Финансово-правовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время в науке финансового права существует ряд видов финансовых правоотношений, а также сложностью их регулирования.
Целью работы является раскрытие и систематизация представленных в ней видов финансовых правоотношений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и особенности финансовых правоотношений………5
Глава 2. Классификация финансовых правоотношений……………….9
Глава 3. Виды финансовых правоотношений:
3.1. Бюджетные правоотношения………………………………………..12
3.2. Налоговые правоотношения………………………………………..15
3.3. Отношения по страхованию…………………………………………19
3.4. Валютные правоотношения………………………………………….22
3.5. Правоотношения в области банковской деятельности…………….24
Заключение…………………………………………………………….…26
Список использованной литературы……………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

финансовое курсовая.docx

— 53.62 Кб (Скачать файл)

1) по материальному содержанию  они делятся, в зависимости  от подотрасли раздела, института  финансового права, на следующие  виды:

- бюджетные правоотношения;

- налоговые правоотношения;

- неналоговые правоотношения;

- финансовые правоотношения в области государственного кредита;

- финансовые правоотношения в области страхования;

- правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

- финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

- финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;

- валютные правоотношения;

2) по субъектам финансового  правоотношения, возникающим между:

- органами государственной власти;

- органами государственной власти и управления общей компетенции;

- вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

- предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

- финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

- финансовыми органами и гражданами;

- самими финансово-кредитными органами.

Более подробно виды финансовых правоотношений я постараюсь раскрыть в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Виды финансовых правоотношений:

3.1. Бюджетные правоотношения

Конституционное оформление России как федеративного государства  и признание самостоятельности  местного самоуправления определяют наличие  взаимоотношений между звеньями бюджетной системы РФ, базирующихся на правовых основах. В результате своего развития бюджетные отношения объективно требуют государственного регулирования  и становятся правоотношениями. Бюджетные  отношения обусловлены фактом существования  государства, поэтому внешне выражаются в тех формах, которые им определяет государство. В федеративном государстве  особую важность приобретают одинаковое понимание и реализация сущности бюджетных отношений, как на общефедеральном  уровне, так и субъектами РФ и  муниципальными образованиями, что  возможно только в условиях правового  оформления отношений бюджетной  сферы. Правовое оформление бюджетных  отношений означает их публичное  рассмотрение через систему представительных органов всех уровней, что позволяет  осуществлять гарантии построения бюджетной  системы на реальных федеративных началах, а не на декларативных. Именно правовая регламентация привносит в бюджетные  отношения устойчивость и гарантированность  от простого случая и произвола. В  результате правового регулирования  бюджетные отношения развиваются  как результат предметной деятельности государства.

Общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права, являются бюджетными правоотношениями, которые отличаются от финансовых правоотношений более узкой сферой применения11.

Таким образом, бюджетные  правоотношения — это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие всвязи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов, осуществляемые в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ12.

БК РФ не дает определения  бюджетных правоотношений. Статья 1 рассматривает бюджетные правоотношения в аспекте объектов регулирования БК РФ и построена по принципу перечисления. Бюджетные правоотношения складываются не только на основании норм БК РФ. Значительное количество бюджетных правоотношений возникает на основе ежегодно принимаемых законов (решений) о бюджетах разных уровней, указов и распоряжений Президента РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

На определенных стадиях  бюджетной деятельности в бюджетные  правоотношения вовлекаются все  субъекты бюджетного права. Объекты  бюджетных правоотношений также  разнообразны и включаются в сферу  правового регулирования в строгом  соответствии с бюджетно-правовыми  стадиями.

Отношения, возникающие в  процессе образования, распределения  и использования бюджетов, чрезвычайно  разнообразны и сложны. Они возникают  в процессе установления бюджетной  системы РФ, распределения доходов  и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, её субъектов, МСУ. в области бюджета, в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, в процессе составления и утверждения отчётов об их исполнении, а также при осуществлении государственного и муниципального финансового контроля. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые и образуют в совокупности бюджетное право и правоотношения.

Бюджетные правоотношения возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов; осуществления государственных и муниципальных заимствований; регулирование государственного и муниципального долга, а также составление и рассмотрение проектов бюджетов всех уровней и контроль за исполнением.

К особенностям бюджетных  правоотношений можно отнести то, что возникают они в связи  с образованием, распределением и  использованием государственного и  муниципального денежного фонда  на соответствующей территории. А  также: права и обязанности субъектов  правоотношений обусловлены формированием  и использованием бюджета как  основного финансового плана  государства.

Бюджетные правоотношения охватывают совокупность денежных отношений, связанных  с аккумулированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов соответствующего территориального уровня в целях финансового обеспечения  задач и функций конкретной территории.

Классификация бюджетных  правоотношений возможна по различным  основаниям.

Исходным основанием, определяющим критерием классификации бюджетных  правоотношений является трехзвенная  структура бюджетной системы  РФ, которая обусловливает деление  бюджетных правоотношений на бюджетные  правоотношения относительно федерального бюджета, бюджетные правоотношения относительно бюджетов субъектов РФ, бюджетные правоотношения относительно бюджетов муниципальных образований. Каждый из перечисленных видов обладает самостоятельностью и имеет свою специфику правового регулирования, обусловленную правовым статусом той  территории, внутри которой он складывается.

 

3.2. Налоговые правоотношения.

Налоговые правоотношения –  это урегулированные нормами  налогового права общественные финансовые отношения, возникающие в связи  с установлением, введением и  взиманием для начисления в бюджетную  систему налогов и сборов с  физических лиц и организаций, а  также осуществлением контроля и  привлечением к ответственности  за нарушения налогового законодательства13.

Участники налоговых правоотношений:

  • Налоговые агенты – это лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов, а также представитель налогоплательщика (законный или уполномоченный).
  • Налогоплательщики – это физические лица или организации, на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. Соответственно определяется и понятие плательщика налогов14.

Налогоплательщики (плательщики  сборов) имеют следующие права15:

  • получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах;
  • получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
  • использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;
  • представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых проверок;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;
  • требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;
  • обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  • требовать соблюдения налоговой тайны;
  • требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Этот перечень не исчерпывающий. Налоговый кодекс  подчеркивает, что налогоплательщики имеют  также иные права, установленные  Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

В НК особо отмечается что, что плательщики сборов имеют  те же права, что и налогоплательщики.

Объект налогообложения  – это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают  обязанность субъекта заплатить  налог.

Налоговая база количественно  выражает предмет налогообложения. Налоговую базу называют также основой  налога, поскольку это величина, к которой непосредственно применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма. Налоговая база необходима именно для исчисления налога. Но она непосредственно не является обстоятельством, порождающим обязанность уплатить налог (объектом налогообложения). НК определяет налоговую базу как стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Особой задачей и обязанностью налоговых органов является обеспечение  поступления налогов в бюджетную  систему и внебюджетные фонды  в установленные сроки и в  соответствии с установленными ставками. В связи с этим на них возложено  осуществление контроля за соблюдением  законодательства о налогах и  сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты данных платежей через бюджетную  систему.

Права и обязанности налоговых  органов закреплены в Налоговом  кодексе РФ (ст. 31 и 32)

Аналогичные права и обязанности  имеют таможенные органы в связи  с взиманием налогов и сборов при перемещении товаров через  таможенную границу.

Важная роль в реализации законодательства о налогах и  сборах принадлежит банкам. Впервые  на законодательном уровне обязанности  и ответственность банков в области  налогообложения были специально регулированы Законом РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации»

Банки осуществляют в области  налогообложения обязанности по исполнению поручений налогоплательщика  или налогового агента на перечисление налогов и сборов в соответствующие  бюджеты и решений налогового органа о взыскании этих платежей. В связи с этим банки обязаны  исполнять поручение налогоплательщика  или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), а также решение  налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.

В соответствии с ФЗ от 07.08.01 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»  на банки возложен и ряд обязанностей, обусловленных проведением мер  по противодействию легализации  доходов, получаемых преступным путем, негативно отражающийся и на процессе налогообложения. При этом банкам запрещено  открывать счета (вклады) на анонимных  владельцев.

 

3.3. Отношения по  страхованию.

Страхование представляет собой  один из элементов финансовой системы  государства. Сущность страхования  как звена финансовой системы  заключается в его относительной  самостоятельности и одновременно в невозможности функционирования без взаимодействия с другими  финансово-правовыми институтами16.

Страхование является самостоятельным  звеном финансовой системы России. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования  и в форме собственно страхования, связанного непредвиденными чрезвычайными  событиями17.

Страхование как система  защиты имущественных интересов  граждан, организации и государства  является необходимым элементом  социально-экономической системы  общества.

Создание страховых фондов имеет целью гарантировать восстановление нарушенных имущественных интересов  в случае непредвиденных обстоятельств, а также положительное воздействие  на укрепление финансов государства, его  финансовой системы. Это обусловлено  тем, что возмещение ущерба осуществляется, главным образом, из страховых фондов, а не за счет бюджетных средств, а  также тем, что страхование является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.

Страхование как самостоятельный  институт финансовой системы осуществляет следующие основные функции.

Предупредительная функция  страхования связана с возможностью проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления  возможных убытков страхователей.

Восстановительная (защитная) функция страхования заключается  в том, что в случае наступления  страхового случая и выплаты определенной, обусловленной договором денежной суммы, происходит полное или частичное погашение убытков, понесенных страхователем.

Контрольная функция страхования  проявляется в том, что страховые  платежи аккумулируются в страховые  фонды на строго определенные цели, должны использоваться только в конкретных случаях и строго определенным кругом субъектов.

Информация о работе Финансово-правовые отношения