Финансовое право как отрасль права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 20:45, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является как можно более полно рассказать о финансовом права и финансовых правоотношениях и о их связи друг с другом, т.е о:
1. источнике и содержании, предмете и методе, объектах и субъектах финансового права;
2. структуре и содержании финансовых правоотношений;
3. правовом статусе участников финансовых правоотношений и о его правовой защите. В процессе исследования я попытаюсь осветить проблемы и провести параллель между самим финансовым правом и правоотношениями возникающими в его сфере.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Финансовое право как отрасль права………………………………………………….4
1.1 Источники и содержание финансового права……………………………………………..4
1.2 Предмет и метод финансового права…………………………………………………………..6
1.3 Субъекты и объекты финансового права………………………………………………………7
Глава 2. Финансовые правоотношения………………………………………………………………9
2.1 Структура и содержание финансовых правоотношений……………………………..9
2.2 Правовой статус участников финансовых правоотношений и его защита…11
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

финансовое право.docx

— 33.19 Кб (Скачать файл)

2) коллективные субъекты - государственные и общественные  организации, органы государственной  власти и управления, предприятия,  коммерческие организации;

3) индивидуальные субъекты - граждане.

Субъекты финансового  права исполняют финансовые обязанности  и осуществляют финансовые права, вступая  в конкретные финансовые правоотношения.

ГЛАВА №2. ФИННСОВЫЕ  ПРАВООТНОШЕНИЯ

 

2.1 СТРУКТУРА И  СОДИРЖАНИЕ ФНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

Финансовое правоотношения является разновидностью правового  отношения, поэтому ему присущи  все те существенные признаки, которые  характерны для правоотношения вообще. Во-первых, финансовое правовоотношение возникает на основе финансово-правовой нормы, а значит, есть результат действия правовой нормы" или "форма ее реализации". Во-вторых, финансовое правоотношение имеет волевой характер. Этот признак подчеркивает, что правоотношение в своей сущности обусловлено государственной волей, интересами государства.

Чтобы рассмотреть содержание финансовых правоотношений, рассмотрим понятие "финансовой" нормы, ее содержание и структуру.

Финансово-правовые нормы - это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право  как отрасль права.

Содержание - это правила  поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства.

Содержание обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного  изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений (вносить установленные  налоги в государственный или  местный бюджет).

Финансово-правовая норма - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило  поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения  и использования государственных (муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические  права и юридические обязанности  их участников.

Обязывающие нормы - обязывают  совершить определенные действия, например - уплатить платежи.

Устанавливающие нормы - устанавливают  права участников финансовых отношений  на совершение определенных действий в предусмотренных рамках.

В зависимости от своего содержания могут быть материальными  или процессуальными.

Материальные - закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банков.

Процессуальные - устанавливают  порядок деятельности в области  сбора, распределения и использования  государственных денежных фондов (доходов).

Права и обязанности сторон, составляющие содержание правоотношений, определяются не договором или иной формой соглашения сторон, а законодательным  актом, предусматривающим основания  возникновения, изменения и прекращения  финансовых отношений.

Финансовые правоотношения классифицируются по нескольким основаниям. По материальному содержанию они  делятся на бюджетные, налоговые, кредитные, валютные и т.д. По субъектному составу они идентичны приведенным в данном пособии финансовым отношениям. В зависимости от структуры финансовой системы Республики Беларусь они подразделяются соответственно по звеньям финансовой системы.

Так же как и финансовые отношения, финансовые правоотношения можно подразделить на материальные и процессуальные. Через материальные финансовые правоотношения реализуются права и обязанности участников финансовых отношений. Например, право местного Совета депутатов на свой бюджет, право всех звеньев бюджетной системы на получение доходов. Это право реализуется в результате конкретной деятельности предприятий, создающих чистый доход, и органов, взимающих причитающиеся бюджетной системе налоги.

Содержание процессуальных финансовых правоотношений заключается  в следовании государственными органами определенному порядку при реализации своих финансовых полномочий. Президент, например, обязан подписать представленный Национальным собранием закон о  бюджете Республики Беларусь на такой-то год. Установлен срок, в течение которого он должен либо подписать закон, либо вернуть его Парламенту на доработку. В процессуальных финансовых правоотношениях, таким образом, выражаются определенная последовательность и сроки, в течение  которых должны быть совершены те или иные действия. Процессуальные правоотношения позволяют в полной мере реализоваться материальным правоотношениям, поэтому государство заинтересовано в постоянном их совершенствовании.

 

2.2 ПРАВОВОЙ СТАТУС  УЧАСТНИКОВ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ  И ЕГО ЗАЩИТА

 

Финансовое право определяет круг участников или субъектов финансовых правоотношений и наделяет их юридическими правами и обязанностями.

Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. При этом понятия "субъект финансового  права" и "субъект (или участник) финансового правоотношения" отличаются.

Субъект финансового права  – это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.

Субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности  в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового  права независимо от участия в  конкретных правоотношениях. Однако субъект  финансового права -- понятие более широкое, чем субъект финансового правоотношения. Когда субъект финансового права вступает в конкретные правоотношения, он становится субъектом финансового правоотношения. При этом он сохраняет все свои качества, которыми обладал до вступления в них, т.е. остается субъектом финансового права. До определенного момента носители финансовых прав и обязанностей могут не вступать в конкретные правоотношения, и часть их прав и обязанностей может быть нереализованной.

Субъекты финансовых правоотношений делятся на следующие группы):

1. Государство и его  территориальные подразделения.

2. Коллективные субъекты.

3. Индивидуальные субъекты. Классификация субъектов финансовых  правоотношений

В первую группу субъектов финансовых правоотношений (государство и его территориальные  подразделения) входят:

1. Российская Федерация;

2. субъекты Российской  Федерации – республики, края, области, города федерального значения – Москва и Санкт – Петербург , автономная область, автономные округа;

3. муниципальные образования – городские, сельские поселения и иные территории;

4. административно-территориальные  единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования;

5. административно-территориальные  образования особого режима.

Аналогичный круг субъектов  в бюджетных правоотношениях. Законодательство закрепляет право на государственный  или местный бюджет именно за этими  субъектами, а не за государственными органами или органами местного самоуправления, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают субъектами права и в других финансовых отношениях: например, в отношениях, связанных с государственным (или муниципальным) долгом при выпуске облигаций государственных (или муниципальных) займов, при использовании банковского кредита для покрытия недостатка бюджетных средств. Соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления в этом случае выступают от имени и в интересах в целом Российской Федерации, республики, края, области и т.д., которые и являются носителями прав и обязанностей. Выполнение финансовых обязанностей перед другими субъектами обеспечивается за счет средств соответствующего государственного или местного бюджета.

Вторую группу субъектов финансовых правоотношений составляют коллективные субъекты, к  которым относятся:

1. Государственные и общественные  организации, в том числе органы  государственной власти и управления.

2. Органы местного самоуправления.

3. Предприятия, организации,  учреждения, основанные на разных  формах собственности.

Органы государственной  власти и управления относятся к числу субъектов финансовых правоотношений, участие которых в данных правоотношениях является обязательным. К ним относятся все органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации. В составе органов исполнительной власти присутствует как система финансово-кредитных органов, постоянно участвующих в финансовых правоотношениях, так и органы общей компетенции, для которых финансовая деятельность не является основной. Органы местного самоуправления осуществляют самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения.[1] Представительная (законодательная) ветвь власти участвует в финансовых правоотношениях в полном составе, поскольку в ее компетенцию входит принятие различных финансовых законодательных актов, а в бюджетных правоотношениях законодательной власти отведена особая роль - рассмотрение и принятие бюджетов. Юридические права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления определяют их компетенцию по осуществлению определенной части финансовой деятельности, которая подлежит обязательной реализации. Каждый орган исполнительной власти может распределить свою компетенцию между подчиненными организациями, структурными подразделениями и должностными лицами.

Предприятия и иные коммерческие организации различных организационно-правовых форм и форм собственности действуют на праве хозяйственного ведения и преследуют извлечение прибыли. Они вступают в финансовые правоотношения или в связи с внесением в бюджеты разных уровней налогов и сборов, или с получением бюджетных ассигнований и т.д.[4] Отдельно необходимо обратить внимание на казенные предприятия, как особую форму государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления.[5] Финансовые правоотношения таких предприятий, помимо свойственных другим коммерческим предприятиям, содержат дополнительные правоотношения, связанные с полномочиями государственных органов по управлению их финансовой деятельностью. Их самостоятельность ограничена различными финансово-правовыми актами, и распоряжаться своим имуществом и прибылью так же, как коммерческие организации они не вправе.

Другую группу коллективных субъектов финансовых правоотношений составляют учреждения, которые являются некоммерческими организациями и не имеют цели получения прибыли. Они создаются для осуществления социально-культурной, научной, образовательной и управленческой деятельности и являются субъектами финансового права главным образом в связи с использованием для выполнения своих задач средств, выделяемых им из государственного или местного бюджета.[7] .Актами финансового права также регулируются права и обязанности данных учреждений, связанные с использованием внебюджетных средств, которые учитываются в их сметах.[4] Подавляющее большинство предприятий, организаций и учреждений являются юридическими лицами, но в отдельных случаях участниками финансовых правоотношений могут быть их филиалы и представительства.

Третью группу субъектов финансовых правоотношений составляют индивидуальные субъекты – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Права и обязанности физических лиц связаны в основном с налоговыми и бюджетными правоотношениями. Они возникают по поводу уплаты установленных налогов и сборов в бюджеты и получения средств из бюджетов разных уровней. Кроме того, граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования. Законодательство определяет права и обязанности не только граждан России, но и иностранцев и лиц без гражданства. Отдельно необходимо выделить граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица, глав крестьянского (фермерского) хозяйства.[4] Права и обязанности этих субъектов финансового права во многом схожи с правами и обязанностями коммерческих организаций, но имеют свои характерные отличия. Кроме того, граждане РФ имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов.[1]

Для реализации прав субъектов  финансовых правоотношений используются различные методы. Первым из них  является метод убеждения в различных формах, который реализуется в первую очередь посредством разъяснительной работы. В качестве примера можно привести рекламные акции налоговых органов, призывающие платить налоги. Вторым методом является метод государственного принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, пресекательных и восстановительных мер). Он применяется в случае нарушения установленных финансовых правил. Первоочередность принадлежит методу убеждения. Меры государственного принуждения являются одним из основных элементов механизма правового регулирования финансовых отношений. Их использование необходимо и в случаях возникновения потребностей в защите прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений. Данные меры применяются ко всем видам субъектов финансовых правоотношений – государству, его территориальным подразделениям, органам государственной власти и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам. С помощью этих мер обеспечивается исполнение юридических обязанностей названных субъектов и в необходимых случаях – восстановление нарушенных прав.

Информация о работе Финансовое право как отрасль права