 

Казначейские  обязательства (далее по тексту - КО) выпускаются в соответствии с  Постановлением Правительства Российской Федерации № 906 от 9 августа 1994 г.

Нормативной базой учета операций с КО является “Положение о порядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств”, утвержденное письмом МФ РФ от 21 октября 1994г. № 140.

Казначейские обязательства  являются государственными ценными  бумагами.

КО могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставленные услуги без ограничений, а также быть предметом залога.

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с издаваемыми  им приказами осуществляет выпуск Казначейских обязательств сериями, каждая из которых представляет собой самостоятельный выпуск и оформляется глобальным сертификатом на всю сумму выпуска.

Ставка процентного дохода по Казначейским обязательствам устанавливается  в зависимости от срока начала погашения.

В целях формирования единого вторичного рынка Казначейских обязательств данные ставки являются общими для всех выпусков Казначейских обязательств с одинаковым сроком погашения независимо от отрасли, которая является получателем бюджетных средств.

Казначейские  обязательства выпускаются в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном депозитарии. В качестве депозитариев по согласованию с первыми держателями КО (федеральными министерствами и ведомствами) выбираются банки - агенты Министерства финансов, отобранные в соответствии со сформулированными Правительственной комиссией по вопросам кредитной политики критерями и имеющими депозитарий в качетсве подразделения банка.

Документом, подтверждающим права собственности по КО, является выписка со счета “депо” в уполномоченном Минфином РФ депозитарии.

Обращение Казначейских обязательств допускается в ограниченной и неограниченной форме. При ограниченной форме обращения Минфин России определяет порядок обращения Казначейских обязательств и накладываемые ограничения для владельцев обязательств.

Порядок обращени Казначейских обязательств и ограничения  по обращению фиксируются в договоре Минфина России с уполномоченным депозитарием. Уполномоченный депозитарий несет ответственность за контроль по целевому использованию казначейских обязательств.

К числу ограничений  могут относиться:

- обязательность  расчета Казначейскими обязательствами  только с целью погашения кредиторской  задолженности;

- ограничения  на право передачи Казначейских  обязательств только юридическим  лицам;

- минимальное  число операций с учетом вышеуказанных  ограничений; 

-  ограничения  по срокам учета и обмена  на налоговые освобождения.

По желанию  владельцев КО последние могли быть обменены на налоговые освобождения. Налоговое освобождение позволяло держателю КО погасить сумму задолженности федерального бюджета, оформленную в виде КО, в счет причитающихся к уплате в федеральный бюджет налогов и платежей, включая недоимку, штрафные санкции, пени. Сроки начала обмена КО на налоговые освобождения - казначейские налоговые освобождения (КНО) фиксировался в глобальном сертификате.

Информация о работе Ценные бумаги в гражданском праве