Сущность бюджета Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 07:25, курс лекций

Краткое описание

Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуется в государственный бюджет значительная часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

FP_7.docx

— 41.55 Кб (Скачать файл)

Однако для управления делами России в целом, а также  ее территориальных подразделений, для прогнозирования их развития важно знать, какие средства аккумулируются в рамках данной территории через действующие на ней бюджеты. Это имеет значение также для формирования взаимоотношений с выше- и нижестоящими органами власти. Поэтому составляются консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации (совокупность бюджета субъекта РФ и свода бюджетов муниципальных образований) и консолидированный бюджет Российской Федерации, объединяющий федеральный бюджет и свод бюджетов субъектов РФ. В результате в консолидированном бюджете РФ учитываются все бюджеты, от федерального до местных, действующие на территории страны.

В связи с понятием консолидированного бюджета законодательство ввело и другое — минимальный бюджет. Это расчетный объем доходов консолидированного бюджета нижестоящего территориального уровня, а также низовых звеньев бюджетной системы (сельских, поселковых и т.п.), покрывающих минимально необходимые расходы, гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти. Это определение относится к бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.*

Закон РФ «О финансовых основах  местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. (ст. 1)дал  понятие минимального бюджета применительно  к местным бюджетам, увязывая его  с государственными социальными  стандартами: минимальный местный бюджет — это расчетный объем доходов и расходов местного значения, учитывающий государственные минимальные социальные стандарты.*

Задачи  и функции бюджетной политики Бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач  в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации  денежных средств в бюджет, выбор  направлений использования бюджетных  средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной  системой, организацию с помощью  фискальных инструментов регулирования  экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая  сущность бюджетной политики государства. 
 
В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это

 
- концентрация финансовых ресурсов  на решении приоритетных вопросов; 
- снижение налоговой нагрузки на экономику; 
- упорядочивание государственных обязательств; 
- создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами. 
 
Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

Сущность бюджетной политики, как и любой другой экономической  категории проявляется в двух функциях - распределительной и контрольной.

 

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в  руках государства и их использование  с целью удовлетворения общегосударственных  потребностей. Это происходит путем  перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями  общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы  действия распределительной функции  очень широки, так как в бюджетные  отношения вступают почти все  участники воспроизводственного процесса.

Вторая - контрольная функция  позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении  бюджетных средств, эффективно ли они  используются, сигнализирует об отклонениях  в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей, можно прогнозировать социально-экономические последствия  бюджетной политики.

 

Таким образом, функционирование государственного бюджетной политики происходит посредством особых экономических  форм, отражающих отдельные этапы  перераспределения - доходов и расходов бюджета.

Сущность и роль бюджета в государстве

Государственный бюджет –  ведущее звено финансов, в котором  объединены главные доходы и расходы  государства.

Государственный бюджет представляет основной финансовый фонд на текущий  год и имеющий силу закона.

Федеральный бюджет выражает экономические отношения, посредством  которых происходит процесс образования  и использования централизованного  фонда денежных средств государства  и утверждается федеральным собранием  РФ как закон. Через этот бюджет реализуются  средства предприятия, различных форм собственности и, частично, доходы населения. Они направляются на финансирование НХ, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности, содержание органов государственного управления, финансовую поддержку субъектов  РФ на погашение государственного долга, создание государственных материальных, финансовых резервов и т.д.

Государственный бюджет строится по балансовому методу, т.е. его доходы равны расходам. Бюджет выполняет  функции:

1) перераспределение НД  и ВВП, через этот бюджет  перераспределяется около 30% ВВП;

2) государственное регулирование  и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение  социальной политики;

4) контроль за образованием  и использованием централизованного  денежного фонда.

Основные задачи бюджетной  политики состоят в:

1) удержать экономику от  спада производства;

2) обеспечить финансовую  стабилизацию путем принятия  мер по укреплению денежного  обращения;

3) стимулирование инвестиционную  активность и добиваться увеличения  доли накопления в НД;

4) сократить непроизводственные  расходы бюджета на государственные  дотации отдельным отраслям сферы  материального производства;

5) укрепить доходную базу  бюджета за счет совершенствования  налогообложения;

6) создать систему действенного  финансового контроля за эффективным  и целенаправленным использованием  государственных расходов;

7) усилить контроль за  величиной государственного долга


4.Структура  бюджета: понятие и элементы 

Любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти РФ, субъектов РФ и органов  местного самоуправления.

Источники доходов можно  классифицировать по различным основаниям.

По социально-экономическому признаку все доходы можно разделить  на доходы от хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, от внешнеэкономической деятельности, от банковской и страховой деятельности, от приватизации и т. д.

По юридическим формам доходы различных элементов бюджетной  системы можно разделить на налоговые  и неналоговые. Особое значение на сегодняшний  день имеют налоговые поступления, так как в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов.

Неналоговые поступления  складываются из доходов от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности; доходов от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями; средств, полученных в результате применения мер ответственности, в том числе штрафов, конфискаций, компенсаций; финансовой помощи и др.

Кроме того, источники доходов  бюджета можно разделить на внутренние и внешние. К внешним источникам относятся средства, предоставляемые  иностранными государствами и международными организациями. Необходимо отметить, что  данные средства чаще всего предоставляются  на возвратной основе, т.е. по своей  сути являются процентными ссудами.

Наибольшее практическое значение имеет классификация по порядку и условиям зачисления доходов. По этому основанию доходы бюджета  можно разделить на собственные  и регулирующие, дотации, субвенции  и ссуды.

Собственные (закрепленные) доходы — это такие поступления, которые в полном объеме или в  твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке зачисляются  в соответствующие бюджеты.

Такой способ распределения  доходов между бюджетами различных  уровней, как их закрепление (закрепленные доходы), используется при формировании доходной части бюджетов всех уровней, что должно повышать самостоятельность  элементов бюджетной системы. Закрепление  доходов за бюджетами различных  уровней осуществляется бюджетным  и налоговым законодательством. Вышестоящие бюджеты обладают правом передавать свои закрепленные доходы в бюджеты нижестоящего территориального уровня в целях обеспечения гарантированного уровня доходной части этих бюджетов.

Регулирующие доходы —  федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым в целях  сбалансированности доходов и расходов устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в нижестоящие бюджеты  на очередной финансовый год, а также  на долговременной основе (не менее  чем на 3 года) по разным видам таких  доходов.

Зачем нужны регулирующие доходы? Дело в том, что социально-экономическое  развитие разных сфер народного хозяйства  происходит достаточно неравномерно, так, что суммы, получаемые из одного и того же источника дохода, могут  год от года существенно отличаться. Поэтому закрепление абсолютно  всех источников доходов за определенными  бюджетами вызвало бы диспропорции, несбалансированность бюджетов различных  уровней. Регулирующие источники доходов  позволяют избежать негативных последствий.

Представительные органы власти территорий вышестоящего уровня утверждают перечень регулирующих источников доходов. Само же распределение доходов  от этих источников происходит при  утверждении указанными органами бюджетов в форме определения нормативов отчисления от этих доходов.

Кроме того, бюджетное регулирование  возможно и в форме закрепления  за бюджетами нижестоящего уровня регулирующих источников доходов на долговременной основе (не менее чем на три года).

Если распределение регулирующих источников доходов не привело к  сбалансированности бюджета, то применяются  такие формы бюджетного регулирования, как дотации и субвенции, а  также бюджетные ссуды.

Дотация — это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Выделение дотаций осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, т.е. ее использование не имеет целевого назначения.

Субвенция — это денежная сумма, предоставляемая бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Другими словами, субвенции имеют строгое целевое назначение и должны быть использованы в определенный срок.

Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, представляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. Расходы бюджета могут быть классифицированы по различным основаниям.

Функциональная классификация  расходов бюджетов РФ отражает направление  бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

Ведомственная классификация  расходов федерального бюджета является группировкой расходов федерального бюджета  и отражает распределение бюджетных  средств по главным распорядителям средств федерального бюджета (министерствам  и ведомствам).

Экономическая классификация  расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию, в соответствии с которым выделяются две основных группы: текущие и капитальные  расходы.

К текущим относятся расходы, обеспечивающие функционирование органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, бюджетных  учреждений, оказание государственной  поддержки другим бюджетам и отдельным  отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее  функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в  капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Капитальные расходы бюджетов — это ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной  деятельности и другие затраты, связанные  с расширенным воспроизводством: капитальные вложения в развитие территорий, капитальный (восстановительный) ремонт, финансирование экологических  программ и т. п.

Практическое значение этой классификации заключается в  следующем: при наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

При составлении бюджета  любого уровня важное внимание уделяется  требованию сбалансированности бюджета. Как отмечается в законе, сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым  условием бюджетно-финансовой политики.

Превышение расходной  части над доходной составляет дефицит  бюджета. Существенный, постоянно растущий бюджетный дефицит неизбежно  ведет к росту государственного долга, усиливает инфляционные процессы. Однако в умеренных размерах дефицит  бюджета страны представляется нормальным явлением и имеется во многих высокоразвитых капиталистических странах.

В целях сбалансированности бюджета представительные органы, утверждающие бюджет, могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Уже одно это является средством борьбы с  бюджетным дефицитом, так как, будучи утвержденным чаще всего еще до окончательного утверждения бюджета, предельные размеры  дефицита препятствуют принятию бюджета  с существенным дефицитом.

Информация о работе Сущность бюджета Российской Федерации