Финансовая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 22:50, реферат

Краткое описание

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах организации и функционирования российского государства, так и специально относящихся к его финансовой деятельности, и конкретизируется в нормах финансового права.

Содержание

Введение
1. Финансы и финансовая система. Единство финансовой системы РФ.
1.1 Понятие финансов.
1.2 Финансовая система РФ, ее состав.
1.3 Единство финансовой системы РФ.
2. Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления.
2.1 Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы.
2.2 Содержание финансовой деятельности государства.
2.3 Принципы.
2.4 Методы финансовой деятельности государства.
3. Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики.
4. Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации.
5. Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства.
5.1 Особенность финансовой деятельности.
5.2. Центральный банк РФ (Банк России).
6. Правовые формы финансовой деятельности.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат финансовая деятельность государства.docx

— 37.67 Кб (Скачать файл)

- определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки;

- проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;

- доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка России (два раза в год - при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Основными целями деятельности Банка России являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

6. Правовые формы  финансовой деятельности.

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов  местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию  финансовых ресурсов на соответствующем  уровне. По своему характеру эти  формы могут быть правовыми и  внеправовыми. Итак, финансово-правовые акты -- это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и по другим основаниям. По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, то есть правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательства (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

Общие правила, установленные  в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает  один какой-либо конкретный случай, обращен  к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений. Например, на основе такого нормативного финансово-правового  акта, как Закон РФ о подоходном налоге с физических лиц, Госналогслужба направляет конкретному гражданину, получающему доход от предпринимательской  деятельности, извещение об уплате определенной суммы налога. Таким  образом, индивидуальные финансово-правовые акты - это акты применения норм права. Принятие их - необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использованию финансовых ресурсов государства.

По юридической природе  финансово-правовые акты делятся на а) законодательные, к которым относятся  законы, принимаемые Государственной  Думой РФ, законы субъектов Федерации  по вопросам финансовой деятельности государства, и б) подзаконные. Это  наиболее многочисленная группа финансово-правовых актов. Сюда входят акты всех других государственных  органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ “О налоге на добавленную  стоимость” Госналогслужбой РФ принята  соответствующая инструкция).

Такое подразделение финансово-правовых актов конкретизируется в классификации  по органам, их издающим. Основные формы  актов государственных органов  установлены Конституцией РФ. Соответствующую  форму принимают и финансово-правовые акты (законы и постановления Государственной  Думы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др.). Например, издаются законы о федеральном бюджете  и постановления Государственной  Думы РФ по отчету об исполнении бюджета. Отраслевые органы государственного управления издают по вопросам финансов приказы  и инструкции. Такую же форму имеют  финансово-правовые акты финансово-кредитных  органов. При этом инструкции относятся  к нормативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать  и нормы права, и решения конкретного  характера. Органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные  органы, издают многочисленные индивидуальные финансово-правовые акты, которые помимо приказов имеют и другие формы  выражения (резолюция должностного лица об утверждении документа, о  разрешении каких-либо действий и т.д.). Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием. Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, то есть являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов.

К финансово-плановым акта относятся:

- основной финансовый план государства --федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

- финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;

- финансово-кредитные и кассовые планы банков;

- финансовые планы страховых организаций;

- финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;

- финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;

- сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах  соответствующих государственных  органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения -- министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

В заключение следует отметить, что эффективность ГФК обеспечивается соблюдением принципов ГФК и  требований к его организации. Так, эффективность системы органов  ГФК в целом достижима, если верно  определены их функции, четко разграничены полномочия, функционирует система  координации их деятельности, установлены  процедуры взаимодействия, а также  основания и виды ответственности.

Рассмотренные принципы находят  отражение и закрепление в  законодательных и иных правовых актах, регулирующих разные стороны  финансовой деятельности государства  и органов местного самоуправления, свое применение в подотраслях и институтах финансового права. Помимо этого, названным подотраслям и институтам свойственны и особые принципы, в которых проявляется их специфика. Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности Российского государства и закрепленными в Конституции РФ.

Итак, подводя итог изложенному, можно заключить, что не все отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, являются финансово-правовыми, составляют предмет финансового права. Финансово-правовые отношения в сфере финансовой деятельности государства перемежаются с гражданско-правовыми и, значительно реже, с трудовыми правоотношениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы 

 

1.  Шавров А.В. Финансовое право Российской Федерации / Московская финансово-промышленная академия. - М. 2004. с. 300.

2.  Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право. - М., 2006. – 274 с.

3.  Финансовое право: Учебник / О.Н. Горбунова. Е.Ю, Грачева и др.; Отв. Ред. Е.Ю, Грачева, Г.П. Толстопятенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 536 с.

4.  Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. - М., 2006.

5.  Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – 396 с.

6.  Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. - М., 2005. – 338 с.

7.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 12.07.2006 № 2 – ФКЗ) // Российская газета.- 1993. - № 237; Собрании законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 29. - Ст. 3119.

8.  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (в ред. от 05.02.2007 № 13 - ФЗ): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51 – ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; Российская газета. – 2007. – № 28.


Информация о работе Финансовая деятельность государства