Теоретико – правовые основы деятельности коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование правового регулирования, создания и функционирования коммерческих банков. Для реализации поставленной темы необходимо решить ряд задач:
Изучить появление банков на территории России;
Дать определение коммерческому банку;
Рассмотреть порядок создания коммерческих банков;
Определить законы, регулирующие порядок создания и лицензирования коммерческих банков.

Содержание

Теоретико – правовые основы деятельности коммерческих банков
1.1 Появление банков на территории России
1.2 Понятие коммерческого банка

Создание коммерческих банков
2.1 Законы, регулирующие порядок создания и лицензирования коммерческих банков
2.2 Порядок создания коммерческих банков

Функционирование коммерческих банков
3.1 Принципы деятельности коммерческих банков
3.2 Функции коммерческих банков

Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Финансовое право.docx

— 61.75 Кб (Скачать файл)

                                                   

 

Содержание

 

  1. Теоретико – правовые основы деятельности коммерческих банков

1.1 Появление банков на  территории России

1.2 Понятие коммерческого банка

 

  1. Создание коммерческих банков

2.1 Законы, регулирующие порядок создания  и лицензирования коммерческих банков

2.2 Порядок создания коммерческих  банков

 

  1. Функционирование коммерческих банков

3.1 Принципы деятельности коммерческих  банков

3.2 Функции коммерческих банков

 

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Неотъемлемой частью банковской системы  Российской Федерации являются коммерческие банки, деятельность которых является важнейшим фактором и одновременно важным средством обеспечения функционирования экономики в целом.

В ходе деятельности коммерческих банков возникают вопросы формирования их ресурсной базы, связанные с этим проблемы управления пассивными операциями коммерческих банков, а также связанные с ними вопросы осуществления активных операций.

В современных условиях, связанных с высокой степенью вовлеченности всей структуры банковской системы в частности, и экономики государства в целом, в мировую финансовую систему, особую актуальность приобретают вопросы обеспечения возвратности кредитов, как основы кредитной политики коммерческих банков.

      В качестве основы данной работы использованы нормативно-правовые акты различных уровней, ключевыми из них являются: Закон РФ «О банках и банковской деятельности в РФ », Гражданский кодекс РФ и другие.

Целью курсовой работы является исследование правового регулирования, создания и функционирования коммерческих банков.

Для реализации поставленной темы необходимо решить ряд задач:

    • Изучить появление банков на территории России;
    • Дать определение коммерческому банку;
    • Рассмотреть порядок создания коммерческих банков;
    • Определить законы,  регулирующие порядок создания и лицензирования коммерческих банков.

 

 

 

1. Теоретико-правовые основы деятельности  коммерческих банков

1.1 Появление банков  на территории  России

 

     До  середины 18 столетия в Российской империи практически отсутствовали кредитные учреждения. Исключение составляла так называемая монетная контора, которая осуществляла первые банковские операции в 1729 и 1733 годах в царствование императора Петра 2 и императрицы Анны Иоанновны. Однако объем этих операций был невелик.

 

     Позднее, в царствование Елизаветы Петровны, указом 1754 года были учреждены дворянские заемные банки и купеческий банк. Однако купеческий банк не оказал серьезного влияния на торговую деятельность. В 1770 году он прекратил выдачу ссуд, а в 1782 году передал свои капиталы дворянскому заемному банку. В 1758 году по проекту графа Шувалова был создан медный банк (в 1763 году он был закрыт из-за того, что взятые капиталы помещики и заводчики часто не возвращали). В 1786 году был образован государственный ассигнационный банк, который выпускал в обращение ассигнации и обеспечивал размен ассигнаций на «звонкую монету».

 

     В 1817 году для оживления оборотов промышленности и для содействия торговле в кредитах был создан коммерческий банк, который почти все свои оборотные средства предоставлял заемному банку, основанному для содействия земледелию.

 

     Переход России на путь капиталистического развития не замедлил отразиться и на организации банковского дела. В 1860 году был учрежден государственный банк. С этого времени начинает стремительно расти количество частных кредитных учреждений, которых к 1873 году насчитывалось уже 26. К началу промышленного подъема в 1894 году в России функционировало 37 акционерных коммерческих банков с 138 отделениями внутри страны. Во главе банковской системы дореволюционной России стоял государственный банк, имевший в 1914 году 10 контор и 124 отделения. К государственному банку было приписано 791 государственное казначейство, которые производили простейшие банковские операции.

 

     Социалистическую  банковскую систему лидер революционной  России В. И. Ульянов связывал с созданием  единого государственного банка, располагающего разветвленной сетью своих учреждений. Эта жестко централизованная схема управления банками легла в основу финансово-кредитной системы тоталитарного государства рабочих и крестьян. Одним из первых мероприятий советского правительства в области кредита явился декрет ВЦИК о национализации банков от 14(27) декабря 1917 года. Этим декретом все акционерные банки были слиты в один государственный банк, впоследствии переименованным в народный банк РСФСР. Земельные банки были совершенно ликвидированы, а прочие кредитные учреждения, не имевшие корней во вновь создавшейся экономической обстановке постепенно прекратили деятельность.

 

     В эпоху военного коммунизма национализация промышленности и торговли, переход  на систему бюджетно-сметного финансирования, незначительная роль денег в хозяйстве страны - сделали излишним существование кредитного органа и народный банк РСФСР был слит с народным комиссариатом финансов.

 

 С переходом к НЭПу возникла необходимость  в организации кредита. В 1921 году был создан государственный банк РСФСР, в 1923 году переименованный в Госбанк СССР. В 1922 году на акционерных началах был создан Промышленный банк, впоследствии переименованный в Торгово-промышленный банк СССР. Советское правительство выдало концессию представителю иностранных капиталистов на организацию российского коммерческого банка, впоследствии переименованного в банк для внешней торговли СССР.

 

     В основу кредитного дела в СССР было положено плановое начало. Государство, которое фактически монополизировало кредит, направляло средства в те отрасли народного хозяйства, в развитии или поддержании которых оно было заинтересованно. Каждый банк или система банков обслуживали самостоятельную отрасль народного хозяйства. Таким образом, саморегулирующийся «экономический механизм» наиболее эффективного вложения финансовых ресурсов подменялся централизованной системой административного распределения.

 

     В годы Великой Отечественной войны банковская система СССР сыграла важную роль в мобилизации материальных и денежных ресурсов для кредитования военной промышленности и оказания помощи эвакуированным предприятиям. В 1959 году была реорганизована система банков долгосрочных вложений. Функции финансирования и долгосрочного кредитования многих отраслей были переданы Стройбанку СССР, а сельского хозяйства, лесного хозяйства, потребительской кооперации - Госбанку СССР. В 1963 году в систему Госбанка СССР были переданы сберкассы. В 1987 году банковская система СССР была реорганизована по принципу отраслевой специализации банковского дела. Эта система объединила в себе Госбанк СССР и пять государственных специализированных банков: Промстройбанк, Внешэкономбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк и Сбербанк СССР. В 1988 году в стране началось создание кооперативных, инновационных банков, а также коммерческих банков территориального и отраслевого типа, универсальных или специализированных на выполнение определенных операций. С января 1991 года начал самостоятельно функционировать Центральный банк России. Появились центральные банки и в других регионах Союза. Примерно год сохранялось взаимодействие-противостояние Госбанка СССР и центральных банков регионов, а затем началась ликвидация Госбанка и специализированных банков бывшего СССР. 

 

 

 

 

1.2 Понятие коммерческого банка

       Банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.

 

     Основное  назначение банка - посредничество в  перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам  и  от продавцов  к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.

 

     Во-первых, для банков характерен двойной обмен  долговыми обязательствами: они  размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.

 

     Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.

  • В России банки могут создаваться  на основе любой 

формы собственности - частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается возможность  создания банков, основанных исключительно  на государственной форме собственности, которые в соответствии с действующим законодательством могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе.

 Для формирования уставных  капиталов российских банков  допускается привлечение иностранных инвестиций. Под банками с участием иностранных инвестиций понимаются:

  • совместные банки, т.е. банки, уставной капитал которых формируется за счет средств резидентов и нерезидентов;
  • иностранные банки - банки, уставной капитал которых формируется  за счет нерезидентов;
  • филиалы банков-нерезидентов.

 

     Решение об открытии каждого отдельного банка с участием иностранных инвестиций принимается  Советом директоров ЦБ РФ. ЦБ устанавливает лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны. Ограничения на участие иностранного капитала преследуют цель создать наиболее благоприятные условия для становления отечественных коммерческих банков и защиты от экспансии зарубежных банков.

 

  По  способу формирования уставного  капитала банки подразделяются на акционерные (открытого и закрытого типа) и  паевые. Возможность создания банков, принадлежащих одному лицу (юридическому или физическому) исключается действующим законодательством, согласно которому уставный капитал банка формируется из средств не менее трех участников. Если на начальном этапе  реформирования кредитной  системы коммерческие банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерных обществ.

Для акционерного общества характерно, что собственником его капитала выступает само общество, т.е. банк. А паевые коммерческие банки собственниками своего капитала не являются, поскольку каждый из пайщиков сохраняет право собственности на свою долю капитала. Паевые коммерческие банки организованы на принципах общества с ограниченной ответственностью, т.е. общества ответственность каждого пайщика ограничена пределами его вклада в общий капитал банка.

 Расширение  уставного фонда может осуществляться  как за счет внесения участниками  дополнительных взносов, так и  за счет вступления в банк  новых участников. Вопрос о вступлении  новых участников и размерах  их вклада в уставный фонд  банка решается на общем собрании  участников.

 

     У банков, функционирующих как акционерное  общество, уставный капитал разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, размещаемых среди юридических и физических лиц. Акционеры не вправе требовать от банка возврата этого вклада, что повышает устойчивость и надежность банка и создает для банка прочные основы для управления его ликвидностью. Акционерные банки бывают закрытого и открытого типов. Акции закрытых банков могут переходить из рук в руки только с согласия большинства акционеров. Акции банков открытого типа могут переходить из рук в руки без согласия других акционеров и распространятся в порядке открытой подписки. Подписка на ценные бумаги считается открытой, если список покупателей ценных бумаг не утверждается заранее учредителями или руководящими органами банка-эмитента, и в результате эти бумаги может приобрести любое лицо. Открытая подписка требует от банка широкой информации о своей деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Создание  коммерческих банков

2.1 Законы, регулирующие  порядок создания и лицензирования коммерческих банков.

 

     Универсальные коммерческие банки являются кровеносной системой экономики, без которых невозможно в настоящий период функционирование любого предприятия, так как все платежи проходят через коммерческие банки, все денежные потоки сосредотачиваются в банках, банки выступают фактором мобилизации денежного капитала в экономике.

 

     В силу такой их важности и значимости в экономике они не могут обособленно  существовать, образовываться сами по себе. Они, как и любое коммерческое учреждение, независимы, но подотчетны.

 

     В условиях возрастающего значения коммерческих банков во всех странах был введен контроль за созданием и образованием коммерческих банков.

 

     В настоящее время для открытия и осуществления деятельности коммерческих банков он должен получить соответствующее  разрешение, лицензию на проведение банковских операций.

В соответствии с основными банковскими  законами центральные банки разрабатывают  порядок создания коммерческого  банка, перечень документов, представляемых в банк для получения лицензии, основные требования к такому банку, прежде всего требования по размеру капитала, финансовому положению учредителей, квалификации руководящего состава.

Информация о работе Теоретико – правовые основы деятельности коммерческих банков