Финансовое право как отрасль российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:41, реферат

Краткое описание

Наличие различных точек зрения о природе финансового права объясняется тем, что оно находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями права, и главным образом с конституционным, административным и гражданским.
При отграничении финансового права от смежных отраслей права необходимо учитывать природу его предмета и особенности метода правового регулирования. Финансовое право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………………………………………2
2. Понятие финансового права…………………………………………………………………….3
2.1 Предмет и метод финансового права…………………………………………………….5
2.2 Место финансового права в единой системе Российского права…………………………………………………………………………………………………………………6
2.3 Финансовое законодательство………………………………………………………………..7
2.4 Финансово-правовые нормы - содержание, виды, структура……………..8
2.5 Финансовые правоотношения………………………………………………………………10
2.5.1 Понятие, содержание, субъекты………………………………………………………11
2.5.2 Классификация финансовых правоотношений………………………………12
2.5.3. Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений……………………………………………………………………………………………13
2.5.4. Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений……………………………………………………………………………………………14
3. Финансовое право как наука и учебная дисциплина……………………………16
Заключение…………………………………………………………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовое право как отрасль российского права.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

2.3 Финансовое законодательство

Совокупность  нормативных актов, содержащих нормы  финансового права, принято определять как финансовое законодательство. Определяя  финансовое законодательство как совокупность нормативных актов, содержащих финансово-правовые нормы, следует иметь в виду, что категория “законодательство” употребляется и в ином объеме, в ином смысле.

Так, в  общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2171  (ВВС РФ. 1993. № 51. Ст. 4936), совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, получила название “Законодательство о финансах и кредите”.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса РФ “Бюджетное законодательство РФ состоит  из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса”.

В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса РФ (часть первая) “Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах”.

В соответствии со ст. 3 ГК РФ “Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и  принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ”.

Однако  следует помнить, что в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным  отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство, не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

2.4 Финансово-правовые нормы - содержание, виды, структура

Финансово-правовые нормы — это исходные элементы, из которых состоит финансовое право, как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих    задач.

Это выражается в особенностях:

а) содержания финансово-правовых норм;

б) характера  установления в них предписаний;

в) мер  ответственности за нарушение предусмотренных  правил;

г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Содержание  финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер.

Таким образом, финансово-правовая норма (норма  финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

Виды  финансово-правовых норм. В зависимости  от характера воздействия на участников финансового отношения нормы  финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы  устанавливают определенные права  и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. Например, нормы  налогового права предписывают субъектам  налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.

Запрещающие нормы  содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность  участников финансовых отношений воздержаться от них.

Так, запрещено изымать  из местных бюджетов дополнительно   полученные органами местного самоуправления доходы и суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате увеличения поступлений доходов или экономии по расходам.

Уполномочивающие  нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамка. Они  предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области  финансов, но в строго установленных границах.

Такие нормы содержатся, например, в нормативных актах, регулирующих кредитные отношения.

Подавляющее число  норм финансового права носит  обязывающий характер.

В зависимости  от своего содержания нормы финансового  права могут быть материальными  и процессуальными.

Материальные  финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед  государством, источники образования  кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, то есть материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы  устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза  указывает на условия действия финансово-правовой нормы.

Например, обязанность предприятия уплатить в государственный бюджет налог  на прибыль реализуется при условии, если оно имеет расчетный счет в банке и самостоятельный (отдельный) баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль и др.

Диспозиция  устанавливает содержание самого правила  поведения, то есть предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию  государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. Диспозиция требует определенного поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований.

Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции отличаются от других санкций рядом особенностей. Они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителей норм через его денежные фонды и средства. При изъятии денежных средств путем финансово-правовых санкций характерным является зачисление их в государственную бюджетную систему или иной централизованный государственный денежный фонд. Эти санкции распространяются на организации, должностных лиц и граждан. Причем возможно одновременное применение финансово-правовых санкций к должностному лицу и к организации. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

За  нарушение финансовой дисциплины, помимо рассмотренных санкций могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия.

2.5 Финансовые правоотношения

 

2.5.1 Понятие, содержание, субъекты

Финансовые  правоотношения — это урегулированные  нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов. Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, финансовое правовое отношение имеет и специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения.

Финансовые  правоотношения отличаются тем, что  они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной   власти; в) всегда возникают по поводу денег — денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

Эти три  отличительные черты, рассматриваемые  в их совокупности, отграничивают  финансовые правоотношения от других видов правоотношений.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо  выступают два правовых элемента: 1) государственно-властный и 2) имущественный.

Эта деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и  расходование государством денежных средств  представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Субъекты  финансового правоотношения. Следует  различать понятие “субъект финансового  права” и “субъект (или участник) финансового правоотношения”

Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

Субъект финансового правоотношения — это  реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности в сфере  финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права

Субъектами  финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические  лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные  образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быт, соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

Финансовое  правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.

2.5.2 Классификация финансовых правоотношений

Финансовые  правоотношения можно классифицировать по ряду оснований.

А). По материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли, раздела,  института финансового права, на следующие виды:

бюджетные правоотношения;

налоговые правоотношения;

неналоговые правоотношения;

финансовые  правоотношения в области государственного кредита;

финансовые  правоотношения в области страхования;

правоотношения, возникающие при осуществлении  государственных расходов, в том  числе и при сметно-бюджетном  финансировании;

финансовые  правоотношения в области банковской деятельности;

финансовые  правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;

валютные  правоотношения.

Б). По субъектам финансового правоотношения делятся на:

возникающие между органами государственной  власти; между органами государственной  власти и управления общей компетенции;

между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

между предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

между финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

между финансовыми органами и гражданами;

между самими финансово-кредитными органами.

2.5.3. Условия  возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений

Возникновения, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии  четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.  

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового  нормативного или индивидуального  юридического акта. Таким нормативным  актом в области финансовой деятельности государства является Закон о  федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может  быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Информация о работе Финансовое право как отрасль российского права