Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:04, реферат

Краткое описание

В современном обществе имеется ряд проблем, которые должны решаться посредством выполнения задач, стоящих перед финансовой системой. Размер налогообложения, отчисления на пенсии и социальное страхование, формы инвестирования средств производства, государственный долг – все эти вопросы широко обсуждаются и волнуют людей не только в правительственной сфере, но и в обыденной, повседневной жизни.
Цель работы – рассмотреть понятие и структуру финансовой системы, какие функции должны выполнять её составные части.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…3

Глава 1. Понятие и сущность финансовой системы РФ……………….5

Глава 2. Звенья финансовой системы РФ………………………………9

2.1 Бюджетная система……………………………………………..10
2.2 Внебюджетные государственные фонды……………………...12
2.3 Государственный и муниципальный кредит……………….....13
2.4 Обязательное государственное страхование……………….....17
2.5 Финансы предприятий …………………………………………18

Заключение………………………………………………………………20

Список использованной литературы…………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

финансовая система рф.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Все виды бюджетов образуются за щёт финансовой деятельности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.

Федеральный бюджет, бюджеты субъектов  РФ и местные бюджеты предназначены  для распределения и перераспределения  доходов определённой территории.

Бюджет каждого уровня имеет  собственные источники доходов, определённые налоговым и бюджетным законодательством, а так же объекты для расходов, которые подлежат обязательному финансированию.

Федеральный бюджет предназначен для  финансирования общегосударственных  потребностей, бюджет субъекта РФ направлен  на решение задач определённого субъекта РФ, местный бюджет служит для материального обеспечения ведения местного самоуправления.

Бюджетные отношения могут быть подразделены на отношения, возникающие  внутри бюджетной системы РФ, и  отношения, «завязанные» на бюджетную систему РФ. К первым относятся отношения по распределению бюджетных средств; возникающие между федеральным бюджетом и республиканскими, областными, окружными, краевыми бюджетами, а так же между последними и бюджетами муниципальных образований. К отношениям «завязанным» на бюджетную систему РФ, относятся отношения по мобилизации финансовых ресурсов в то или иное звено бюджетной системы, а так же отношения по выделению бюджетных средств из того или иного звена бюджетной системы. 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1 Карасёва М. В. Финансовое право РФ: Учебник. М., 2004. С. 21.

 

 

2.2 Внебюджетные государственные  фонды

 

 

Следующим самостоятельным  звеном финансовой системы являются внебюджетные государственные фонды.

Они представляют собой совокупность денежных средств, обособленных от соответствующего бюджета, имеющие собственные доходные источники и предназначенные для материального обеспечения строго определённых публичных мероприятий. 1

Внебюджетные фонды – это относительно новое звено финансовой системы РФ. Их создание обусловлено стремлением Российской Федерации к целевому использованию финансовых ресурсов.

Эти финансовые ресурсы  имеют целевое назначение, для  того, что бы привлечь дополнительные ресурсы в приоритетные отрасли  экономики, для решения проблем  в развитии проблемных отраслей, для выполнения социальных программ.

Существуют вещи, требующие  бесперебойного финансирования, которое  не всегда можно осуществить за счёт средств бюджетной системы.

Доходы бюджета не закреплены за конкретными областями  расходов, именно поэтому возникает необходимость обособления части финансов в отдельные внебюджетные государственные фонды.

Эти фонды важны для  финансирования социально значимых потребностей государства. К внебюджетным фондам можно отнести: Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, кроме того, к внебюджетным фондам могут быть отнесены денежные фонды субъектов РФ и муниципальных образований.

Значение этих фондов возрастает при низкой собираемости налогов и возрастании социальных потребностей и расходов государства.


1 Крохина Ю. А. Финансовое право РФ: Учебник. М., 2008. С. 32.

Основы правового положения  внебюджетных целевых фондов устанавливаются  Бюджетным кодексов РФ, где они рассматриваются в качестве звена бюджетной системы. Не смотря на это, внебюджетные фонды имеют правовые особенности, которые отличают их от бюджетов.

Финансовые отношения, опосредующие государственные и  муниципальные внебюджетные фонды, весьма многообразны. Это отношения по уплате налогов, сборов, добровольных пожертвований в названные фонды, по выделению средств из этих фондов, а в ряде случаев и по их распределению. 1

 

 

 

2.3 Государственный и  муниципальный кредит

 

 

Третье звено финансовой системы Российской Федерации - государственный и муниципальный кредит.

В сущности это отношения, по временному использованию денежных средств, в которых кредитором являются юридические и физические лица, а  их должник – государство.

Государственный и муниципальный  кредит как финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансового права, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального образования) денежных средств, а так же относительно предоставления государственных гарантий. 2

 

 


1 Карасёва М. В. Финансовое право РФ: Учебник. М., 2004. С. 21.

 

2 Крохина Ю. А. Финансовое право РФ: Учебник. М., 2008. С. 28.

Иными словами, государственный  и муниципальный кредит регулирует заёмные отношения с участием государства.

В кредитных отношениях государство может выступать  как заёмщиком, так и кредитором, а так же гарантом по финансовым обязательствам других субъектов.

Что касается Российской Федерации, тут преобладают заёмные обязательства. Поскольку выполнение государством своих функций требует огромного количества денежных средств, которые не всегда в достаточном объёме имеются у государства, возникает необходимость временно воспользоваться денежными средствами, принадлежащими иным субъектам.

Кредиторами могут выступать  физические или юридические лица, а так же иностранные государства.

Чаще всего, возрастание  государственных расходов и недополучение  доходов, требующее привлечения  дополнительных денежных средств, возникает вследствие ликвидации чрезвычайных непредвиденных ситуаций – военных конфликтов, крупных стихийных бедствий.

Последствием кредитной  деятельности государства является государственный долг.

Вот, например, статистика внутреннего долга Российской Федерации с 1993г. по настоящее время: 1

Объем государственного внутреннего долга                                       Российской Федерации

     

По состоянию  на

Объем государственного внутреннего долга                               Российской Федерации, млрд. руб.

всего

в т.ч. государственные  гарантии Российской Федерации в  валюте Росийской Федерации

01.01.1993

3,57

0,08

01.01.1994

15,64

0,33

01.01.1995

88,06

2,14

01.01.1996

187,74

7,46

01.01.1997

364,46

17,24

01.01.1998

490,92

3,47

01.01.1999

529,94

0,88

01.01.2000

578,23

0,82

01.01.2001

557,42

1,02

01.01.2002

533,51

0,02

01.01.2003

679,91

8,62

01.01.2004

682,02

5,58

01.01.2005

778,47

12,93

01.01.2006

875,43

18,86

01.01.2007

1064,88

31,23

01.01.2008

1301,15

46,68

01.01.2009

1499,82

72,49

01.01.2010

2094,73

251,36

01.01.2011

2940,39

472,25

01.01.2012

4190,55

637,33

01.01.2013

4977,90

906,6


 

 

Внешний долг Российской Федерации по состоянию на 1 мая 2013 года: 2

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 мая 2013 года

     
     

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент  млн. евро**

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего  Союза  ССР, принятые Российской Федерацией )

49 837,4

38 145,8

     

Задолженность перед официальными кредиторами - членами  Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации

232,4

177,8

     

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 096,1

839,0

     

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

968,6

741,3

     

Коммерческая  задолженность бывшего СССР***

22,2

17,0

     

Задолженность перед международными финансовыми  организациями

1 854,6

1 419,6

     

Задолженность по внешним облигационным займам

34 273,8

26 233,3

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2015 году

2 000,0

1 530,8

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2017 году

2 000,0

1 530,8

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2018 году

3 466,4

2 653,2

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2020 году

3 500,0

2 678,9

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2022 году

2 000,0

1 530,8

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2028 году

2 499,9

1 913,4

     внешний  облигационный заем с погашением в 2030 году

15 807,5

12 099,2

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2042 году

3 000,0

2 296,2

     

Задолженность по ОВГВЗ

5,6

4,3

     

Государственные гарантии Российской Федерации в  иностранной валюте

11 384,1

8 713,5


 

 

 

 

 


 

1 Официальный сайт Министерства финансов РФ // Объём государственного внутреннего долга РФ: Таблица. URL: http://www1.minfin.ru/ru/public_debt/internal/structure/total/ (дата обращения 31.05.2013)

2 Официальный сайт Министерства финансов РФ// Структура государственного внешнего долга РФ: Таблица. URL: http://www1.minfin.ru/ru/public_debt/external/structure/ (дата обращения 31.05.2013)

2.4 Обязательное государственное  страхование

 

 

Четвёртое звено финансовой системы РФ – обязательное государственное  страхование.

Это урегулированные  нормами финансового права отношения  по защите имущественных и связанных  с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счёт денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). 1

Иными словами, это звено  опосредует финансовые отношения, направленные на создание и использование денежных резервов на случай риска – несчастных случаев, стихийных бедствий и тд.

Страхование включает только те отношения, участником которых обязательно  выступает государство. Развитие страхования  можно объяснить наличием у государства социальной функции по защите интересов граждан.

Обязанностями государства  являются медицинское и пенсионное обеспечение, выплаты пособий по безработице. Эти выплаты осуществляются за щёт формирования страховых фондов и последующего распределения средств из них.

К тому же финансовая деятельность в сфере государственного страхования  является способом аккумулирования  дополнительных денежных средств в  доход государства. Страховые взносы юридических и физических лиц  расходуются только при наступлении страхового случая. Но такая необходимость возникает не всегда, поэтому государство направляет денежные средства на материальное обеспечение других важных публичных потребностей.

 


 

1 Крохина Ю. А. Финансовое право РФ: Учебник. М., 2008. С. 29.

 

2.5 Финансы предприятий

 

 

Пятым, и самостоятельны звеном финансовой системы РФ, являются финансы предприятий.

Они представляют собой  денежные отношения, складывающиеся между  хозяйствующими субъектами при формировании, движении и использовании основного и оборотного капитала, нематериальных активов и финансовых ресурсов (включая фонды денежных средств) предприятий. 1

Финансовой системой охватываются финансы предприятий  и организаций всех форм собственности.

Информация о работе Финансовая система РФ