Формы финансовой помощи бюджетам и условия их предоставления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 10:19, контрольная работа

Краткое описание

Межбюджетные отношения представляют собой взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам распределения регулирующих доходов и перераспределения денежных средств между бюджетами. Эти отношения определяются бюджетным устройством. Они должны строиться на базе экономических связей в рамках единой страны и заложенных в Конституции РФ принципов, на основе которых ставится задача достижения оптимального взаимодействия всех бюджетов и придания этому взаимодействию характера системности.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………….3
2.Межбюджетные отношения………………………………………………………….5
3. Межбюджетные правоотношения и бюджетный федерализм…………………….9
4. Формы финансовой помощи бюджетам и условия их предоставления………...15
5.Заключение…………………………………………………………………………..19
6. Список литературы…………………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

финансовое право.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)


 

Содержание.

1.Введение……………………………………………………………………………….3

2.Межбюджетные отношения………………………………………………………….5

3. Межбюджетные правоотношения и бюджетный федерализм…………………….9

4. Формы финансовой помощи бюджетам и условия их предоставления………...15

5.Заключение…………………………………………………………………………..19

6. Список литературы…………………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В условиях федеративного  государства при сложном построении бюджетной системы ее устойчивость, как и всего государства в  целом, во многом зависит от характера межбюджетных отношений. Проблема оптимального построения модели межбюджетных отношений относится к числу самых актуальных. В настоящее время идет поиск динамичного равновесия между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления применительно к бюджетной сфере.

Межбюджетные отношения  представляют собой взаимоотношения  органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам распределения регулирующих доходов и перераспределения денежных средств между бюджетами. Эти отношения определяются бюджетным устройством. Они должны строиться на базе экономических связей в рамках единой страны и заложенных в Конституции РФ принципов, на основе которых ставится задача достижения оптимального взаимодействия всех бюджетов и придания этому взаимодействию характера системности.

Содержание межбюджетных отношений базируется на конституционном  механизме распределения бюджетных  прав между органами власти Российской Федерации, ее субъектов и органами местного самоуправления. Самой широкой компетенцией в области регулирования бюджетных правоотношений наделены органы государственной власти Российской Федерации. Более ограниченным перечнем бюджетных прав обладают субъекты РФ и органы местного самоуправления.

Итак, целью данной работы является рассмотрение межбюджетных отношений  и правоотношений.

В настоящее время, выбранная  мной тема весьма актуальна, так как распределяет отношения между органами власти РФ и органами местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Межбюджетные отношения.

Бюджет-форма образования и расхода денежных средств , предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [1].

Межбюджетные отношения существуют в любых государствах и зависят от исторических условий, организационной структуры государственного устройства и занимаемое место в системе мирового разделения труда.

Федеральные бюджетные  системы выстраивают на основе предоставления широкой самостоятельности и автономии, территориальным органам государственной власти в исполнении бюджетных средств при соблюдении принципа приоритета  общегосударственных интересов. Принципы, на которых строят эти бюджетные отношения, аналогичны принципам бюджетного федерализма. Они закреплены в законодательстве конкретной страны. Отношения, формируемые в бюджетной системе с учетом принципов федерализма, называют межбюджетным федерализмом.

В России межбюджетные отношения -это финансовые отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса, формирование и распределение доходов бюджетов бюджетной системы РФ.[1]

Принципы межбюджетных отношений -

1.распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ.

[1.]В.В.Бочаров, В.Е.  Леонтьев, Н.П.Радковская, «Финансы»,  СПБ , Питер 2009-400 с.

 

2.разграничения (закрепление на постоянной основе и распределения по временным нормативам ) регулирующих доходов по уровням бюджетных систем РФ.

3.равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований.

4.выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.

4.равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношение с федеральным бюджетом , равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

В соответствии с этими  принципами отдельные виды бюджетных  расходов могут преследоваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджета субъектов РФ -в местные бюджеты. [2]

Для реализации на практике принципов межбюджетных отношений  применяют процедуру межбюджетного  регулирования. Оно выражает процесс, осуществляемый органом государственной  власти вышестоящего уровня с целью выравнивания доходов  бюджетного нижестоящего уровня посредством распределения регулирующих доходов и перераспределение бюджетных средств из бюджетов одного уровня в бюджет другого.

К основным формам бюджетного урегулирования относят :

1.Дотация.

2.Субвенция.

3. Субсидию.

4.Межбюджетные трансферты.

[2.]ред. Г.Б. Полякова, «Финансы и кредит», ЮНИТИ-ДАНА, Москва 2007-703 с.

 

5.Бюджетный кредит.

Дотация-бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе.

Субвенция-бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Межбюджетные  трансферты-средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету данной системы.

Бюджетный кредит-форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств другому бюджету или юридическим лицам на возвратной и безвозмездных основах. [1]

Межбюджетные трансферты:

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной  системы Российской Федерации предоставляются  в форме:

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации;

-субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

-субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

-иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

-межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

[1.]В.В.Бочаров, В.Е. Леонтьев, Н.П.Радковская, «Финансы», СПБ , Питер 2009-400 с.

 

Межбюджетные трансферты являются одним из наиболее эффективных  инструментов фискальной политики. Можно  выделить три основные задачи данного  инструмента:  
-       компенсация внешних эффектов, возникающих в виде перелива выгод от деятельности властей одного административно-территориального образования в другие административно-территориальные образования; 
-        выравнивание доходов субнациональных бюджетов;  
-       устранение недостатков налоговой системы

Общим для дотаций, субвенций  и субсидий является их безвозмездный  и безвозвратный характер. Отличительной  чертой субвенций и субсидий от дотаций  является их целевой характер. А  субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов. 
Бюджетный кредит предоставляется на возмездной и возвратной основе, что полностью соответствует самой сущности кредита. Возвратностью и возмездностью бюджетный кредит отграничивается от дотаций, субвенций и субсидий.  
Следующее понятие, которое названо при перечислении форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, - финансовая помощь. Это тоже, по нашему мнению, является недоработкой законодателя. Исходя из содержания статей Бюджетного кодекса РФ, в которых употребляется термин "финансовая помощь", можно сделать вывод о том, что под финансовой помощью законодатель понимает, во-первых, что финансовая помощь относится к безвозмездным и безвозвратным перечислениям, во-вторых, она предоставляется только в форме дотаций и субсидий. [ 5]

[5.]Бюджетный кодекс  РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ

 

3.Межбюджетные правоотношения и бюджетный федерализм.

 

Межбюджетные  правоотношения — урегулированные нормами бюджетного законодательства взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Данные правоотношения охватывают не только вопросы перераспределения  средств между бюджетами разных уровней, но и отношения по поводу организации и осуществления  бюджетного процесса между органами власти и самоуправления различных уровней.

В основе межбюджетных правоотношений лежит жесткое разделение между  субъектами бюджетного права денежных средств, выделяемых на финансовое выравнивание и на исполнение переданных государственных полномочий. При выделении межбюджетных трансфертов органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать методики распределения соответствующих фондов денежных средств, которые законодательно закреплены. В межбюджетных правоотношениях механизмы финансового выравнивания заключаются в сбалансированности бюджетной обеспеченности (с учетом индекса бюджетных расходов), а также в межбюджетных трансфертах. При этом в БК РФ жестко регулируются сферы использования каждого из этих механизмов.

Характерные особенности  бюджетных правоотношений заключаются  в следующем. 
1. Бюджетные правоотношения - вид финансовых правоотношений. Финансовые правоотношения возникают в сфере образования (формирования), распределения (перераспределения) и использования денежных фондов, финансовых средств государства и муниципальных образований. Бюджетные правоотношения возникают по поводу определения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в связи с установлением порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, утверждения и исполнения указанных бюджетов, осуществления контроля над их исполнением и т.д. Иными словами, бюджетные правоотношения возникают в сфере бюджетной деятельности государства и муниципальных образований. 
2. Обязательным субъектом бюджетных правоотношений всегда является государство в лице уполномоченного органа, органа местного самоуправления. 
3. Бюджетные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе функционирования бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ. При этом трехуровневая бюджетная система определяет особенности бюджетных правоотношений, возникающих в процессе функционирования федерального бюджета, региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований. 
4. Бюджетные правоотношения в установленных законодательством случаях подлежат межотраслевому регулированию. Так, бюджетный кредит как форма расходов бюджетов может быть предоставлен Российской Федерации, ее субъекту, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены законами (решениями) о бюджете.[6]

По основным функциям права бюджетные правоотношения подразделяются на регулятивные правоотношения, обеспечивающие реализацию регулятивной функции права, и охранительные правоотношения, обеспечивающие реализацию охранительной функции права. 
 
В структуру бюджетного правоотношения входят четыре элемента: объекты, субъекты, субъективное право и юридическая обязанность. 
 
В зависимости от характера и видов бюджетных правоотношений объектами бюджетных правоотношений могут являться: 
 
а) поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета (доходы бюджета); 
 
б) часть бюджетных средств, которая используется и расходуется из соответствующих бюджетов (бюджетные расходы); 
 
в) часть государственной казны (бюджетные средства). В бюджетном законодательстве отсутствует определение государственной казны, несмотря на то, что Бюджетный кодекс РФ рассматривает государственную казну как объект бюджетных правоотношений. В данном аспекте следует исходить из финансово-правовой категории государственной казны; 
 
г) проекты федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации; 
 
д) законы о федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ; 
 
е) деятельность по осуществлению бюджетного контроля, бюджетного учета и др. В процессе финансового (бюджетного) контроля в соответствии с нормами действующего законодательства между субъектами бюджетного контроля возникают бюджетно-контрольные правоотношения - особый вид финансовых (бюджетных) правоотношений. 
 
Субъекты бюджетных правоотношений - непосредственные участники бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, они принимают участие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, являются участниками бюджетного процесса. [7]

Одним из основных принципов  межбюджетных правоотношений является бюджетный федерализм.

Бюджетный федерализм — это исходное начало (принцип) бюджетной деятельности государства, выражающееся в сочетании общегосударственных финансовых интересов с интересами субъектов РФ и заключающееся в распределении бюджетных доходов и расходов, а также в разграничении бюджетной компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.

Значимость бюджетного федерализма обусловлена особенностями  государственного устройства России, ее развитием в условиях рыночного  механизма, наличием различных типов  субъектов РФ и сложными взаимосвязями федерального центра с регионами. Принцип федерализма проявляется в различных сферах финансовой деятельности государства, но именно в бюджетной сфере он выражается в качестве совокупности всех составляющих данный принцип элементов. Федерализм как основа конституционного строя России, находя свое концентрированное выражение в бюджетной деятельности государства и в силу особого, важного значения государственного бюджета, существенно влияет на все финансовые отношения.

Информация о работе Формы финансовой помощи бюджетам и условия их предоставления